Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:02, реферат
Даже такое понятие, как взаимодействие между наследственностью и средой, является более комплексным, чем может показаться на первый взгляд, поскольку существуют разные типы взаимодействия. Прежде всего, у нас имеются простые аддитивные отношения между наследственностью и средой; когда мы говорим, что вариативность различий в интеллекте может быть приписана на 80 процентов наследственности и на 20 процентов среде, мы подразумеваем, что наблюдаемые результаты дают совокупным образом оба фактора.
Также известно о полученных корреляциях между IQ ребенка (в разном возрасте) и образовательным уровнем приемных родителей. И снова обнаруживается отчетливая модель: ни в каком возрасте показатели IQ приемных детей не коррелируют с показателями приемных родителей более чем на уровне 0,1, и сходство в показателях IQ не увеличивается с возрастом. Это заметно контрастирует с тем фактом, что с возрастом дети, безусловно, обнаруживают сходство со своими настоящими родителями, даже когда они не живут вместе и разлучены с ними вскоре после рождения. Было бы трудно, имея эти факты, отрицать присутствие сильного генетического компонента в сходстве родителя и ребенка.
Данные кровного родства
Еще один источник фактических данных — сравнение показателей IQ кровных родственников, так называемые корреляции родства. Степень кровного родства двух родственников должна детерминировать сходство в их показателях 1Q. К примеру, два родных брата должны иметь между собой большее сходство, нежели двоюродные братья. Было выполнено большое количество исследований родства, и в общем и целом полученные результаты поразительно близки к тому, что ожидалось получить исходя из простой модели, по которой IQ во многом наследуется, а среда имеет небольшое влияние. Таким образом, мы обнаруживаем, что все эти разные типы данных указывают на довольно сходные результаты. Они позволяют нам заключить, что генетические факторы объясняют порядка 70 процентов (нескорректированная цифра) или 80 процентов (скорректированная цифра) индивидуальных различий в умственных способностях в том виде, как они
Наилучшая модель — простая модель
К многочисленным данным, полученным из многих разных источников, была приложена очень простая модель генетического и средового влияния. Эта модель постулирует три вида влияний на IQ:
генетических факторов, домашних (межсемейных) факторов и индивидуальных (внутрисемейных) факторов. При этом не постулируется статистическое взаимодействие между IQ и средой, поскольку в таковом нет необходимости.
Этот факт часто становится мишенью критики, так как интуитивно взаимодействия кажутся довольно вероятными. Однако их присутствие в любой степени сделало бы невозможным столь хорошее объяснение имеющихся данных этой простой моделью. Анализ статистических взаимодействий — слишком сложная статистическая процедура, чтобы вдаваться в него здесь в подробностях. Достаточно просто заметить, что статистическое взаимодействие между наследственностью и средой отразилось бы заметным образом на корреляциях родства. Два индивида с общим генотипом и общей средой были бы подвержены одному и тому же взаимодействию между генами и средой и, следовательно, демонстрировали бы повышенное сходство. Этот эффект был бы наиболее заметен у монозиготных близнецов, которые имеют полную общность генотипа. Наоборот, индивиды, воспитываемые в приемных семьях, не имеют либо общих генов (со своими приемными родителями или сиблингами), либо общих средовых влияний (со своими родителями, сиблингами или разлученным близнецом), следовательно, в их случае взаимодействие будет уникальным, а они будут демонстрировать меньшее сходство.
Кик результат, взаимодействие между генетическими факторами и межсемейными средовыми факторами привело бы к тому, что все корреляции для природных семей были бы выше, нежели предполагала бы эта простая модель, а все корреляции для приемных семей были бы ниже. Имеющиеся данные такой тенденции не обнаруживают. Возможно, взаимодействие между генетическими факторами и межсемейными средовыми факторами существует, но его было бы трудно выявить. С учетом приведенных цифр возможный эффект взаимодействия должен быть действительно незначительным.
Имеется мало свидетельств о каком-либо ином эффекте взаимодействия, помимо простого аддитивного отношения. Хотя такой эффект может существовать, он должен быть сравнительно небольшим. Следовательно, мы делаем вывод, что простая модель, дающая наследуемость порядка 80 процентов, одновременно реалистична и обоснованна. Разумеется, погрешности измерения всегда присутствуют в научных исследованиях и делают невозможной абсолютную точность. Но представляется крайне маловероятным, чтобы наследуемость умственных способностей в современных западных странах была бы ниже 70 или выше 85 процентов.
Все попытки выяснить, откуда появляются различия между мужчинами и женщинами на социальном уровне сводятся к следующему:
1) различия биологического (генетического) характера между мужчинами и женщинами являются основным фактором;
2) социальные условия создают благоприятную обстановку для превалирования мужчин.
Генетики считают, что мужчины показывают себя носителями таких качеств, которые можно назвать прогрессивными, а женщины являются носителями консервативных черт.
Феминистки ставят в вину мужчинам-исследователям их склонность истолковывать итоги проведенных исследований с чисто мужских позиций относительно женщин. В свою очередь мужчины-психологи проявляют нетерпимость к стремлениям подвести причины различия в степени развития познавательных и иных процессов к общественным. Выяснилось, что женщины показывают лучшие результаты при выполнении тестов на скорость восприятия знаковой информации и изображений. Они лучше могут запомнить локализацию объектов в пространстве, их взаимное местоположение.
Более того, известно, что у женщин лучше сформирована тонкая моторика. Они так же лучше, чем мужчины, т. е. с большей скоростью, выполняют арифметические операции («Арифметический тест»).
Но
мужчины значительно
Это имеет отношение в первую очередь к упражнениям, для выполнения которых требуется наличие пространственного мышления. Мужчины намного лучше выполняют упражнения, связанные с различением и поиском элементарных образов, скрытых в сложных. Они лучше, чем женщины, выполняют тесты, направленные на оценивание математических способностей.
Ученые Чикагского университета К. Кернз и Ш. Беренбиери выяснили, что половые различия играют немаловажную роль в успешности выполнения заданий на выявление уровня пространственного мышления. В научном мире давно известно, что половые гормоны оказывают влияние на органическое развитие мозга с доисторических времен. Именно поэтому воздействие среды нельзя изолировать от специфики физиологического дозревания.
Когда ученые предложили для решения задачи, в которых необходимо было запомнить маршрут, выяснилось, что мужчины быстрее запоминают маршрут, тогда как женщины лучше запоминают дорожные ориентиры. Сначала ученые считали, что пространственный и математический интеллекты можно назвать вторичными половыми признаками мужчины, потому что при изучении этих способностей отмечаются самые большие половые различия. Как выяснили Дж.Стенли и его помощники, превосходство мужчин над женщинами по уровню развития этих способностей можно выразить отношением 2:1. Тот факт, что эти отличия в пространственном мышлении проявляются еще до полового созревания, подтверждают многочисленные опыты и исследования.
Мальчики уже в 8-9-летнем возрасте хорошо ориентируются в пространстве. Если 6-летним детям дать задание сконструировать трехмерную модель классного кабинета, то мальчики успешнее справятся с заданием, чем девочки.
Если говорить о математических способностях, то различия между мальчиками и девочками до подросткового возраста не столь заметны, они проявляются лишь в 11-12 лет (при решении задач повышенной сложности и в тех случаях, когда есть необходимость в математическом творчестве) и с возрастом становятся все заметнее.
Хотя некоторые ученые пытаются связать высокий уровень математических способностей мальчиков с формированием у них зрительно-пространственного интеллекта, но, как это выяснится далее, скорее всего это всевозможные способности психофизиологического механизма, который их обеспечивает. Не имели успеха попытки объяснения высокого качества выполнения математических тестов различным уровнем математической подготовки, следованием социальным стереотипам.
Кроме этого, из 2000 математически талантливых детей школьного возраста в США девочки в 2 раза реже останавливают свой выбор на профессии математика. При выполнении математических заданий девочки проявляют больше беспокойства, чем мальчики. Они объясняют успехи и неудачи внешними обстоятельствами (сложностью заданий), а мальчики - личными способностями. Различия в математических навыках носят сложный характер. Первоначально девочки превосходят мальчиков в математических вычислениях, но позднее юноши превосходят девушек в решении задач.
Некоторые ученые пытались
Отчасти объяснение может лежать в области биологии. Левое полушарие головного мозга, в котором сосредоточены все центры речи, возможно, быстрее
созревает у девушек. Однако опыт тоже нельзя не принимать в расчет. Чтение, например, часто считается типичным занятием девушек. Следовательно, девушки более склонны, чем юноши, тратить время и усилия на то, чтобы овладеть вербальными навыками.
За последние 20 лет разница между результатами, полученными после выполнения тестов на выявление уровня пространственного мышления, стала меньше. И все же Т. Л. -Хилтон в 1985 г., протестировав 23 тыс. испытуемых, выявила значительные различия между юношами и девушками при выполнении вышеуказанных тестов.
Очень любопытные результаты получены при сопоставлении мужчин с гомосексуальными и гетеросексуальными наклонностями. Если судить по результатам выполнения тестов на выявление уровня структуры интеллекта, то гомосексуалы находятся как бы посередине шкалы «мужчина - женщина». Да, эта категория людей хуже справляется с тестами на выявление уровня пространственного интеллекта, но зато гораздо лучше других справляется с заданиями на скорость перечисления объектов одной группы. Интересно, что при выполнении тестов на изучение словарного запаса и вербальных представлений различия практически отсутствуют.
Особого интереса достойны
Своеобразные обследования провел Р. Л. Вудфорд. Он предлагал задания на пространственное мышление женщинам до родов и после них: ведь именно в это время прослеживается предельное колебание степени содержания гормонов в организме. Как только уровень эстрогенов в крови женщин снижался, качество выполнения пространственных тестов резко возрастало. Другие авторы в своих исследованиях выявили понижение умственной активности в период предменструальной и менструальной фазы цикла. Если брать математические способности, то у мужчин прослеживается обратная зависимость между уровнем гормонов и успешным выполнением заданий, а у женщин такая связь отсутствует.
Стремления и попытки одолеть разность полов, как правило, инициируют ученые-женщины. Д. П. Узбср высказала предположение о том, что на успешное выполнение тестов влияет не возраст, а индивидуальная скорость полового созревания организма (этот процесс контролируют гормоны). Таким образом, те люди, которые опережают по развитию ровесников, соответственно должны лучше справляться с заданиями вербальных тестов, чем пространственных. Так как девочки перегоняют мальчиков в развитии, их языковые навыки главенствуют над пространственными.
Д. П. Уабер с успехом подтвердила свое предположение, но, кроме нее, никто к ее данным интереса не проявил.
В 1983 г. ученый Калифорнийского института Валерия Шут организовала «критическое исследование». Она сумела доказать, что женщины, имеющие высокий уровень андрогенов, в самом деле лучше справляются с пространственными тестами, а у мужчин зависимость имеет обратный вид: чем меньше содержится андрогенов в крови, тем лучше мужчина справляется с тестом, который содержит задания на пространственное мышление!
Проблема ориентации в пространстве запутана еще больше. В 1961 г. Р.Е.Стэнфорд получил данные, которые доказывают следующее: способности к пространственному мышлению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но никогда отец не сможет пере дать это сыну. Эти результаты привели его к мысли о существовании генетического устройства, которое способствует наследованию пространственных способностей. И все же Д. Гудинаф и его коллеги при помощи метода генетических маркеров показали, что пространственные способности решительным образом отличаются друг от друга механизмом наследования. Известны и другие эпизоды генетических и гормональных отклонений. Примером тому являете синдром Шерешевского-Тернера, ХО-синдром, мужской псевдогермафродитизм.