Границы нормы и патологии в современной сексологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:18, реферат

Краткое описание

Интимная жизнь людей имеет много разных, часто противоречивых сторон, о которых к тому же не принято говорить, но одна из них — стремление к физическому сближению — связана с половым инстинктом. Этот древний инстинкт, связанный у всего живого с продолжением рода, у человека выходит далеко за рамки воспроизводительной функции.

Содержание работы

1.Специфические трудности в определения понятий нормы и патологии.
2.Понятие нормы.
а)Партнерская и индивидуальная сексуальная норма.
б)Критерии индивидуальной нормы: возрастной и конституциональный
3.Сексуальность – часть биологической функции человека.
4.История вопроса.
5.Состояние современной сексологии по вопросу нормы и патологии.
а)Особенности современных классификаций
6..Важность своевременного сексуального воспитания у молодежи.

Содержимое работы - 1 файл

Границы нормы и патологии.Реферат. !.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

План 

1.Специфические  трудности в определения понятий  нормы и патологии.

2.Понятие нормы.

   а)Партнерская и индивидуальная сексуальная норма.

    б)Критерии  индивидуальной нормы: возрастной  и конституциональный

3.Сексуальность  – часть биологической функции человека.

4.История вопроса.

5.Состояние современной  сексологии по вопросу нормы  и патологии.

     а)Особенности   современных классификаций 

6..Важность своевременного  сексуального воспитания у молодежи.

Границы нормы и патологии

         Интимная жизнь людей имеет много разных, часто противоречивых сторон, о которых к тому же не принято говорить, но одна из них — стремление к физическому сближению — связана с половым инстинктом. Этот древний инстинкт, связанный у всего живого с продолжением рода, у человека выходит далеко за рамки воспроизводительной функции. Поэтому требуется немало усилий воли, отточенной воспитанием и сознательностью, чтобы не идти у него на поводу. 
Половая жизнь человека вполне естественна, поэтому перед каждым рано или поздно встает принципиально важный вопрос о сексуальной норме. Действительно, что считать здесь нормальным и здоровым, а что, наоборот, ненормальным и патологическим? 
Тема эта непростая, так как понятно, что приблизиться к человеческой сексуальпости с беспристрастной научной объективностью, которая применима к другим функциям человеческого организма, очень трудно. 
Подчеркивая специфические трудности в определении количественных характеристик половой функции человека, советский социолог И. С. Кон выделяет три основных аспекта в установлении нормы половых проявлений: «Сексуальная жизнь человека — чрезвычайно сложная и тонкая область. Вероятно, ни в одной другой области мы не говорим так часто о «норме», «отклонениях», «излишествах» и т. п., как здесь. Но что, собственно, значат эти понятия? Во-первых, понятие нормы употребляется в моральном смысле, обозначая такое поведение, которое считается правильным в свете существующей системы нравственности. Во-вторых, мы говорим о норме в статистическом смысле: как в среднем ведут себя люди в данном обществе, когда в среднем начинается половая жизнь, с какой интенсивностью она развивается и т. и. В-третьих, мы говорим о норме в физиологическом смысле, имея в виду оптимальный режим для данного организма. Очевидно, что все эти три значения не совпадают друг с другом». 
История развития сексологии как науки свидетельствует о значительных трудностях четкого определения понятий нормы и патологии, ибо они тесно переплетены с биологическими, историческими, личностными и социальными факторами, а также проблемами морали, религии и культуры. И неудивительно, что попытки австрийского психиатра 3. Фрейда приступить к изучению психологии сексуальности в начале XIX в. нривели к тому, что от него отказались его коллеги и друзья.

Норма сексуальная, оптимум индивидуальных половых проявлений в жизнедеятельности человека, позволяющий ему испытывать сексуальное наслаждение и обеспечивать гармонию интимных отношений с партнёром за счёт умения понимать чувства и желания сексуального партнёра и адекватно выражать собственные психосексуальные потребности в общении с ним. Понимание и определение критериев сексуальной нормы — достаточно сложная задача вследствие тесного переплетения биологических, социальных и личностных факторов, влияющих на половую жизнь человека, а также многообразия связанных с ней индивидуальных отклонений. Зависимость понятия нормы от комплекса культурных факторов, религиозных убеждений, морально-этических требований, господствующих в отдельных социальных группах или в обществе в целом, приводит как к чрезмерно широкой трактовке сексуальной нормы, так и к неоправданно жёсткому её ограничению, вплоть до полного отрицания самой возможности многообразия сексуального самовыражения личности. Только разработка чётких научных критериев сексуальной нормы позволяет провести границу между тем, что следует считать нормальным и здоровым, и тем, что рассматривается как ненормальное, патологическое, а значит, требующее определённой коррекции.

Немецкий сексолог С. Шнабль считает, что на современное  понимание нормы в сексологии оказали влияние три основных её понятия. Первое — норма как мера ценности, моральный постулат, этическое требование, то есть своего рода идеальный образец сексуального поведения, предписанный обществом. Такого рода нормы появлялись и сменялись в процессе исторического развития общества, что зависело от господствующих религий или классов, установившихся культурных и моральных норм. Их объявляли абсолютными и "естественными", не подвергаемыми критике. Во втором случае за норму принимают среднюю величину, выведенную из частотных характеристик тех или иных сексуальных проявлений.

При этом нормальным считается то, что чаще всего встречается, а к ненормальному относят  всё то, что встречается сравнительно редко, причём степень ненормальности соответствует степени редкости тех или иных сексуальных проявлений. Подобный подход и до сих пор в значительной степени формирует общественное мнение , что приводит к массовой негативной оценке тех лиц, которые относятся к "сексуальному меньшинству", то есть удовлетворяют свои половые потребности иначе, чем большинство людей. Понимание нормы как некого усреднённого показателя противоречит признанию за человеком права на индивидуальное самовыражение. Третье понятие нормы в медико-психологическом аспекте не связывается ни с критерием ценности, ни со степенью частоты. Под понятием "нормальное" в этом случае подразумевается всё здоровое, необходимое для хорошего физического и психического самочувствия, хорошей социальной адаптации, независимо от того, как часто или редко оно встречается и в какой степени приближается к идеальному. Разграничение нормы и отклонений в сексуальном поведении в любом обществе является относительным. Но существуют половые извращения (гомосексуализм, садизм, мазохизм и др.), которые подлежат резкому осуждению.

           Многие специалисты выделяют партнерскую и индивидуальную сексуальную норму. К. Имелинский приводит 6 критериев партнерской нормы: 1) различие пола; 2)зрелость; 3) взаимное согласие; 4) стремление к достижению обоюдного наслаждения; 5) отсутствие ущерба здоровью; 6) отсутствие ущерба другим людям, то есть обществу. В соответствии с этими критериями к партнерской норме могут быть отнесены все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на обоюдное наслаждение, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития. Характер конкретных форм сексуального поведения и действий партнёров не имеет при этом решающего значения, поскольку за человеком признаётся право поиска собственных, индивидуальных путей для достижения полового удовлетворения. При таком подходе к сексуальной норме относится потенциальная способность выполнять все 3 основные функции сексуальности: биологическую (оплодотворение), психологическую (наслаждение, удовлетворение) и социальную (реализация потребности в межчеловеческих контактах). Затруднения или невозможность реализации человеком любой из этих функций будут определять выраженность у него отклонений от нормы в сторону сексуальной патологии.Поскольку партнерская норма достаточно полно разграничивает сексуальную норму и патологию в психологическом и социальном аспектах, выделяют также индивидуальную норму, характеризующую биологические аспекты сексуальности. Ю. Годлевский считает, что для взрослого человека нормальными являются такие формы сексуального поведения, которые, во-первых, по непреднамеренным причинам не исключают либо резко не ограничивают возможность осуществления полового акта, способного завершиться зачатием; во-вторых, не характеризуются стойкой тенденцией избегания половых сношений в силу наличия у индивида дисфункциональных сооциальных или грубых нарушений психосексуального развития .Приведённая индивидуальная норма сформулирована как дополнение к партнерской норме.

       Работы российских сексологов позволяют ввести ещё 2 важных критерия индивидуальной нормы: возрастной и конституциональный. В первом случае необходимо соотносить сексуальные потребности конкретного человека с его возрастом и общим состоянием здоровья. Очевидно, что норма для одного и того же мужчины в 25 и 60 лет будет совершенно различна, поскольку интенсивность сексологических проявлений с возрастом постепенно снижается. Известно, что индивидуальная половая активность мужчин и женщин колеблется в очень широком диапазоне.Поэтому при оценке индивидуальных норм следует исходить из потенциальных сексуальных возможностей данного человека, а не из среднестатистических показателей. В этом условно-физиологический ритм половой жизни (2 — 3 раза в неделю) будет считаться совершенно нормальным в первый год супружества для мужчины 20 — 30 лет, имеющего слабую половую конституцию, но вряд ли будет соответствовать его индивидуальной сексуальной норме при высоких конституциональных параметрах. Подобные несоответствия реальной сексуальной активности человека его половой конституции нередко обусловлены сексуальными дисгармониями в супружеской паре и требует психотерапевтической коррекции.

         Рассуждая о норме человеческой сексуальности, можно исходить и из других положений, учитывающих цели и смысл половых функций в самом полном объеме. В таком случае к сексуальной норме следует отнести потенциальную способность сексуальности выполнять все три ее функции: биологическую (воспроизводство потомства), психологическую (получение наслаждения и полового удовлетворения) и социальную (реализация потребности в межчеловеческих контактах). Характер и степень отклонений в возможности реализации какой-то из перечисленных функций определяет степень нарушения сексуальной нормы. Такой подход к сексуальной норме позволяет оценить ее как в партнерском, так и в индивидуальном аспекте. 

Полученные при исследовании здоровых мужчин средние возрастные параметры сексуальных эксцессов свидетельствуют, что большинство их укладывается в диапазон между началом половой жизни (как добрачной, так и брачной) и окончанием «медового месяца». Способность к эксцессам снижается с возрастом, и обычно к 60 годам эту возможность сохраняют лишь единичные мужчины. 
Вступление в брак и начало регулярной половой жизни (в среднем в 24,6 года у мужчин и 21,8 — у женщин) является началом периода зрелой сексуальности. Он характеризуется установлением индивидуального уровня половой активности, определяемого половой конституцией, условиями жизни и системой укоренившихся взглядов на половую жизнь. 
Так называемый инволюционный период патовой активности (климакс) не имеет четкой возрастной границы и проявляется индивидуально.Этот период характеризуется постепенным снижением половой активности, а затем и полной утратой способности к совокуплению. Количество мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается с 75 % у шестидесятилетних до 30 % у семидесятилетних и 15 % у восьмидесятилетних. У женщин возрастную динамику половой активности проследить трудно ввиду ее пассивной роли в процессе совокупления.

 
Среднестатистические показатели половой  активности служат основой определения  нормы для отдельного индивида, в  которой должны быть учтены его наследственные, гормональные, неврологические и личностные характеристики.

                                 История вопроса 
 
      Европейская история пережила две сексуальные революции, т.е. два значительно длительных периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений.  
      Первый относится к эпохе распада Римской империи и формирования христианской культуры, второй - ко второй половине XX века.  
      Исследователи античности отмечают в качестве одной из ее особенностей проникновение полового элемента во все сферы жизни (культ фаллоса, специфические половые божества, свободное проявление полового элемента в общественной жизни, литературе, искусстве). В "наивности разврата" заключалось одно из своеобразий античной культуры. "Относительно числа и изощренности различных видов половых сношений древний мир ни в чем не уступал новому времени или даже, быть может, превосходил его. Это видно по чрезвычайно обширному и до мелочей дифференцированному эротическому словарю греческого и латинского языков, послужившего основанием для всех эротических словарей современных культурных языков. И в этом также мы только подражатели и последователи древних..."

 
      Половые извращения у греков  и римлян И.Блох оценивает как  "всеобщие антропологические  явления - т.е. такие, которые  встречаются повсюду и во все времена, независимо от культуры и вырождения". В то же время он и другие исследователи античности говорят о крайней интенсивности фактора половой распущенности и извращенности в позднем Риме. Полибий в "Истории" свидетельствовал: "Люди впадали в великий блуд и любостяжание, и роскошь и не женились, а если и женились, то не желали воспитывать родившихся детей". Юстин писал об обычае выбрасывать детей. "Выбрасывать детей худо и потому еще, что их подбирают обычно развратные люди и выращивают (как девочек, так и мальчиков) исключительно для своих сексуальных развлечений. Многие римляне держали целые стада таких детей". Славою женщины считалось наличие большого числа мужчин-любовников. Целомудрие и добродетель оценивались как доказательство уродливости женщин. Примеры и свидетельства половой извращенности, царящей в эту эпоху, составили не один том. Исследователи античности неоднократно приходили к выводу, что кризис и гибель этой культуры были тесно связаны с духовно-нравственным вырождением, которое не в последнюю очередь определялось типом сексуальных отношений.  
      Г.К.Честертон писал: "К несчастью античной цивилизации, для огромного большинства древних не было ничего на мистическом пути, кроме глухих природных сил - таких как пол, рост, смерть... Древние сочли половую жизнь простой и невинной -и все на свете простые вещи потеряли невинность. Половую жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям, как сон или еда. Когда пол перестает быть слугой, он мгновенно становится деспотом. По той или иной причине он занимает особое, ни с чем не сравнимое место в человеческом естестве; никому еще не удалось обойтись без ограничения и очищения своей половой жизни". Характеризуя это время, он справедливо утверждал, что "христианство явилось в мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно возможным способом - аскезой"
.Это исцеление и было первой сексуальной революцией в европейской истории. Г. Миллер в исследовании "Половая жизнь человечества" констатирует: "Прямо поразительно, сколько было сделано в этот период церковью для упорядочивания половой жизни, а через это - к оздоровлению общественного организма... Именно здесь сидела глубже всего и была всего упорнее болезнь века".  
      Христианство осуществляет принципиальное изменение смысла сексуальности. Сексуальность как вечно живое "животное в человеке" (Платон) становится проявлением "единомудрия и целомудрия" супругов. В таинстве брака сексуальность освящается и превращается в свидетельство любви, в "реальное вхождение в сферу бесконечного бытия", "в противоядие смертности"
. 
      Содержание сексуальной революции, которую на протяжении нескольких столетий осуществляло христианство, заключалось и в утверждении принципа моногамии, и в одухотворении отношений между мужчиной и женщиной, и в утверждении аскетизма как формы духовной свободы человека.  
      Вторую сексуальную революцию, вернее контрреволюцию, европейская цивилизация переживает с середины XX века. Ее символическим началом можно считать выход в свет в 1953 году журнала "Плейбой". Сегодня уже можно говорить о ее реальных последствиях. Это - раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров, рост числа разводов, легализация гомосексуализма, нарастающая эпидемия СПИДа, распространение венерических заболеваний и изматывающая бездуховность. Для нее характерен негативизм по отношению к моральным ценностям христианства и обращение к язычеству как эталону понимания сексуальности. "Язычество оправдывает все варианты сексуальной любви и эротических наслаждений" - лейтмотив современной сексологии.  
     

Информация о работе Границы нормы и патологии в современной сексологии