Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:49, реферат
Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует столь важная, как проблема гениальности. Откуда она, и что это такое, каковы причины ее исключительной редкости? Действительно ли это подарок богов? И если это так, то почему такие подарки даются одному, тогда как тупость удел другого? Рассматривать появление гениальных людей среди мужчин и женщин как чисто случайное, как результат слепого случая, или в зависимости только от физических причин способен лишь материалист.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………...стр.2
2. Сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом
отношении……………………………………………………………………………………………………………стр.2
3. Гениальные люди, страдавшие умопомешательством: Гаррингтон, Болиан,
Кодацци, Ампер, Кент, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Ленау,
Шопенгауэр и другие…………………………………………………………………………………………...…...стр.6
4. Специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством…………………………………………………………………………………………………...стр.10
5. Аномалии черепа у великих людей……………………………………………….……….…………………....стр.13
6. Исключительные особенности гениальных людей. Заключение…………….…………………………...…стр.14
7. Список литературы……………………
10) Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть и больное сердце заставляли считать такие сомнения преступлениями. Тассо, например, мучился от одного только опасения, что он еретик. Ампер часто говорил, что сомнения -- самая ужасная пытка для человека.
11) Затем все психически больные гении без исключения чрезвычайно много занимаются своим собственным «я» и с намерением выставляют на вид свое ненормальное состояние, как будто стараясь этим признанием оправдать свои нелепые поступки.
Очень естественно, что при своем громадном уме и замечательной наблюдательности они, наконец, убеждались в своей ненормальности и глубоко страдали от этого. Все люди охотно говорят о себе, но в особенности -- помешанные, которые в этом случае делаются слишком красноречивыми.
Паскаль, утверждавший, что христианство уничтожает личность, не в состоянии был написать своей автобиографии вследствие своей преувеличенной, болезненной скромности. Галлер, тщательно записывавший в дневнике свой религиозный бред, признавался в том, что он по временам считает себя "глупым, сумасшедшим, гонимым Богом и не возбуждающим в людях ничего, кроме насмешек и презрения" и что ему не раз случалось менять свои убеждения в течение суток. Свифт подробно, день за днем, описывал свою жизнь в сочинении, озаглавленном "Письма к очень молоденькой леди", и указывает на свое умопомешательство в таких весьма недвусмысленных выражениях: "От всего человеческого тела поднимаются испарения, идущие к мозгу: если они не слишком обильны, человек остается здравомыслящим; если же их слишком много, то они вызывают в нем экзальтацию и превращают его в философа, политика или основателя новой религии, т.е. в помешанного. Я сам принадлежу также к числу помешанных: фантазия у меня часто разыгрывается до такой степени, что разум уже не в состоянии сдерживать ее; вот почему друзья мои оставляют меня одного лишь в том случае, если я обещаю им дать своим мыслям иное направление". Летцман, выбросившийся потом из окна, написал знаменитый "Дневник меланхолика", а Майлат изобразил свои страдания в романе "Самоубийца" и вслед затем утопился вместе со своей сестрой, которой был посвящен этот роман.
12) Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогических выводах, в нелепых противоречиях и в уродливой фантастичности. Неужели Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого гения или даже просто чиханием? А великий Ньютон, взвесивший все миры во вселенной посредством одного только вычисления, разве не находился в состоянии невменяемости, когда вздумал сочинять толкования на Апокалипсис или когда писал Бентлею: "Закон тяготения отлично объясняет удлиненную орбиту комет; что же касается почти круговой орбиты планет, то нет никакой возможности уяснить себе удлинение ее в одну сторону, и потому она могла быть произведена только самим Богом". И однако же в своем сочинении "Оптика" Ньютон сам восстает против тех исследователей, которые, по примеру последователей Аристотеля, допускают существование в материи каких-то таинственных свойств и через это без всякой пользы для науки задерживают изыскания исследователей природы. Ампер же был глубоко убежден в том, что ему удалось найти квадратуру круга. Паскаль, изучавший некогда законы теории вероятностей, верил, что прикосновение к реликвиям излечивает слезную фистулу, и заявил об этом в одном из своих сочинений. Вследствие своей мании ко всему первобытному Руссо дошел наконец до того, что видел идеал человека в дикаре и считал безвредным все естественные произведения, приятные для глаз и вкуса, так что мышьяк, по его мнению, должен был считаться совершенно неядовитым.
Ленау
в своей "Луне меланхолика"
приписывает самые ужасные
Относительно великих писателей-алкоголиков заметно, что у них есть свой особый стиль, характерным отличием которого служит обилие резкостей и неровность тона вследствие полной разнузданности фантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной меланхолии к самой неприличной веселости. Кроме того, они обнаруживают большую склонность описывать сумасшедших, пьяниц и самые мрачные сцены смерти.
Живописец Стен, страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофмана рисунки переходили обыкновенно в карикатуры, повести -- в описание неестественных эксцентричностей. Мюрже воспевал женщин с зелеными губами и желтыми щеками, хотя у него это было, вероятно, следствием своего рода дальтонизма, вызванного пьянством, что, особенно резко выражается у живописцев.
13) Почти все помешанные гении придавали большое значение своим сновидениям, которые у них отличались такой живостью и определенностью, какой никогда не имеют сны здоровых людей.
14) Многие из них обладали чрезвычайно большим черепом, но неправильной формы; кроме того, у них, как и у сумасшедших, вскрытие часто обнаруживало серьезные повреждения нервных центров. У Паскаля мозговое вещество оказалось тверже нормального и нагноение в левой доле. При вскрытии черепа Руссо была констатирована водянка желудочков. Череп Вилльмена представлял такое ненормальное устройство: был крайне удлиненный, сплющенный спереди, с сильным развитием лобных пазух. У Байрона, Фосколо и вообще у гениальных, но отличавшихся большими странностями людей замечено преждевременное отвердение черепных швов. Шуман умер от воспаления мозговой оболочки (менингита) и атрофии мозга.
15) Но самым выдающимся признаком
ненормальности рассматриваемых нами
гениев служит крайне преувеличенное
проявление двух перемежающихся
состояний -- экстаза и
атонии, возбуждения и упадка
умственных сил, которые заметны
почти у всех великих мыслителей,
даже у совершенно здоровых, и
составляют, в сущности, чисто физиологическое
явление. Руссо так описывает себя
в состоянии атонии: "Ленивый, приходящий
в ужас от всякого труда ум и желчный,
раздражительный, живо чувствующий
каждую неприятность темперамент,
-- казалось бы, что две такие противоположности
не могут совместиться в одном субъекте,
а между тем они составляют основу моего
характера".
5. Аномалии черепа у великих людей
Из наблюдений исследователей известно, что у Манцони, Петрарки и Фузиньери лоб был покатый, у Байрона, Фосколо, Хименеса и Доницетти найдено сращение черепных швов; склерозы у Доницетти и костный гребень между крыловидным отростком и основною частью затылочной кости у Тидемана.
К таким же ненормальностям следует отнести теменную трещину, найденную у Фузиньери, асимметрию черепа Биша, Романьози, Канта, Шеневи и Данте (причем у последнего было найдено еще и неправильное развитие левого теменного бугра и присутствие двух бугорков на лобной кости), несоразмерно выдающийся лоб у Фосколо и присутствие средней затылочной ямы у Скарпа и, наконец, множество особенностей строения черепа Канта, обыкновенно не встречающихся у немцев, как, например, плоский череп, непропорциональность верхней части затылочной кости, вдвое более развитой, чем нижняя, и слишком малая лобная дуга по сравнению с теменной.
На
основании таких данных и ввиду
того, что гениальные способности
часто развиваются в ущерб
каким-нибудь психическим сторонам,
можно сделать предположение,
что гениальность сопровождается
аномалиями того самого органа,
на котором зиждется слава
гения. Можно привести в пример
водянку желудочков мозга у
Руссо, гипертрофию мозга у Кювье, менингит
у Гросси, Доницетти и Шумана, отек мозга
у Либиха и Тидемана.
6. Исключительные особенности гениальных людей
Заключение
Возможно ли на основании вышеизложенных фактов прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным. Правда, в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт, например усиленная чувствительность, возбуждение, сменяющаяся апатией, оригинальность произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и склонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие.
Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение, наравне с мнениями некоторых людей, считающих боговдохновенными людьми всех сумасшедших. Если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди, несомненно, гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?
Кроме того, гениальность проявляется обыкновенно гораздо раньше сумасшествия, которое по большей части достигает максимального развития лишь после 35-летнего возраста, тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой.
Единственная, излюбленная идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как бы служила для них путеводной звездой. Для осуществления своей задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какими препятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишком немногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия.
Можно сделать вывод, что в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим помешанного существует немало точек соприкосновения. Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими -- гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности.
Установив
такое близкое соотношение
между гениальными людьми
и помешанными, природа как
бы хотела указать нам
на нашу обязанность снисходительно
относиться к величайшему
из человеческих бедствий
-- сумасшествию и в то же время
дать нам предостережение, чтобы мы
не слишком увлекались блестящими
призраками гениев, многие из
которых не только не поднимаются в
заоблачные сферы, но, подобно сверкающим
метеорам, вспыхнув однажды, падают очень
низко и тонут в массе заблуждений.
Список
литературы
1. Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство. ООО «Попурри». Минск -2000.
2. Советский энциклопедический словарь. М., изд. «Советская энциклопедия», 1989, с изменениями.
3. «Чтобы стать гением, отключите часть мозга», газета «Таврида» №28, 2000г.
4. Давыдов
В. В. Теория развивающего
5. Теплов
Б. М. Проблемы индивидуальных
различий. М, 1961.