Тоталитарный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 22:42, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать диктаторские политические режимы, а именно тоталитаризм; указать особенности данного режима. Для этого необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику тоталитаризму;
определить предпосылки появления тоталитаризма;
показать развитие власти в России.

Содержание работы

Введение
1. Тоталитаризм: общая характеристика
1.1 Понятие тоталитаризма, терминология
2. Происхождение и употребление термина
2.1 Режимы Муссолини и Гитлера
2.2 Критика СССР
3. Теория тоталитарного общества
3.1 Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского
3.2 Основные выводы анализа тоталитарной модели
3.3 Теория К. Поппера
3.4 Теория Ханны Арендт
3.5 Теория Дж. Талмона
3.6 Теория Карла Фридриха
3.7 Теория Хуана Линца
3.8 Тоталитаризм и социализм
4. Истоки тоталитаризма
5.Тоталитарные тенденции в демократических странах
5.1 Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
5.2 «Тоталитарные тенденции» в США
6. Критика правомерности понятия «тоталитаризм»
7.Тоталитаризм в древней истории
Заключение
Литература

Содержимое работы - 1 файл

тоталитарный режим.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

 

 

5.Тоталитарные тенденции в демократических странах

5.1 Теория  тоталитарного общества Франкфуртской  школы

 

Франкфуртская школа —  критическая теория современного (индустриального) общества. Основные представители: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин. Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество в XX веке превратилось в бесклассовую систему, в которой предприниматели более не руководствуются законами рынка, а к революционным преобразованиям стремятся маргинальные течения. Согласно философам франкфуртской школы, современное общество технократично и существует за счет навязываемого культа потребления. По их мнению, культурная унификация, снижение критического мышления и дальнейшее стирание грани между приватным и публичным существованием влекут за собой тоталитаризм.

 

 

 

 

 

5.2 «Тоталитарные  тенденции» в США

 

Социальная и экономическая  политика США в 1930-е гг. имела черты, схожие с политикой СССР, Германии и Италии того периода. Так, следуя «Новому  курсу», президент Франклин Рузвельт ввёл субсидии сельскому хозяйству, установил минимальный размер оплаты труда, учредил систему социального обеспечения и внёс элементы централизации и планирования в экономику. В связи с подготовкой к войне, делались попытки сместить акцент в экономике от получения прибыли на «реальное» производство. В то же время специальные условия в социальных программах фактически сделали их доступными только для белого населения, исключив из них большинство негров и латино-американцев. Во время войны свыше ста тысяч американцев японского происхождения были направлены в концентрационные зоны. Эстетический антураж режима, в частности, культ образа мускулистого рабочего, шестёренок на плакатах и т. д., был также вполне характерен для США 1930-х гг.

 

Как пишет историк Дм. Шляпентох, в послевоенные годы государство продолжало активно участвовать в управлении экономикой, при этом акцент по-прежнему делался на «реальное» производство и постоянное планируемое повышение качества товаров. Это сочеталось с репрессиями: «маккартизм» не сильно отличался от так называемой «борьбы с космополитизмом» в послевоенном СССР. По мнению Шляпентоха, эти тоталитарные черты американской экономики и политики обеспечили правящей верхушке массовую поддержку среди населения и способствовали борьбе США с Советским Союзом на ранней стадии «холодной войны».

Современные США по мнению некоторых авторов также склонны к тоталитаризму. Например, А. Богатуров ставит диагноз политической системе США как «Тоталитарная демократия по Бушу». Бывший член Итальянской коммунистической партии, а ныне социалист Джульетто Кьеза высказывается жёстче: «американское общество уже находится вне рамок демократии, там установилась тоталитарная система, особенно в области информации, которая не позволяет гражданам Америки выслушивать разные точки зрения на те или иные проблемы».

 

6. Критика правомерности понятия «тоталитаризм»

 

Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий  и во многом враждебны и противоречивы друг для друга. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.

 

Другим доводом против использования термина «тоталитаризм» является его целесообразность. Критики  утверждают, что кроме очевидной  цели приравнять советский режим  к нацизму, этот термин не несёт никакой  пользы, поскольку не объясняет реальное функционирование СССР, как революционная  диктатура сменилась тоталитарной или почему в послевоенное время  марксизм продолжал пользоваться в  мире большой популярностью. Тоталитаризм обычно подаётся как стабильный режим, который не способен ни взорваться изнутри, ни быть уничтоженным извне. Между тем, сталинская диктатура сменилась более умеренным режимом, который окончательно рухнул в 1991 г. Следовательно, по мнению критиков, необходимо принять во внимание другие обстоятельства, например, что и тоталитарным, и либеральным режимам была присуща модернизация или конкретные исторические причины и цели террора. Другие историки и экономисты полагают, что напротив, концепция тоталитаризма объясняет функционирование Германии и СССР в 1930-е годы, например, нагнетание страха через систему ГУЛАГа или концентрационных лагерей, или экстенсивность экономики, подрывающую режим после исчерпания её возможностей.

 

Ряд специалистов утверждают, что наличие внутрипартийных  фракций и появление диссидентского движения в СССР и странах соцблока после смерти Сталина ставит под сомнение корректность классификации этих режимов как тоталитарных. Они полагают, что после смерти тоталитарного лидера режим вступает в фазу, для которой характерен конфликт между интересами различных политических группировок и элементы политического плюрализма. Сторонники теории тоталитаризма возражают, что понятие «политический плюрализм» применимо только по отношению к общественным институтам, которые обеспечивают распределение власти и совместное использование её ресурсов конкурирующими группами.

 

7. Тоталитаризм в древней истории

 

Термин «тоталитаризм» в  современном его понимании сформулирован  лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни, выраженное, в частности, лозунгом Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.

 

Первой в известной  истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая  в древней Месопотамии около  четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления  этой династии было осуществлено тотальное  огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.

 

Экономика Ура в период Третьей династии основывалась на принудительном труде государственных рабов, работавших за фиксированный паёк, и произвольно  перебрасываемых на другие работы, или даже в другие города. Для  контроля над ними существовал обширный клас чиновников, была создана сложная система бюрократической отчётности и перекрёстного контроля.8 Власть опиравшегося на чиновников царя стала неограниченной, было покончено с самостоятельностью общин, аристократов, и традиционных для Древней Месопотамии городов-государств.9 Сложная бюрократическая система потребовала организации школьного образования, создания одного из первых в человеческой истории кодексов законов (законы Шульги), унификации системы мер и весов. Всё хозяйство страны управлялось чиновниками, были созданы централизованные государственные склады. Доктор исторических наук Зайцев А. И. называет подобную систему предшественником «той государственно-монополистической экономической системы, которую создал в нашей стране Сталин и которую он именовал социалистической». Д. В. Прокудин и Б.М.Меерсон определяют государственный строй 3-й династии Ура, как «тоталитарный», замечая, что он является одной из «аналогий», которые «на первый взгляд опровергают» «мысль о тоталитаризме как явлении исключительно XX века». А. Магдушевский высказывает мнение, что этот строй являлся «эксплуататорским социализмом». В работах других авторов встречаются такие оценки, как «идейный предшественник ГУЛАГа», или «казарменно-командная система».

 

Преобразования 3-ей династии Ура затронули также религию  и историю. Традиционный пантеон  месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также  унифицирован и централизован. Изучаемая  история была сфальсифицирована  с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.

 

Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории  является древнекитайская философская  школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).

 

Одним из ключевых понятий  легизма являлась «унификация народа», в изложении Шан Яна означавшая всеобщее единомыслие, отказ от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.

 

Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай ( см. династия Цинь). Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.

 

Объединение Китая под  властью легистов привело к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.

 

К числу более поздних  примеров относится уникальное для  своего времени иезуитское государство  в Парагвае (XVIII в.), построившее общественную жизнь на коммунистических началах (см. Иезуитские редукции). Исследователь  Хорос В. Г. характеризует этот строй, как «тоталитарный»

 

 

Заключение

 

Тоталитаризм – это  система политического и экономического насильственного господства. Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный режим – это террористическая диктатура, контролирующая все стороны  жизни государства и отдельных  людей.

Все эти признаки свойственны  и современным террористическим организациям. Только у террористов  нет пока определённого и конкретного  государства, где этот режим мог  бы развиться. Так что пока у фундаменталистов есть тоталитарная идеология, с помощью  которых можно вербовать послушных  последователей. А также ряд террористических актов, наиболее крупными из которых  являются события одиннадцатого  сентября, захват заложников в кинотеатре Норд-Ост и серии взрывов в  разных странах. Но это с глобальной точки зрения не серьезно, так как  в первых существуют серьезные ограничители, как внутри исламских стран, так  и вне. Такие как менталитет, традиции, то, что называют «восточными ценностями», а также устоявшаяся демократия Европы и Америки, и правопорядок и система его поддержки и обеспечения.

Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение  и понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом  мнений, который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким  лидером, объединяющая людей под  единое начало и лишающая их воли, может  произвести на свет абсолютное государство  с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому, в ходе своей работы, я  подразумевал под термином тоталитаризм не голую идеологию, а идеологию  плюс систему, которую она произрастила. Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные идеология, контроль и террор. В выводе этого понимания, я использовал обобщающий подход. Корни этого явления нисходят к деспотизму в первых государствах древности, таких как Древний Египет и Древняя Вавилония, когда вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Зарождение этого явления было подмечено составителями Библии, когда говориться о Вавилонской башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы, разрушенная башня доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма. Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.

Информация о работе Тоталитарный режим