Сообщество прав человека в контексте российского гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:36, реферат

Краткое описание

О сложностях анализа гражданского общества в России написаны целые тома. Существует множество определений того, что понимается под гражданским обществом. Как правило, подразумевается некая сеть некоммерческих негосударственных организаций, обладающих тремя основополагающими характеристиками.

Содержание работы

Сообщество прав человека в контексте российского гражданского общества 3
Основные вехи становления правозащитного
движения в России 6
Современное положение правозащитного сообщества
в России 9
Будущее прав человека в России 13
Список использованной литературы 23

Содержимое работы - 1 файл

политология.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

  «Санкт-Петербургский  архитектурно-строительный  университет»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

    Сообщество  прав человека в контексте  российского гражданского общества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнила: студентка группы 4-ЭС-4

проверил:

Никитин В. Ю.

 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

 

    Содержание

    Сообщество  прав человека в контексте российского  гражданского общества          3

    Основные вехи становления правозащитного

    движения в  России        6

    Современное положение правозащитного сообщества

    в России          9

    Будущее прав человека в России      13

    Список использованной литературы     23

 
 
 
 

 

    Сообщество  прав человека в контексте  российского гражданского общества.

      О сложностях анализа гражданского общества в  России написаны целые тома. Существует множество определений того, что  понимается под гражданским обществом. Как правило, подразумевается некая сеть некоммерческих негосударственных организаций, обладающих тремя основополагающими характеристиками:

  1. Независимость от органов государственной власти.
  2. Не претендуют на власть (что отличает их от политических партий).

      3.Построены на принципе горизонтальных связей (эти связи отражают добровольный, равный характер отношении).

      С каждой из этих характеристик возникают  свои сложности и исключения.

      Во-первых, с независимостью от государства  не все так просто. Сокращение финансирования западными фондами российских гражданских проектов заставляет НКО обращаться за ресурсами к государству, прежде всего к Общественной палате.

      Властные структуры часто изъявляют готовность взять на себя координацию всей правозащитной деятельности в регионе, что вызывает естественное несогласие лидеров общественных организаций. С другой стороны, иногда правозащитники - общественники отказывают властным структурам в самом праве занижаться правозащитной деятельностью. По сути, уполномоченный по правам человека Омбудсман выступает неким посредником, модератором в диалоге между государством и обществом.

      ГОН ГО — общественные организации, чье  рождение инициировано федеральными или  региональными структурами государственной власти в форме многочисленных исследовательских институтов, центров, объединений, фондов экс-чиновников или экс-партийцев. ПОНПО - (РONPO –Profit-Oriented-Non-Profit-Organizations — коммерческие некоммерческие организации). Структуры, создаваемые крупными бизнес- корпорациями для продвижения своих интересов в социуме, под видом независимых общественных объединений. Существует еще один феномен — МАЖЮ — общественные организации напрямую созданные мафией. Таким образом, независимость российского гражданского общества от государства (и важно дополнить - от бизнеса) остается под большим знаком вопроса.

      Вторая  характеристика — отсутствие претензий  структур гражданского общества на власть. Любой мало-мальски значимый вопрос в России, автоматически становится «политическим», скатываясь к крылатой фразе: «Да тут всю систему надо менять».

      Каждый раз обращаясь за помощью, даже в тех случаях, когда проблему можно было решить силами местного сообщества. Унитарность мышления, ориентация па одного властного моносубъекта — это типичные черты матрицы российской государственности. Государство, приходя однажды на новые площадки по зову гражданских активистов, остается там навсегда.

      Если  в 1990-е и 2000-е годы гражданские  активисты могли оказать поддержку  своим требованиям к власти в  виде многотысячных митингов и давления международных организаций, то сегодня процесс обмена происходит во время гражданских переговоров, принципиально отличающихся от устаревших круглых столов.

      Гражданские переговоры проводятся по предварительно согласованной сторонами повестке и формализованной процедуре. Участники переговоров обладают компетенцией и полномочиями, позволяющими им принимать исчерпывающие решения по предмету переговоров. Переговоры предполагают: протокольное фиксирование всех решений и взаимных обязательств; обязательное подписание итогового документа, вне зависимости от результатов переговоров: создание временных рабочих групп (определение органов), отвечающих за реализацию договоренностей, допустимых в ходе переговоров.

      К сожалению, зависимая позиция прослеживается в повседневной практике большинства НКО. Гражданская деятельность в России реактивная в том смысле, что активисты вынуждены выстраивать свою стратегию, реагируя на поступки власти. И мало кто может предложить собственную повестку дня, свои правила игры.

      Третья  характеристика гражданского общества — принцип горизонтальных связей. НКО действительно формируются на добровольной основе, имеют равный характер отношений.

      Важно обратить внимание на существующую территориальную  асимметрию. Большинство НКО расположены в крупных городах, в то время как в районах находятся их представительства. Так, по данным Управления федеральной регистрационной службы, в Пермском крае насчитывается 3695 некоммерческих организаций, — 77,5 % из них размещено в Перми, а например, в Коми-Пермяцком округе всего — 1,27 %, которые находятся только в Кудымкаре.

      Перечень  названных проблем и противоречий, с которыми сталкивается гражданское общество в России сегодня, далеко не полный. Анализ исторических трендов поможет лучше оценить сегодняшнее положение дел.

      Одно  предварительное замечание. Практически  во всей литературе, рассматривающей  эволюцию прав человека в России, используется термин «правозащитное движение». Поскольку речь идет о становлении институтов, механизмов, правил игры, то историю правозащитников представляет собой историю «движения». Насколько термин «сообщество» может быть применен к данному феномену, вопрос дискуссионный.

 
 
 
 
 

    Основные  вехи становления  правозащитного движения в России.

      Как известно, понятие «правозащитник» в России впервые попадает в языковой оборот в конце 1965 года, когда во время  судебного процесса над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским состоялась демонстрация протеста на Пушкинской площади в Москве. Её участники развернули плакаты с призывом соблюдать Конституцию, а также обеспечить открытый характер судебного заседания. Инициатором демонстрации был математик и поэт, сын Сергея Есенина Александр Есенин-Вольпин. Он один из первых стал пропагандировать такую непривычную для советского сознания мысль, что законы следует понимать в соответствии с их смыслом, а не так, как их трактует начальство.

      В январе 1967 года был арестован Александр  Гинзбург за составление машинописного сборника материалов по делу Синявского и Даниэля. Чуть раньше арестовали трех его товарищей — активистов- самоиздатчиков.

      Кроме того, в это время в ноле зрения активистов впервые попадают общественные проблемы, отличные от тех, что были связаны с подавлением свободы творчества. Репрессии против них ставили вопрос уже не о творческой независимости, а о свободе мнений, свободе слова, свободе печати. В 1966-1968 годы правозащитники обращаются к проблеме наказанных народов (крымских татар, немцев Поволжья и др.) и проблематике, связанной с подчиненным и зависимым состоянием Православной Церкви.

       С 1966 года правозащитниками стала организовываться материальная помощь политзаключенным (деньги, теплые вещи, книги, продукты и т.д.). Первая такая помощь поступила в мордовские лагеря, в которые были отправлены Синявский и Даниэль. В 1969 году был создан специальный фонд помощи детям-заключенным.

      1968 год  ознаменовался для правозащитников  еще одним значимым событием: 30 апреля удалось выпустить первый номер информационного бюллетеня правозащитного движения «Хроника текущих событий», она сообщала об увольнениях, чистках, обысках, допросах, арестах и судебных преследованиях по политическим мотивам, о положении политзаключенных в лагерях, тюрьмах, спецпсихбольницах и т.д.

      20 мая  1969 года была создана инициативная группа по защите прав человека в СССР из 15 человек. Ее деятельность началась с петиций в ООН с просьбой защитить попираемые в СССР права человека. Но из-за арестов активистов к 1975 году группа практически прекратила свою деятельность.

      Следующей   правозащитной   организацией,   возникшей   в  ноябре 1970года по инициативе трех московских ученых, В. Н. Чалидзе, А. Д. Сахарова и А. Д. Твердохлебова, стал Комитет прав человека. В него вошли член-корреспондент Академии наук И. Шафаревич, А. Вольпин, Б. Цукермап, А. Солженицын, А. Галич. Комитет не осуществлял практической правозащитной деятельности, а занимался сравнением обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства, правом на защиту в советском суде, выработкой рекомендаций и т.д.

      Комитет был признан на международном  уровне, став в июне

    1971года филиалом Международной Лиги прав человека при ООН, 
    Юнеско и МОТ, коллективным членом Международного института права.

      В 1976 году, после подписания заключительного  акта Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе, включающего  ряд положений, касающихся соблюдениями странами-участницами прав человека, образовывается группа содействию Хельсинских соглашений, более известная под названием Московская Хельсинская группа (МХГ). В ее состав вошли Ю. Орлов, Л. Алексеева, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко.

      Начало 1980-х годов ознаменовалось усилением репрессий, которые в отличие от предыдущих стали осуществляться но всем направлениям инакомыслия, в том числе против лидеров правозащитного движения и открытых общественных организаций.

      Январь 1980 года. А. Сахаров указом Президиума Верховного Совета СССР выслан из Москвы в Горький.

      1980-1982 годы  М, многочисленные аресты членов правозащитных ассоциаций.

      1982 год. Московская Хельсинская группа вынуждена заявить о самороспуске.

    1983 год. Прекращается издание «Хроники текущих событий».

      1984 год. Под давлением КГБ прекратил открытое существование 
    Фонд помощи политзаключенным и их семьям.

      Возросла  суровость приговоров за правозащитную  деятельность, вошли в систему повторные аресты по истечении срока заключения, заметно ужесточился режим в лагерях и т.д. Разгром правозащитных ассоциаций и изданий в 1980-1984 годах стал первой антидиссидентской кампанией, увенчавшейся победой власти.

      Перестройка ознаменовала собой новый этап развития в виде появления огромного количества гражданских организации, клубов, движений и т.д. В течение нескольких месяцев по стране появились сотни независимых общественных ассоциаций, через три-четыре года их уже были тысячи. Они возникали вокруг конкретных политических, социальных, экономических, культурно-просветительских вопросов.

      Конец 1980-х — начало 1990-х годов для  гражданских организаций, в том  числе и правозащитных, — это  период накопления сил, латентного развития, период профессионализации. Так, в 1989 году возобновляет свою деятельность Московская Хельсинская группа, создается Всесоюзное историко-просветительское и благотворительное общество «Мемориал», которое возникло из идеи поставить памятники жертвам политических репрессий в городах и на местах лагерей. В 1993 году была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ.

      Всплеск вокруг правозащитного движения произошел с началом первой чеченской войны в 1994-1996 годы. Резкая оппозиция большинства правозащитных организаций политике правительства в Чечне расколола общество на два лагеря: одни поддержали правозащитников, другие — власть. Именно тогда прозвучали первые обвинения правозащитников в «антигосударственных настроениях».

      Еще в 1998 году был создан постоянно действующий  круглый стол московских правозащитников  «Общее действие», в который вошли  представители более двух десятков организаций. В 2001 году в Москве собрался чрезвычайный съезд правозащитных организаций России для представителей более 300 организаций из регионов страны. Появляются общероссийские структуры, такие как Сеть НПО против расизма и дискриминации и Сеть по защите и продвижению социальных и экономических прав. Чуть ранее возникло Молодежное правозащитное движение, объединяющее на сегодня более 120 организаций и 1000 активистов из России. СНГ, Восточной Европы и других регионов.

Информация о работе Сообщество прав человека в контексте российского гражданского общества