Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:00, реферат
Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) – один из самых оригинальных мыслителей в истории человечества. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны, до нас дошли лишь сведения о них из других источников1. Политико-правовые вопросы подробно освещаются в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития»2 и «Никомахова этика»3.
Политико-правовое учение Аристотеля 3
Учение Гроция о государстве и праве 11
Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта) 17
Список литературы 21
Рассуждения Аристотеля о значении воли человека в правовой сфере являются первым крупным достижением в теории правонарушения. Он вплотную подошел к различению объективной и субъективной сторон правонарушения, видов и степеней вины. В «Большой Этике» он пишет: «…несправедливый человек – это тот, кто действует, сознавая, по отношению к кому, каким способом и ради чего он действует. Если же кто поступит несправедливо, не ведая ни одной из этих вещей, то он не нарушитель справедливости, а несчастный. Так, если думая, что убивает врага, человек убьет отца, в этом случае он не будет нарушителем справедливости, а несчастным»1. Таким образом, по Аристотелю, произвольный поступок имеет несколько признаков: он зависит от самого человека; совершается сознательно; не связан с заблуждением относительно цели, способа и объекта действия; не совершен под влиянием насилия; не является следствием простой случайности. В связи с этим Аристотель выделяет несколько степеней вины в поступках:
Аристотелем разработано также учение о «значительности проступков», в котором предвосхищается современное учение о степени тяжести преступлений и отягчающих вину обстоятельствах. К отягчающим обстоятельствам он относит: невозместимость причиненного вреда; самоубийство потерпевшего; неоднократность; необходимость в изыскании новых средств для предупреждения и наказания преступлений такого рода; совокупность преступлений; совершение преступления в рамках судебного процесса, аморальность преступления; совершение преступления против благодетеля и др.
Вывод: В политико-правовом учении Аристотеля в сжатом виде содержится весь объем теоретико-правовых знаний того времени, существенно переработанный и дополненный оригинальными идеями. Влияние учения Аристотеля на последующую политико-правовую мысль человечества трудно переоценить. Не потеряли своей актуальности многие положения его теории и в наши дни.
2.
Учение Гроция
о государстве
и праве
Голландский юрист и политический мыслитель Гуго Гроций (1583-1645) внес выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии.
Гроций является автором более девяноста произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросам общей истории, этнографии, античной литературы и культуры. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право народов, а также принципы публичного права» (1625).
Предмет юриспруденции, по Гроцию, – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.
В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции Гроций существенное значение придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Ученик о правах человека Гроций связывал с идеей естественного состояния, в котором люди были свободны и постепенно от общественной собственности перешли к частной. Равенство людей в правах Гроций называл естественным правом, соответствующим самой природе. Оно выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного людьми или Богом предписания (дозволения или запрета). Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума». Право это не мог бы отменить даже Бог1.
Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть «право в собственном смысле слова», оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит. В основе его лежит сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению человека с себе подобными. В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания»1.
Право в более широком смысле (формы волеустановленного права), по мнению Гроция являются правом постольку, поскольку не противоречат разумной человеческой природе и естественному праву.
Сам
Бог, согласно концепции Гроция, законодательствует
в соответствии с принципом естественно-
На
основе своей концепции естественного
права и соответствующего ему
волеустановленного права Гроций стремился
создать такую нормативно значимую,
аксиоматическую систему
Возражая против представления о том, что право создается силой, Гроций в своей договорной концепции считал, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Утверждая, что «мать естественного права есть сама природа человека», он подчеркивал: «матерью же внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права»2.
Естественное право у Гроция служит исходной и определяющей причиной возникновения и бытия государства и государственных законов. Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах справедливости и пользы (права и силы) находит свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. «Государство же, - подчеркивал Гроций, - есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»1.
Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.
Догосударственная
стадия жизни людей характеризуется
Гроцием как «естественное
Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Общим носителем верховной власти, т.е. суверенитета, является государство в целом. Народы, подпавшие под господство другого народа, т.е. потерявшие свой суверенитет, - это, по оценке Гроция, - не государства сами по себе, а лишь подчиненные члены объемлющего их государства. Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государств вообще.
Носителем же власти в государстве может быть одно или несколько лиц – сообразно законам того или иного народа. Рассматривая классификацию форм правления, данную различными философами, Гроций выделяет царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: «народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей»1. Тем не менее, он отрицательно относился к тирании, отдавал предпочтение единоличной и аристократической формам правления, не отвергал и демократию.
Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Праву подданных на сопротивление верховной власти он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных. Гроций ссылается на выражение Фавония о том, что гражданская война хуже незаконного правления.
Особо зримо гуманизм Гроция проявляется в его главном труде «О праве войны и мира». Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливые. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций подчеркивал, что справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение. К справедливым он относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества. К несправедливым – войны захватнические в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Зачинщики несправедливой войны «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету».
Гроций
верил во «внутреннюю справедливость»
человека и призывал к соблюдению
принципа «границ права и
В целом для всего учения Гроция о войне и мире характерен миротворческий пафос. Он, подобно Аристотелю, утверждал, что войны ведутся ради заключения мира, и что мир является конечной целью войны. Его концепция «права народов» на гуманизм во время войны означала, в частности, признание наряду с индивидуальными и коллективных прав человека1.
Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дал основание для именования его «отцом международного права».
Вывод:
учение Г. Гроция о естественном и внутригосударственном
праве, о договорном происхождении государства
и волеустановленных форм права, о войне
и мире оказало существенное влияние на
последующее развитие политико-правовой
мысли.
3.
Историческая школа
права (Гуго, Савиньи,
Пухта)
Историческая школа права – направление в юриспруденции Германии XVIII века, поставившее в центр своих теоретико-познавательных интересов вопрос о том, как право возникает и какова его история.
Основоположником исторической школы права является Густав Гуго (1764-1844) – профессор Гёттингенского университета, автор «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права» (1798). Виднейшими представителями этой школы были также Фридрих Карл Савиньи (1799-1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1846).
Представители исторической школы права выступили против естественно-правовой доктрины права, которая доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, отвечающих «природе человека», «требованиям разума» а фактически – назревшим новым социальным потребностям. Прежде всего, критике подвергся тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти.