Политика России на Северном Кавказе. Кавказская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:54, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – уяснение особенностей политики большого развитого государства и малого отсталого народа на примере покорения Кавказа Российской Империей в первой половине XIX века.

Содержимое работы - 1 файл

Кавказская война.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


Политика России на Северном Кавказе. Кавказская война

Введение

Северный Кавказ в течение длительного времени играл важную роль во внешней политике России. Представляя собой перешеек между Черным и Каспийским морями, Северный Кавказ соединяет Европу и Азию. Это способствовало тому, что народы, его населяющие постоянно общались как с населением азиатских, так и ближайших европейских стран. Но самой близкой к Северному Кавказу страной европейского континента неизменно являлась Россия.

В силу географического и, в первую очередь, стратегического положения Северный Кавказ издавна составлял сферу жизненно важных интересов России и других стран; в свою очередь, для народов Кавказа также была важна русская политическая ориентация. Присоединение Северного Кавказа к России заняло длительный период времени и определило постепенное вхождение областей и государств Северного Кавказа в состав Российской империи.

Исследования, посвященные истории российско-кавказских отношений первой половины XIX века, вышедшие в свет, как в советское, так и в нынешнее время, имеют удивительную похожесть. И там, и здесь, движение России на юг называют экспансионным и определяют, как проявление колониализма, связывают официальную политику Петербурга с жаждой истребления туземного населения, желанием закабаления здешних народов, лишения их культурной и национальной самобытности. Кроме того иными исследователями выдвигаются обвинения в уничтожении Империей исконно кавказских, местных сложившихся исторически форм управления, что в конечном результате якобы привело к уничтожению зачатков государственности в среде кавказских народов.

Цель данной работы – уяснение особенностей политики большого развитого государства и малого отсталого народа на примере покорения Кавказа Российской Империей в первой половине XIX века.

 Главной задачей нам представляется возможно более детальный разбор причинно-следственных связей, приводящих к тем или иным политическим последствиям. Особенно интересным видится технология подбора кадров - руководителей, военачальников, для достижения целей, поставленных политическим руководством страны, и влияние личностей на ход политического процесса.  

Почему же начались Кавказские войны? До октябрьского переворота 1917 г. в российской исторической науке доминировала геополитическая, “имперская” точка зрения. По мнению её сторонников, Россия несла “диким” племенам европейскую культуру, выполняла цивилизационную миссию, которую неблагодарные “азиаты” встретили в штыки, точнее, шашками и кинжалами. Оставить не желающий жить по российским законам Кавказ в покое не представлялось возможным – непрочные коммуникации, связывающие Россию и вошедшее в её состав Закавказье постоянно находились бы тогда под ударами горских племён. (Случилось то, о чём Александра Первого предупреждали его молодые друзья по “Негласному комитету” - В.А.). Очевидно, у Российской империи не было выбора: или Кавказ будет надёжно усмирён, или христианское Закавказье станет анклавом России со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Разумеется, второй вариант тогда не мог даже рассматриваться официальными властями).

Понятие «Кавказская война» введено дореволюционным историком Р.А. Фадеевым в книге «Шестьдесят лет Кавказской войны». Дореволюционные и советские историки вплоть до 1940-х гг. предпочитали термин Кавказские войны империи. 

Многие историки сейчас говорят о том, что на самом деле было несколько кавказских войн. Они велись в разные годы, в разных регионах Северного Кавказа: в Чечне, Дагестане, Кабарде, Адыгее и т. п. Их трудно назвать русско-кавказскими, поскольку горцы участвовали с обеих сторон. Однако, сохраняет свое право на существование и ставшая традиционной точка зрения на период с 1817 (начало активной агрессивной политики на Северном Кавказе присланным туда генералом А.П. Ермоловым) по 1864 год (капитуляция горских племен Северо-западного Кавказа) как на время постоянных боевых действий, охвативших большую часть Северного Кавказа. Именно тогда решался вопрос о фактическом, а не только формальном вхождении Северного Кавказа в состав Российской империи

«Кавказская война» (1817-1864) стала расхожим термином только в советское время.

Выделяют пять периодов: действия генерала А.П. Ермолова и восстание в Чечне (1817-1827), складывание имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828- начало 1840-х гг.), распространение власти имамата на горную Черкесию и деятельность М.С. Воронцова на Кавказе (1840-е – начало 1850-х гг.), Крымская война и покорение А.И. Барятинским Чечни и Дагестана (1853-1859), покорение Северо-Западного Кавказа (1859-1864).

Основные очаги войны были сосредоточены в труднодоступных горных и предгорных районах на Северо-Восточном и Северо-Западном Кавказе, окончательно покоренных Российской империей только к концу второй трети XIX века.

      Тема политики России на Кавказе не исчерпывается этнографическим, военным, колонизационным аспектами. Все гораздо сложнее. Само движение России на Кавказ имеет значительно более глубокие причины, чем военно-стратегические, геополитические и экономические.

Вторжение России на Северный Кавказ началось в XVIII в., когда Г.А. Потемкин приступил к сооружению так называемой "Кавказской линии", которая, по его словам, должна была "отделить горские народы от тех мест, коими нашим подданным пользоваться надлежит" и позволить России "войти в тамошние горы... и со временем пользоваться их рудами и минералами".

Росла территория страны и правительство прикладывало много усилий для развития присоединенных территорий. После вхождения Грузии в 1801 году в состав Российской Империи и победы в русско-иранской войне 1804-1813 гг. Россия начала покорение Кавказа, что привело к «Большой кавказской войне».

В результате войн с Ираном и Турцией Северный Кавказ оказался окружен российскими владениями. В этом районе проживало множество народов, принадлежавших к разным языковым группам и стоявших на разных стадиях общественного развития. На равнинах, где традиционным занятием было земледелие, в частности садоводство, уже сложилось крупное землевладение. Зависимые крестьяне - раяты - обрабатывали земли ханов и беков, платили им многочисленные подати. Существовали и свободные крестьяне - уздени, самостоятельно владевшие землей. В высокогорных районах основным занятием населения оставалось скотоводство. Местные жители сохраняли традиционный патриархальный клановый строй, неравенство между членами "горских обществ" лишь складывалось.

Постепенно русские, играя на противоречиях между горцами, привлекли часть их на свою сторону, а непокорных оттеснили в менее плодородные районы. Долгое время сопротивление горцев носило неорганизованный характер, выливаясь, главным образом, в набеги абреков (разбойников).

Однако планомерное лишение горцев принадлежавших им угодий, отягощение их податями и повинностями, карательные экспедиции против непокорных аулов, оскорбительные действия по отношению к исламу привели к росту освободительной борьбы, которая приняла форму священной войны за веру - газавата. В Чечне и Дагестане сформировалось особое воинственное направление в исламе - мюридизм. Главной целю мюрида должна была стать священная война с неверными. Мюрид обязан был безоговорочно подчиняться своему религиозному лидеру - имаму. Мюридизм был привлекателен для массы раятов и узденей и тем, что подчеркивал равенство правоверных перед Аллахом.

Во главе газавата встало мусульманское духовенство. Было создано теократическое государство - имамат. Газават начался в конце 20-х гг. при имаме Гази-Мухаммеде, но значительного развития достиг после того, как в 1834 г. имамом стал Шамиль. Бесстрашный и жестокий, энергичный и фанатично упорный, Шамиль был выдающимся политиком и военным организатором. В условиях горной войны, когда знание местности и умение занять выгодную позицию нередко значило больше, чем численность войск и вооружения, горские повстанцы сумели нанести ряд поражений царским войскам и занять большую часть Чечни и Дагестана.

Однако в ходе Кавказской войны в имамате началось новое расслоение. На смену изгнанным Шамилем ханам пришли наибы (наместники имама), бесконтрольно властвовавшие над подчиненными им территориями. Рядовые горцы все больше страдали от их произвола и военных тягот. Имамат начал терять поддержку населения.

После завершения Крымской войны Россия бросила против истощенного затяжной войной имамата крупные силы. Повстанцы были вынуждены оставить Чечню. В 1859 г. Шамиль был окружен в высокогорном дагестанском ауле Гуниб. После длительной осады, видя бесперспективность дальнейшего сопротивления, он капитулировал. Российское правительство согласилось на почетные условия капитуляции. Шамиль был отправлен в Россию, а впоследствии ему был разрешен хадж в Мекку. Сыновья Шамиля даже служили в российской армии. В истории кавказских народов Шамиль остался национальным героем.

С падением Гуниба прекратилась война в восточных районах Кавказа. На Западном Кавказе (в Черкесии) горцы сражались до 1864 г. После того, как сопротивление черкесов было подавлено, значительная часть их покинула пределы Российской империи и переселилась в турецкие владения. Ныне потомки этих переселенцев проживают в Турции, Египте, странах Ближнего Востока.

Кавказская война привела к большим жертвам и надолго осложнила отношения между Россией и народами Северного Кавказа.

Поэтому сегодня, как никогда, важно показать реалии вхождения в состав России территорий и народов региона, найти примеры военно-политического и социально-экономического сотрудничества и дружбы между народами Кавказа и России, не сводя проблему к псевдонаучным рассуждениям о геноциде горских народов.

Социально-экономические и политические процессы, протекавшие на Северном Кавказе и Предкавказье, являлись определяющими при рассмотрении процесса включения региона в сферу влияния, а в последующем и в состав России.

Предпосылки войны

Особенность положения на Кавказе состояла в том, что присоединить Закавказье удалось раньше, чем горный Северный Кавказ.

Прологом, но не началом войны может считаться покорение Российской империей Большой и Малой Кабарды в последней трети XVIII - начале XIX в. Прежде лояльную властям мусульманскую знать горцев возмутили сгон коренного населения с земель, отводившихся под строительство Кавказской укрепленной линии. Антироссийские восстания, поднятые в Большой Кабарде в 1794 и 1804 гг. и поддержанные ополчениями карачаевцев, балкарцев, ингушей и осетин, были жестоко подавлены. В 1802 году генерал К.Ф. Кнорринг усмирил осетин-тагаурцев, уничтожив резиденцию их предводителя Ахмата Дударова, совершавшего набеги в районе Военно-грузинской дороги.

Бухарестский мирный договор (1812) закрепил за Россией Западную Грузию и обеспечил переход под российский протекторат Абхазии. В тот же год был официально подтвержден переход в российское подданство ингушских обществ, закрепленный Владикавказским актом. В октябре 1813 года в Гюлистане Россия подписала мирный договор с Ираном, по которому в вечное российское владение передавались Дагестан, Картли-Кахетия, Карабахское, Ширванское, Бакинское и Дербентское ханства. Юго-западная часть Северного Кавказа продолжала оставаться в сфере влияния Порты. Вне российского контроля оставались труднодоступные горные районы Северного и Центрального Дагестана и Южной Чечни. Власть империи не распространялась также на горные долины Закубанской Черкесии. На этих территориях скрывались все недовольные властью России.

С помощью различных ухищрений правительство старалось подчинить народы, далеко отстоящие от культурного  уровня европейской цивилизации. Другие традиции, иное восприятие реальности и необычная для европейца трактовка местными жителями происходящих событий не приводили к желаемым результатам. Процветали грабежи и работорговля – традиционные способы заработка коренных жителей. Не найдя другого способа остановить противозаконные действия, генерал Ермолов, первый кавказский наместник, начал предпринимать карательные операции против горцев.

 

Первый этап

Кавказ всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому и экономическому присутствию в котором стремились мировые державы. Первая треть XIX века явилась одной из важных вех этой борьбы, которая велась не только на дипломатическом уровне, но выливалась в жесткое военное противостояние.

Полный политический и военный контроль Российской империи над всей территорией Северного Кавказа впервые попытался осуществить талантливый русский полководец и политик, герой Отечественной войны 1812 года, генерал А.П. Ермолов (1816-1827).  В мае 1816 года император Александр I назначил его командующим Отдельным Грузинским (впоследствии Кавказским) корпусом. Генерал убедил царя приступить к планомерному военному завоеванию региона.

Возможно, были и другие варианты развития кавказских событий, но отдаленность Кавказа от Санкт-Петербурга и множество других нерешенных проблем привели к военным действиям как самому примитивному способу покорения другого народа.

В 1822 г. были распущены действовавшие в Кабарде с 1806 г. шариатские суды (мехкеме). Вместо них в Нальчике учреждался Временный суд по гражданским делам с участием и под полным контролем российских чиновников. После утраты Кабардой последних остатков своей независимости, под власть России попали зависимые в прошлом от кабардинских князей балкарцы и карачаевцы. В междуречье Сулака и Терека были завоеваны земли кумыков.

Чтобы разрушить враждебные империи традиционные военно-политические связи между мусульманами Северного Кавказа, по приказу Ермолова у подножия гор на реках Малке, Баксанте, Чегеме, Нальчике и Тереке строились русские крепости. Построенные укрепления образовали Кабардинскую линию. Все население Кабарды оказалось заперто на небольшой территории и отрезано от Закубанья, Чечни и горных ущелий.

В 1818 г. была усилена Нижнее-Сунженская линия, укреплен редут Назрановский (современная Назрань) в Ингушетии и построена крепость Грозная (современный Грозный) в Чечне. В Северном Дагестане в 1819 г. была заложена крепость Внезапная, а в 1821 г. – Бурная. Освободившиеся земли было предложено заселить казаками.

По плану Ермолова русские войска продвигались в глубь предгорий Большого Кавказского хребта от Терека и Сунжи, выжигая «немирные» аулы и вырубая дремучие леса (особенно в Южной Чечне/Ичкерии). На сопротивление и набеги горцев Ермолов отвечал репрессиями и карательными экспедициями.

Действия генерала вызвали общее восстание горцев Чечни (1825-1826) под руководством Бей-Булата Таймиева (Таймазова) из с. Маюртуп и Абдул-Кадыра. Восставших, которые добивались возвращения им земель, отторгнутых под строительство русских крепостей, поддержали некоторые дагестанские муллы из числа сторонников шариатского движения. Они призывали горцев подняться на джихад. Но Бей-Булат потерпел поражение от регулярной армии – движение было подавлено.

Информация о работе Политика России на Северном Кавказе. Кавказская война