Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:29, доклад
Политическая антропология — направление исследований в социальной антропологии, занимающееся изучением политического процесса и политических институтов в традиционных обществах. Данный специфический подход - также необходимая часть политической социологии.
склонностей или животных инстинктов. «Обуздание аффектов и страстей, самообладание и трезвое мышление… составляют даже часть внутренней ценности личности»
Победу разума над чувственными влечениями мыслитель называет дисциплиной склонностей, культурой воспитания. Принадлежность к ряду человеческому, считает И. Кант, само уже достоинство. Будучи связанным с долгом, достоинство в учении И. Канта выступает в качестве важного критерия развития личности.
Важнейшую революция во внутреннем мире личности И. Кант усматривает в выходе человека из такого состояния (которое он называет несовершеннолетием), когда его действиями руководят другие люди. «Человек, зависящий от другого, уже не человек, он это звание утратил, он не что иное, как принадлежность другого человека… рабство есть наивысшее зло в человеческой природе». Заслуживает внимания поставленный И. Кантом вопрос о соотношении понятий «личность» и «субъект».
Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную деятельность, осуществляя совокупность общественных функций. Мотивы действий личности, как и общественные функции, детерминированы нормами морали, права и другими социальными установками. Деятельность человека осуществляется в системе социальных связей и взаимодействий, являющихся субъективно-объективными связями. Личность реализует себя выступая прежде всего как субъект действия. С другой стороны, субъектом сознательного социального действия выступает человек, являющийся личностью. И в этом смысле «личность» и «субъект» — понятия соотносительные.
Кроме описанных в отдельных
статьях теорий личности (Культурно-историческая
теория; Теория деятельности; Философско-психологическая
концепция и др.), существует еще
ряд концепций, использующих основные
положения философии марксизма.
Соединение отдельных принципов
марксистской идеологии с
Немецко-американский философ и
социолог Г. Маркузе также критиковал
современное ему общество, выполняющее
репрессивную функцию по отношению
к сексуальности человека Социальной
революции, по его мнению, должна предшествовать
сексуальная революция. В результате
такого подавляющего воздействия со
стороны общества формируется особый,
"одномерный" тип личности, которая
утрачивает социально критическое
отношение к обществу и становится
пассивной жертвой его
В концепции французского психолога и философа-марксиста Ж. Политцера, названной автором "конкретная психология", жизнь человека рассматривается как драма, состоящая из сегментов, или актов, которые обозначают законченные действия, события, поступки. Эти психологические факты соотносятся с активностью личности, с ее целевой устремленностью. Чтобы проанализировать сегмент, нужно найти детерминацию его смысла в развитии, в развертывании всей совокупности событий, которые охватывают целостную жизнь конкретного индивида . Смысл жизненного акта может быть найден в рассказе самого субъекта , в котором за конвенциональным (явным) выделяется индивид, (скрытое) содержание.
Другой французский психолог Л. Сэв отрицает основной тезис теорий фрейдо-марксизма о том, что личность испытывает искажающее влияние социальных отношений на внутреннюю, специфически человеческую родовую сущность. Автор считает, что не существует изначально заданной сущности человеческой личность, что она формируется исторически сложившейся совокупностью обществ, отношений. Кроме того, как общая, так и специфическая характеристика личности данного индивида, является отражением тех производственных отношений, в которых он, индивид, находится как представитель социального класса.
Основные понятия теории Сэва: акт – поступок индивида, рассматриваемый также в качестве конкретной деятельности, которая является существ, элементом биографии человека; способности – совокупность "актуальных потенциальностей", врожденных или приобретенных, которые дают возможность совершить любой акт на любом уровне. Базисом развитой личности выступает структура деятельности, а субстанцией этой структуры является реальное время. Отношение ко времени – важный показатель характеристики личности Потребность во времени – это отражение противоречия между потребностями и условиями деятельности, между индивидуальным и социальным. По использованию (осознанному и неосознанному) реального времени можно проследить эмпирические формы жизни индивида. "Психологическими надстройками" личности являются деятельности, выступающие регулятором времени и, в конечном счете, процессов жизни человека. Возможна спонтанная (имеющая два уровня – реальное и желательное использование времени) и добровольная (формируется под влиянием обществ, отношений) регуляция. Другим надстроечным феноменом личности являются уровни и ценности самосознания индивида и осознания им мира.
Леви-Стросс о социальной и культурной антропологии
Когда речь заходит о социальной и культурной антропологии, то зачастую возникает путаница. И прежде всего по их отношению к такой науке, как этнография. Этнография, вопреки попыткам расширить ее, представляет собой науку об этносах и ее предметом являются закономерности формирования, развития и функционирования этнических общностей, в отличие от общностей классовых, политических, конфессиональных и пр. При этом как этнография, так и социологические дисциплины основным объектом своего изучения имеют реально функционирующие современные общества, где основой выступает собранный полевой материал. Поэтому этнография, социальная и культурная антропология сходны по своему основному объекту. В обоих случаях ими являются народы. Но при этом для данных дисциплин существенно будет различаться предмет исследования. Для социальной антропологии — это существующие в человеческом обществе социальные институты, для культурной антропологии — те или иные аспекты культуры человечества. Ни социальная, ни культурная антропология, обращаясь к изучению отдельных этносов, ни в коей мере не ставит перед собой задачу дать теоретический анализ этнических общностей как таковых. Более того, в ряде случаев социальная и культурная антропология склонны вообще проявлять скепсис в отношении реальности существования этносов как дискретных общностей. Так, Э. Лич, исследуя Бирму, пришел к выводу о том, что качины представляют собой социальную группу, а не этнос.
В русле французских социально-
Считая, что мифологическое мышление образует
исходный фундамент человеческой цивилизации,
Леви-Стросс стремится отыскать свойственную
этому мышлению логику. Важнейшим законом
этой логики является бинарность, т.е.
оперирование оппозициями "день — ночь",
"небо — земля", "правое — левое",
при этом мифологические оппозиции не
изолированы друг от друга, а существуют
в ансамблях. Другой особенностью мифологического
мышления является метафоричность, которая
в конкретной действительности раскрывается
в многообразных образных трансформациях.Леви-Стросс
резко критикует современную цивилизацию
и считает, что возвращение к исходным
мифологическим структурам избавит людей,
общество от многочисленных бедствий:
войн, эксплуатации, кризисов, антигуманных
отношений и проявлений.
В дальнейшем структуралистская школа
в социологии развивается в многочисленных
модификациях. В частности, можно указать
на распространение структурной лингвистики,
задачей которой становится разработка
грамматических и синтаксических моделей
языка как системы социальной коммуникации.
Не менее широкое распространение получает
культурологический символизм, согласно
которому культура существует как самодостаточная
система социальных символов, а последние
воплощают специфическим образом общественные
связи и отношения. В числе ученых с мировым
именем, разрабатывавших те или иные проблемы
структурализма, нельзя не упомянуть Р.
Барта, Ж. Дерриду, Т. Лакана