Перспективы национального государства в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

В истории человечества XX век представляет собой одно из самых насыщенных широкомасштабными сдвигами, войнами, революциями, разного рода судьбоносными событиями и процессами столетие. Многие страны и народы, в начале века, жившие в условиях аграрного или аграрно-промыш-ленного общества, пройдя этап индустриализации, к концу века перешагнули в постиндустриальное и информационное общество и неузнаваемо изменились. По имеющимся данным, в XX в. совокупное производство товаров и услуг значительно превышало совокупное производство за весь предшествующий период известной истории человечества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.ХХ столетие – век неудержимого прогресса……………………………………..4
2.Основные трактовки глобализации……………………………………………..7
3.Глобализация как объективный процесс………………………………………11
4.Политические последствия глобализации……………………………………...13
5.Транснациональный мир или сообщество суверенных государств?...............17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………….….….….…….………...……24

Содержимое работы - 1 файл

политология.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

  Глобальными следует считать те проблемы, которые  затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают все более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдаленных частях земного шара.

  В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия, та или иная проблема, возникающая там, рано или поздно может иметь глобальные, общечеловеческие последствия. Речь идет, например, о СПИДе, атипичной пневмонии, курином гриппе и т.д. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие — радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политические последствия  глобализации

  Усложнение  процесса принятия решений лишило правительства возможности гибко и быстро реагировать на возникающие перед обществом проблемы. В кризисных, чрезвычайных обстоятельствах, требующих быстрой и действенной реакции, управленческо - бюрократический аппарат демонстрирует свою беспомощность. Государству, обремененному собственной бюрократией и оказавшемуся как бы в точке пересечения глубоких изменений, охвативших разные сферы и уровни общественной жизни, становится все труднее интегрировать и реализовывать различные, порой конфликтующие между собой интересы.

      Это во многом определяется тем, что способность политических деятелей и организаций, правительств и государств контролировать события, принимать и реализовывать решения зависит не только от их возможностей и прерогатив внутри собственных стран, как это было в прошлом, но и от их способностей учитывать положение во внешнем мире и воздействовать на него.

  Немаловажное  значение в данном контексте имеет  то, что разнообразие, переплетение, децентрализованный характер множества проблем, возникающих в различных центрах и точках пересечения государственных и негосударственных акторов, часто не позволяет решать их традиционными методами (переговорами о заключении договоров, установлением или разрывом дипломатических отношений и т.д.), используемыми преимущественно официальными государственными инстанциями и структурами.

  Выявление проблемы зачастую зависит от решений, принимаемых (или не принимаемых) большинством людей независимо друг от друга. Например, желаемый рост производительности в той или иной отрасли экономики зависит от действий множества потребителей и производителей; достижение приемлемых темпов роста населения — от поведения миллионов родителей; состояние окружающей среды — от решений, принимаемых огромным числом производителей, и т.д.

  Очевидно, что в рассматриваемом аспекте  все более значительную роль приобретают действия и решения, принимаемые далеко за пределами национально-государственных границ, другими правительствами или разного рода международными организациями. Так, на эффективность реализации государством своих прерогатив и полномочий сильное влияние оказывает все расширяющаяся сфера деятельности транснациональных корпораций и других транснациональных акторов в лице региональных и всемирных межправительственных и неправительственных организаций и институтов.

  Такие вопросы, как снижение или повышение  цен на нефть и газ, кофе и молоко и т.д., решаются не правительством какой-либо отдельно взятой страны, а на уровне ОЭСР, ОПЕК, ЕС и других международных организаций. То же самое можно сказать и о проблемах, связанных с обеспечением рынков для производимых и экспортируемых товаров, с условиями получения кредитов, привлечения инвестиций, с передачей технологий и т.д.

  Трудности, с которыми сталкивается правительство  каждой отдельной страны, еще более усугубляются с выдвижением на передний план целого комплекса глобальных проблем, таких как охрана среды обитания человека, истощение невозобновляемых ресурсов, угроза термоядерной катастрофы, международного терроризма и т.д.

  Благодаря прогрессирующему размыванию границ между  национальными экономиками проблемы, ранее считавшиеся исключительно внутриполитическими, в всевозрастающей степени приобретают международно-политический характер. Имеет место беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики. Растет значимость внутриполитических последствий внешней политики и внешнеполитических последствий внутренней политики. Все меньше остается сфер, в которых правительство отдельного государства могло бы принять чисто внутристрановые решения, не оказав в той или иной степени влияния на внутреннюю политику других стран.

  Как отмечал американский экономист  У.Р. Смайзер, «финансовый мир больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой. Обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран». Ускорение темпов технологических изменений, особенно в сфере информатики и телекоммуникаций, способствуют ускорению этого процесса.

         Политические, да и не только политические отношения, пересекающие государственные границы, приобрели и продолжают приобретать настолько большое значение, что идея об исключительной юрисдикции того или иного государства над определенной территорией де-факто оказывается все менее соответствующей реальному положению. С одной стороны, становится все труднее утверждать, что именно является сферой компетенции внутренней, а что — внешней политики. С другой стороны, растет значимость внутриполитических последствий внешней политики и внешнеполитических последствий внутренней политики.

      Суверенитет государств ослабляется не только в результате расширения прерогатив наднациональных, надгосударственных акторов, но и появления на общественно-политической арене так называемых субгосударственных подразделений. Реальностью стал тот факт, что самостоятельно начинают действовать внутристрановые и межстрановые регионы, которые играют все более растущую роль в сфере международных отношений, В частности, они послужили немаловажным фактором формирования единой Европы, что дало возможность исследователям говорить о «Европе регионов».

  Результатом этого является то, что общепринятые нормы, обычаи и практика политического управления становятся уже недостаточными для того, чтобы правительства сами могли решать проблемы. Их способность адаптироваться к изменениям снизилась из-за недостаточности ресурсов для разрешения всех возникающих перед обществом проблем, а также вследствие растущей зависимости государства от состояния дел за рубежом и сотрудничества с иностранными акторами. Эффективность государства сокращается в результате роста значимости разного рода подгрупп и готовности последних отстаивать свои интересы.

  Темпы технологических изменений, особенно в сфере информатики и телекоммуникаций, способствуют ускорению этого процесса. Новые проблемы, связанные с суверенитетом национальных экономик, создают становящийся все более актуальным свободный поток информации.

  На фоне данных процессов у многих исследователей складывается мнение о том, что государство, которое традиционно являлось главным или даже единственным субъектом политики в сфере международных отношений, и в наши дни не перестает быть самодостаточным экономическим и политическим образованием и превращается в один из фрагментов всемирной политической системы, мировой экономики, мирового сообщества. 

5. Транснациональный мир или сообщество суверенных государств?

  Происходящие  в мире процессы нельзя представлять таким образом, будто мы являемся свидетелями утверждения экономической, политической, культурной однородности во всемирном масштабе. Их неправомерно оценивать как показатель готовности людей отказаться от своих национальных идентичностей в пользу приверженности наднациональным или интернациональным организациям, как показатель движения в направлении неоглядного и абсолютного политического интернационализма, универсализма, глобализма и космополитизма.

      Нельзя забывать, что переход от одного состояния мирового развития к другому, от одного мирового порядка к другому никогда не бывает гладким, однолинейным. Глобальная система включает в себя процессы как прогресса, так и регресса; ей свойственна неопределенность и неустойчивость и т.д. Данные процессы оказывают влияние на почти все стороны общественно-исторического движения, на государства, группы государств, объединения, союзы, корпорации, международные организации и т.д.

  Об  этом свидетельствует тот факт, что  неизменным спутником глобализации, как бы ее оборотной стороной стала фрагментация. Она проявляется, в частности, в усилении позиций национализма, этнизма, сепаратизма, устремлений многих народов к независимости и созданию собственных государств. В определенной степени рост национализма и этнизма явился своеобразной формой борьбы местных традиций с глобализацией. Антиглобалистские движения не без оснований рассматриваются рядом исследователей как неотъемлемая черта процесса глобализации.

  Не  случайно ныне много говорят о  «возврате в Азию» Японии, «реиндуизации» Индии, «реисламизации» Ближнего Востока и даже о «девестернизации» всего Востока, понимаемого в самом широком смысле слова. В. то же время верно и то, что размываются так называемые разломы цивилизаций, цивилизации переходят друг в друга, что на Западе становится много Востока и на Востоке — Запада.

  Иными словами, оборотной стороной глобализации являются фрагментация и дифференциация мира вследствие выдвижения на передний план национальных, религиозных, социокультурных, политико-культурных и иных различий. Выходит, что глобализация и фрагментация взаимосвязаны, являются разными сторонами единого процесса. Элементы общемирового масштаба сосуществуют с такими фрагментированными элементами, как этнонациональные общности и культуры, кланы, корпорации, классы и т.д. Новые элементы глобального масштаба не заменяют, а дополняют эти вторые. Глобализация не разрушает традиционные составляющие современного мира, не элиминирует связи между ними и новыми структурами, а модифицирует и в какой-то степени скрепляет ранее разъединенные элементы единого и взаимосвязанного мира.

  Все это свидетельствует о том, что  глобализация представляет собой весьма сложный феномен, включающий в себя как общее, так и различия, как универсализм, так и партикуляризм, как единение всего мира, так и его фрагментацию. Можно сказать, что мы переживаем неопределенный период между старой и новой системами, в течение которого факторы каждой из этих систем проникают и конкурируют друг с другом, в итоге приводя к изменениям в глобальном порядке. Здесь мы сталкиваемся с взаимодействием широкого круга факторов: геостратегических, экологических, антропологических, политических, экономических, социальных, технических и организационных.

  Хотя  сама концепция государственного суверенитета подвергается заметной трансформации, одним из парадоксов все более стремительно глобализирующегося мира является появление на политической карте все новых государств там, где их никогда не было раньше. Это вполне объяснимо, если учесть, что любая универсализация или глобализация рано или поздно, но неизбежно ведет к фрагментации, децентрализации, сецессии и другим подобным им феноменам.

  Об  этом свидетельствует опыт почти всех мировых цивилизаций, пределы которых зачастую совпадали с территориальными границами мировых империй. Самый очевидный пример этого феномена дает Римская империя. Христианство, предложившее человечеству не только рецепты спасения, но и пути объединения в единое целое, провозгласив известный лозунг: «Нет ни иудеев, ни греков, ни римлян, а только лишь верующие христиане», как известно, распалось на множество ответвлений, деноминаций, сект. То же самое верно и для другой мировой религии в лице ислама.

        Одним из феноменов рубежа двух веков стал рост числа государств, который также стал одной из угроз стабильности международного порядка. В данной связи некоторые авторы даже заговорили о начавшейся «фрагментации» или «балканизации мира». И действительно, оборотными сторонами глобализации, интернационализации и интеграции являются обострение этнических, религиозных, культурных проблем, все большее значение приобретают такие понятия, как «родной очаг», «родина», «нация» и т.д.

  Новый мировой порядок, приходящий на смену биполярной системе периода холодной войны, характеризуется не только появлением новых экономических сил, крушением старых империй и дискредитацией коммунизма, но также возрождением местной идентичности, основанной на этнических и религиозных приверженностях, тенденций к децентрализации и партикуляризации.

Информация о работе Перспективы национального государства в условиях глобализации