Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель: Рассмотреть и проанализировать основные теории мультикультурализма и его модели в современном мире.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
-Рассмотреть возникновение и развитие понятия «мультикультурализм».
-Провести сравнительный анализ двух основных подходов к его пониманию.
-Рассмотреть историческое развитие мультикультурализма как «идеологии» в миграционных государствах(основной взгляд на пример США).
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения мультикультурализма 5
1.1 Мультикультурализм. История понятия и основные подходы 5
Глава 2. Мультикультурная модель в «миграционных» государствах 15
2.1 Этнические и религиозные особенности мультикультурализма в «миграционных» странах 15
Заключение 24
Библиографический список: 26
Так же исследователь выделил три уровня понимания проблемы мультикультурализма:
1.Дискриптивный (
2. Идеологический. В подобном
ключе рассматриваются
3. Политический. С этой
точки зрения
Как отмечает профессор Терборн Гёран, понятие «мультикультурализм» рассмативается в трех контекстах:
1. Политический, в котором идеология и желаемая нормативность должны претворяться в конкретные политические действия, в данном контексте приводятся аргументы «за» и «против» политики мультикультурализма и соответствующего способа управления.
2. Экспериментальный (Дескриптивный, Аналитический). Этот уровень используется в научных трудах и общественных дискуссиях, касающихся различных проявлений культурной разнородности общества.
3. Философский. В этом контексте понятие рассматривается при поиске ответов на вопросы о социальном и политическом порядке, правам человека в условиях неоднородной культуры того или иного общества. Так же тут определяются основные теоретические концепты, анализируется вопрос о том, что есть мультикультурализм: идеология или нормативная связь, и т.д.
В этих двух классификациях термины «политический», в общем, совпадают и несут в себе смысл принятия конкретных политических решений. Дескриптивное понимание мультикультурализма у А.И. Куропятника является исключительно описательным, например фиксация демографических изменений, этнокультурных параметров национальных обществ под влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Т.Гёран, так же относит к этому пониманию и анализ подобных явлений. Вместо философского дискурса у Т.Гёрана, у А.И.Куропятника выделяется идеологический уровень, в рамках которого обсуждаются концепции национальных идеологий, здесь есть часть функций «дисриптивного» и «философского» уровней Т.Гёрана, таких как аналитика и осмысление.
В рамках своей работы я бы хотел основываться на классификации Т.Гёрана уровней понимания мультикультурализма в широком смысле, на классификации М.В.Тлосановой в политическом контексте, а так же на определении российского ученого Н.С.Кирабаева, который характеризует мультикультурализм как «теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Он утверждает уважение к различиям, но при этом не отказывается от поиска универсальности». То есть взаимодействие культур происходит через координацию, а не через подчинение и ассимиляцию.
Современные ученые, исследуя
феномен мультикультурализма, обычно
выделяют 3 региона, в которых мультикультурализм
по разному реализуется на практике.
Это, так называемые, «миграционные»
страны(государства которые
В следующей главе мы постараемся рассмотреть историю образования и текущее состояние мультикультурных моделей в «миграционных» (США, Канада, Австралия) странах. За основу будет взято мультикультурное взаимодействие в США, так как эта страна на данный момент является проводником идей мультикультурализма.
Исторический опыт человечества свидетельствует, что формы и способы интеграции могут быть самыми различными: от насильственного подчинение одного этноса другим – до добровольного объединения народов в единое государство или до поглощения и ассимиляции одним этносом другого (Так протекал процесс становления наций в Новое время, когда этнические меньшинства ассимилировались с «титульным» этносом).
«Плавильный котел» выглядит более гуманной, демократичной и справедливой формой интеграции, нежели ассимиляция, так как здесь все этносы – хотя бы теоретически – должны одинаково подвергаться «переплавке», создавая единый народ. И еще гораздо более гуманной выглядит политика «Салатной миски» с ее идеалом «единства в многообразии». Но это в теории, а в реальности ситуация весьма сложна. Поэтому я бы хотел рассмотреть выделенные мною выше регионы.
Как уже отмечалось выше, впервые идеи мультикультурализма стали осуществляться на практике в Канаде. Официальное политическое признание он получил в 1971 году, что стало символом признания неэффективности используемой ранее модели ассимиляции и гомогенизации культурного многообразия страны. Это было продиктовано опасностью квебекского сепаратизма. Объявляя основной целью своего правления построение мультикультурного - но, подчеркнем, не мультинационального - общества - канадские власти пытались, с одной стороны, нейтрализовать сецессионистские устремления франкофонного Квебека, а с другой - смягчить обеспокоенность англоязычного большинства относительно национально-государственной целостности страны17.
В Австралии это понятие стало употребляться начиная с 70-х годов. До середины XX века Австралия вторила паневропейской концепции «плавильного котла», характерной для США, проводя свою расистскую политику Белой Австралии, при которой иммиграция рассматривалась как не опасная для нации, только в том случае, если она была ограничена белыми европейцами, предпочтительно англосаксами. Но австралийский экономический бум 50-х гг. XX века сделал страну более толерантной - британской иммиграции стало не достаточно для нужд растущей экономики. Мощный формировавшийся торговый блок с Юго-Восточной Азией и особенно Японией подталкивал к тому, чтобы открыть двери высококвалифицированным пришельцам из неевропейских стран, наконец, отток австралийцев назад в Европу в это время создавал необходимость пополнения трудовых ресурсов. Все это и привело к быстрому отказу Австралии от запрещения на небелую иммиграцию.
Уже к 70-м годам экономика пошла на спад и небелая рабочая сила была не нужна в таких масштабах, поэтому государственная австралийская политика переориентировалась на мультикультурные модели адаптации иммигрантов последней волны, которая уже не формулировалась в понятиях ассимиляции.
Как отмечает В.Малахов, «в австралийском случае официальное введение мультикультурализма было вызвано главным образом оскудением иммиграционного потока к началу 70-х годов, что могло повлечь за собой неблагоприятные последствия для демографической и экономической ситуации»18
Совсем другая ситуация сложилась в США. Приток иммигрантов на протяжении ХХ века не уменьшался, а увеличивался. Из-за чего правительством вводились квоты и инструменты регуляции, для борьбы с нелегальной иммиграцией.
В государственной идеологии США вплоть да 70-х гг. ХХ века использовалась идея «плавильного котла», пройдя через который, иммигранты становятся гражданами США, носителями американских ценностей и культуры, вне зависимости от своей этничности. Считалось, что переплавляя иммиграционные потоки, создавалась единая американская идентичность и нация. Эта идея была заложена еще в Конституции США 1787г., где использовалось выражение «единый народ Соединенных Штатов»
Общим идеалом для всех
американцев стала «
Эта мечта имела высокую значимость среди эмигрантов, прибывающих из стран, где господствовала монархия с характерным ей сословным делением. Прибыв в США, такие эмигранты сразу обретали политическую свободу.
Однако в США прочно сохранялась неофициальная идея различного социального статуса разных этнических, религиозных, гендерных и т.п. групп.
Так, главным носителем американской культуры и ее героем (во всяком случае в XIX - первой половине XX веков) считался белый мужчина протестантского вероисповедания в «расцвете сил», т.е. примерно 30-40 лет. Рассмотрим этот вопрос подробнее, с точки зрения этнических параметров.
Верхнее место в шкале
занимали люди белой расы – выходцы
из Европы англосаксонского происхождения,
на втором месте стояли немцы, скандинавы,
французы и прочие западноевропейцы,
дальше шли итальянцы и славяне,
а в самом конце – негры,
индейцы, выходцы из Азии и Южной
Америки. Эта «этническая стратификация»
Отметим также, что хотя на первый взгляд идея «плавильно котла» выглядит глубоко демократичной: все этносы одинаково подвергаются «переплавке» и в результате получается совершенно новая нация «американский народ», но в действительности ситуации несколько иная и, прежде всего, потому, что в любой стране существует государственный язык (или языки), и в США - в отличии от, например, Канады - таким языком является только один, английский. А это означает не только то, что все официальные документы составляются на этом языке, не только то, что он оказывается языком межнационального общения, политики, юриспруденции, торговли, образования, но и то, что он незаметно для своих пользователей и носителей задает определенную картину мира, систему ценностей некультурных установок. Да и полноценным гражданином считается только тот, кто говорит на английском языке. Так, вспомним например, что Луизиана, бывшая колония Франции, была принята в США как штат лишь после того, как перешла полностью на английский язык.
Но к концу XX века существенно изменилась демографическая ситуация в стране. Впервые за все время существования США белое население, все еще сохраняя ведущие позиции в экономике и политике, перестало доминировать в количественном отношении: к 1980 г. уже 51% составляли небелые граждане. А учитывая всеобщее избирательное право, это требовало изменения традиционной идеологии - как государственной, так и негосударственной. В этих условиях идеи мультикультурализма и толерантность как его имманентная составляющая оказались весьма востребованными, а их применение – хорошим выходом из создавшегося положения.
И начиная с середины 70-х гг. США отходит от политики «плавильного котла». Важную роль при этом сыграли некоторые принятые государственные документы и , прежде всего «Акт о гражданских правах» 1964г., в некоторой степени ослабивший доминирующее положение англосаксонского этноса в США.
Некоторые исследователи
говорят, что на смену «плавильному
котлу» пришла «салатная миска». Другие
же утверждают, что США сейчас находится
в поиске новой, доселе неизвестной
модели мультикультурного
Одним из ярких проявлений идеологии мультикультурализма стала так называемая «стратегия культурной защиты», применяемая в судах при рассмотрении преступлений совершенных новыми эмигрантами, лишь недавно проживающими в США: их действия оправдываются тем, что они вели себя в соответствии с традициями и нормами, существовавшими в родной культуре.
Серьезную проблему для США составляли исторические корни взаимодействия «белых американцев» с индейцами и неграми. Попытки «восстановить справедливость» вызвали на практике утверждение принципа толерантности, выразившееся, в частности, в замене прежнего, имеющего в американской культуре негативную окраску, названия «негр» на «афроамериканец», появление негров в ролях положительных героев в кино и т.д.
Особенно важным шагом мультикультурализма было введение в 1980 гг. так называемой политики «утвердительного действия» (affirmative action) или «позитивной дискриминации», состоявшей в этнических и расовых квот при приеме в вузы и при занятии определенных престижных должностей. Эти акции, проводимые в рамках общей политики мультикультурализма, первоначально считались временными и направленными на выправлении дисбаланса в распределении ресурсов и власти. Идеалы при этом оставались либеральные, основанные на идее формального равенства всех людей перед законом - вне зависимости от их расовой или этнической принадлежности. Предполагалось, что по мере ликвидации соответствующего дисбаланса будет происходить постепенная интеграция данных меньшинств в единое политическое сообщество, и тогда эти временные меры могут отменены
Однако после двух десятилетий такого рода практики выяснилось, что отказ от нее в настоящее время не возможен. Этнические меньшинства, для которых позитивная дискриминация обернулась значительным выигрышем на рынке образования и труда, резко воспрепятствовали свертыванию данной программы. Таким образом, она не только не привела к достижению желаемой цели - интеграции этнических меньшинств в единое политическое сообщество, но даже, как ни парадоксально - усилила сегрегацию по расовым, этническим и этнолингвистическим признакам. Причем данная сегрегация стала добровольной и значительно увеличилась в масштабах: теперь уже не только негры и индейцы, но и выходцы из Азии, Латинской Америки требуют для себя особых прав и привилегий. 20
Информация о работе Мультикультурализм и его модели в современном мире