Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
Цель работы – изучить правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации (на разных исторических этапах), рассмотреть гражданство детей при изменении, приобретении или прекращении гражданства родителей, а также гражданство ребенка при усыновлении, опеке и попечительстве на современном этапе.
Задачи работы следующие:
- рассмотреть многообразие мнений на понятие гражданства,
- затронуть эволюцию гражданства детей в разные исторические периоды.
Введение 3
1 Плюрализм взглядов на понятие гражданства 5
2 Эволюция гражданства детей в разные исторические периоды 18
2.1 Правовая регламентация гражданства детей в дореволюционный период
в России 18
2.2 Гражданство детей в советской России 20
2.3 Регулирование вопроса о гражданстве детей в Законе о
гражданстве 1991 г. 34
3 Правовое регулирование гражданства в современный период 38
3.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской
Федерации 38
3.2 Гражданство детей при изменении, приобретении или прекращении
гражданства родителей 41
3.3 Гражданство ребенка при усыновлении, опеке и попечительстве 47
Заключение 50
Список использованных источников 53
2.1 Правовая
регламентация гражданства
Гражданство обычно передается рождением от родителей к детям. По законам Российской империи изменение подданства детей в связи с изменением подданства родителей допускалось согласно следующим правилам: дети иностранцев, принятых в русское подданство, родившиеся до принятия подданства, всегда оставались в иностранном подданстве, но могли в течение года по достижении совершеннолетия принять российское подданство. Дети, достигшие совершеннолетия во время принятия родителями подданства, могли принять его в течение года со дня принятия родителями (ст. 850 и 851 т. IX).
Во всех случаях такого рода неизбежно возникал вопрос о том, каким законом определяется срок совершеннолетия, русским или иностранным. Отвечая на него, Н.М. Коркунов писал: "В пользу принятия в руководство в данном случае иностранного закона говорит только господство в литературе международного частного права воззрения, по которому дееспособность лиц всегда обсуждается по его национальному закону. Но все соображения практического удобства говорят в пользу применения русского закона. Во-первых, это приведет к установлению одинакового срока принятия подданства для детей всех иностранцев независимо от различия национальности. Во-вторых, это устранит возможность таких случаев, что иностранец, достигший по своему закону совершеннолетия, приняв русское подданство, сделается опять несовершеннолетним. В-третьих, нельзя не обратить внимание, что дело идет тут о лицах, родившихся и воспитавшихся среди условий русского быта, предполагающего наступление совершеннолетия в возрасте, определенном русским законом. По всем этим соображениям следует признать по этому вопросу решающее значение не за иностранным, а за русским законом"24.
Дети русской подданной, бывшей замужем за иностранцем, но овдовевшей или разведенной, подлежали приему в русское подданство на тех же основаниях и в том же порядке, что и дети иностранцев, принятых в русское подданство (ст. 854, т. IX). Дети иностранцев, не состоявших в русском подданстве, но родившиеся и воспитанные в России или рожденные за границей, но окончившие курс наук в русских высших и средних учебных заведениях, имели право приобрести подданство, если они этого пожелают, в течение года со времени достижения совершеннолетия на тех же основаниях и в том же порядке, что и совершеннолетние дети вступивших в русское подданство иностранцев.
Вопрос о подданстве детей при разноподданстве родителей в Российской империи не возникал, поскольку по ее законам разноподданство родителей было невозможно, так как жены всегда следовали подданству мужа и жены отдельно от мужей в подданство не принимались.
Усыновлением русское подданство не приобреталось. Правда, в законе от 12 марта 1891 г.25 не предусматривалось запрета усыновлять иностранцев. Но усыновление не влекло за собой передачу усыновляемому даже новых прав состояния. Отсюда можно заключить, что оно не предоставляло ему и подданства.
Усыновляемый сохранял первоначальные права состояния, а, следовательно, и подданство. Единственным исключением в этом смысле было усыновление, осуществляемое дворянами и потомственными почетными гражданами. В этом случае усыновленный, если он принадлежал к низшему состоянию, получал права личного почетного гражданства. Однако личным почетным гражданином в России мог был и иностранец (ст. 999, т. IX).
Иначе решался этот вопрос применительно к узаконению. "Хотя закон, - писал Н.М. Коркунов, - не предусматривает и случая узаконения детей, рожденных до принятия их родителями русского подданства, но, без сомнения, узаконение возможно и в отношении к таким детям. Иностранец, принявший русское подданство согласно ст. 1030 IX т., "приобретает все права без всякого различия от коренных подданных". Поэтому им конечно нельзя отказать в праве узаконения детей, прижитых с женою до брака. Но русский суд, конечно, не может узаконять иностранцев. Если дети, рожденные до приятия их отцом русского подданства, будут узаконены русским судом, они тем самым признаются и сами русскими подданными. Если русское подданство их отцом принято раньше вступления его в брак с их матерью, то русское подданство детей стоит вне всякого сомнения. По закону 12 марта 1891 г. узаконенные дети вступают в права законных с момента заключения их родителями брака. Следовательно, их юридическое положение должно быть такое же, как если бы они родились уже в браке, а в таком случае, при совершении брака после принятия подданства, они родились бы уже русскими (ст. 1015, т. IX). Несколько сомнительнее решение этого вопроса в том случае, когда русское подданство родителями узаконяемого приобретено после вступления в брак. Дети, рожденные до вступления в подданство, не делаются русскими подданными. Но относительно узаконенных должно быть принято иное решение, так как иностранец не может быть узаконяем русскими судами, а иностранные суды не могут узаконять детей русских подданных"26.
2.2 Гражданство детей в советской России
В советской
России вопрос о гражданстве детей
впервые был поставлен в
Таким образом, разрешая вопрос
о гражданстве
Порядок определения гражданства детей в случае изменения гражданства их родителей регулировался декретом СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. "О принятии иностранцев в российское гражданство"28. В соответствии с ним (ст. 7) при переходе в российское гражданство обоих супругов дети моложе 18 лет следовали гражданству родителей. При разногражданстве супругов дети младше 14 лет оставались в прежнем гражданстве, если между родителями не состоялось по этому предмету иного соглашения. Дети, достигшие 14-летнего возраста, имели право заявить о желании следовать гражданству одного из родителей.
Закрепленное декретом правило о том, что гражданство детей изменяется соответственно гражданству родителей, свидетельствует о принятии законодателем "принципа крови". Вместе с тем в декрете устанавливалось положение, согласно которому волеизъявление детей (желание или нежелание приобрести советское гражданство) имело существенное значение для признания у них этого гражданства лишь по достижении 14 лет. Воля детей моложе 14 лет не оказывала влияния на решение вопроса об изменении их гражданства.
Более подробную правовую регламентацию вопрос о гражданстве детей получил в Положении о союзном гражданстве 1924 г.
Как уже отмечалось, Положение содержало следующие правила (ст. 4):
а) гражданами союзных республик
и тем самым Союза ССР
б) гражданами союзных республик
и тем самым Союза ССР
в) в том случае, если один из родителей в момент рождения этого лица состоял гражданином Союза ССР, причем оба родителя в этот момент проживали вне территории Союза ССР, гражданство лица определялось соглашением родителей. По достижении совершеннолетия такое лицо могло приобрести гражданство Союза ССР в упрощенном порядке.
Согласно Положению изменение гражданства одного из родителей, обладавших советским гражданством и проживавших на территории СССР, не оказывало влияния на гражданство их детей. При изменении гражданства одного из родителей, проживавших вне территории СССР, гражданство их детей обусловливалось соглашением родителей. Таким образом, Положение особое значение придавало территориальному началу.
В случае изменения гражданства обоих родителей, т.е. когда они либо приобретали советское гражданство, либо теряли его, дети до 14лет следовали гражданству своих родителей. За детьми, достигшими 14-летнего возраста, сохранялось их прежнее гражданство. Однако Положение предусматривало, что в случае, если отдельные лица перестали быть гражданами Союза ССР в силу выбытия их родителей из советского гражданства, этим лицам предоставлялась возможность приобрести гражданство Союза ССР путем подачи заявления в губернский, областной или соответствующий губернскому исполком. Такая возможность свидетельствовала о закреплении в Положении принципа предпочтительности советского гражданства перед иностранным.
Анализ норм Положения 1924 г. позволяет сделать вывод и о том, что при регламентации гражданства детей в случае изменения гражданства родителей возраст детей принимался во внимание только на территории СССР. За границей, независимо от того, достигли дети 14 лет или нет, гражданство детей определялось соглашением родителей, которым предоставлялась возможность распоряжаться судьбой детей как моложе, так и старше 14 лет.
Установленные Положением 1924 г. условия признания гражданства детей отличались излишней сложностью. Поэтому в соответствии с Положениями о гражданстве СССР 1930 и 1931 гг. для признания советского гражданства детей уже было достаточным, чтобы в момент рождения лица гражданством Союза ССР обладали оба или хотя бы один из родителей. Место рождения не имело значения.
В упомянутых актах несколько иначе регламентировался и вопрос о гражданстве детей при изменении гражданства их родителей. Так, если оба родителя приобретали советское гражданство или выходили из него, то дети моложе 14 лет следовали новому гражданству родителей. Для перехода вместе с родителями в гражданство Союза ССР детей в возрасте от 14 лет до совершеннолетия (т.е. до 18 лет) требовалось согласие последних.
Если советское гражданство приобретал лишь один из родителей, то же гражданство приобретали по особому заявлению этого родителя его несовершеннолетние дети, находящиеся при нем. Для принятия в советское гражданство детей, достигших 14-летнего возраста, требовалось их согласие. При этом дети до 14 лет, оставшиеся при родителе-иностранце после смерти другого родителя - советского гражданина - или после утраты им полностью связи с детьми, следовали гражданству родителя-иностранца на основании его особого о том заявления. Если один из родителей умер или полностью утратил связь с детьми, а другой вышел из советского гражданства, дети до 14 лет приобретали гражданство последнего родителя на основании его заявления.
Таким образом, в советском законодательстве окончательно утверждалось положение, согласно которому волеизъявление детей имело существенное значение для признания у них этого гражданства лишь по достижении 14 лет.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. более полно, хотя и менее дифференцированно, регулировал гражданство детей при изменении гражданства родителей (ст. 6). В качестве основополагающего начала закон использовал такое положение, когда оба родителя изменили свое гражданство, т.е. либо оба стали гражданами СССР, либо оба вышли из гражданства СССР. При этом определение гражданства детей осуществлялось следующим образом:
а) дети до 14 лет следовали гражданству своих родителей. Советское гражданство признавалось у них только в том случае, если оба родителя приобрели гражданство СССР;
б) при изменении гражданства обоими родителями гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет, т.е. до достижении ими совершеннолетия, могло последовать только с их согласия.
Это исключало, например, случаи приобретения лицом в этом возрасте советского гражданства без его согласия. Такое лицо не могло также потерять советское гражданство в случае выхода из него родителей, если оно не желало этого. Таким образом, указанная норма уже не содержала элемента автоматического признания у лица советского гражданства;
в) в прочих случаях изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке.
Все это говорит о том, что ст. 6 Закона о гражданстве не содержала достаточно четкой регламентации гражданства детей при изменении гражданства одного из родителей, т.е. когда лишь один из родителей приобретал гражданство СССР или выходил из него. Законодатель ограничивался лишь указанием на то, что "в прочих случаях" изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать "в общем порядке".
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (абз. 2 ст. 30), а также соответствующие статьи кодексов о браке и семье союзных республик предусматривали, что "при различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял гражданином СССР, ребенок признавался гражданином СССР при условии, если хотя бы один из родителей в это время проживал на территории СССР". Отсюда следовало, что: 1) если ребенок родился на территории СССР, т.е. его мать находилась в момент рождения ребенка в СССР, то ребенок считался советским гражданином. Кроме того, достаточно было, чтобы один из родителей (мать или отец ребенка) был к моменту его рождения гражданином СССР. Гражданство другого родителя или безгражданство не влияло на гражданство ребенка; 2) если ребенок родился за границей, но отец ребенка проживал в момент рождения ребенка на территории СССР, ребенок признавался советским гражданином, независимо от того, кто из родителей являлся в это время советским гражданином. И в том, и в другом случае гражданство ребенка возникало в силу рождения.