Томас Гоббс о предмете философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Томас Гоббс родился в семье викария (сельского священника) в небольшом городке Мальсбери, в одном из графств Англии. Мать происходила из простой крестьянской семьи. Отец имел довольно неуживчивый характер. Однажды он бежал в Лондон, бросив семью на произвол судьбы. Об образовании Томаса позаботился его богатый дядя. Он учился в частном учебном заведении.

Содержание работы

Биография Т. Гоббса.
Место Томаса Гоббса в истории философии.
Философия как метод познания с помощью правильного рассуждения.
Цель и назначение философии.
Предмет философии и ее структура.
Список используемой литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Философия 1.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 305.

         2 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 310.

         В естественном состоянии  для людей очень мало пользы оттого, что все обладают общим правом на все. Если к природной склонности причинять друг другу вред прибавляется еще общее право на все, то война всех против всех становится необходимостью, которая не способствует сохранению человеческого рода и каждого человека. Поскольку каждый человек по естественной необходимостью желает себе блага, то нет никого, кто счел бы за благо для себя войну всех против всех, что грозит самоуничтожением людей. Таким образом, получается, что вследствие взаимного опасения мы решаемся выйти из подобного состояния и искать себе союзников. Их приобретают либо силой, либо по соглашению. Поэтому "основной естественный закон гласит: нужно искать мир всюду, где можно его достичь; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны"1. Этот закон есть веление правового разума, а веления правового разума суть естественные законы.

      Из  основного естественного закона следует, что право всех на все  невозможно сохранить, ибо в этом случае каждый в силу естественной необходимости защищал бы все, что является для него благом. Следовательно, необходимо отказаться от своих прав. Если кто-то не желает от них отказываться, то это будет  противоречить велениям мира. Поэтому первых из законов, производных от основного естественного закона, гласит: право на всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них. Второй из производных естественных законов гласит: соглашений нужно придерживаться или не следует обманывать чье-либо доверие. 
 
 
 
 

         

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 311.

      Т. Гоббс нашел два самых верных стремления человеческой природы, на основе которых только и возможно построение моральной философии. Одно из них  – это прирожденное желание, вследствие которого каждый требует для собственного употребления принадлежащие всем вещи, а другое – естественный разум, благодаря которому каждый стремится к самосохранению и который подсказывает людям приемлемые условия для мира и соглашения.

      Таким образом, естественные законы образуют сущность моральной философии. Они исходят из самой природы и в конечном счете сводятся к одному общему правилу: поступай по отношению к другим так, как желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

      Из  указания разума, что мир есть благо, следует на основании того же разума, что все средства, необходимые для поддержания мира, хороши. Закон, поддерживающий средства к поддержанию мира, предписывает тем самым добрые нравы. Поэтому он называется моральным законом. Нравами называются склонности, которые благодаря привычке укореняются так прочно, что могут легко проявляться, не встречая противодействия со стороны разума. Если нравы хороши, их называют добродетелями, если же они плохи - пороками.

      Естественные  законы, с точки зрения Т. Гоббса, неизменны и вечны: то, что они запрещают, никогда не может стать дозволенным; то, что они предписывают, никогда не окажется недозволенным.

         Наряду  с разумом человек  обладает чувственностью, телесной силой, способностями. Если в человеке разум "спит", а преобладают аффекты, то можно сказать, что человек – "одушевленное тело"1. Он предстает как чувствующее существо, в котором доминируют аффекты – волнения души.  
 

         

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 54.

         Причиной аффектов являются вещи, выступающие в душе в образах блага и зла. Аффекты вызывают ощущение удовольствия или страдания. Они возникают, если испытываем нечто приятное или стремимся уклониться, чтобы избежать неприятного. К одной и той же вещи можно испытывать то влечение, то отвращение в зависимости от того, считают ли ее полезной или вредной.

         Люди, рассуждает Т. Гоббс, весьма различаются друг от друга по природной конституции. Вот почему то, что способствует и благоприятствует жизнедеятельности одного человека и, следовательно, доставляет последнему чувство удовольствия, может вредить жизнедеятельности другого человека и, следовательно, доставлять ему чувство неудовольствия.

         Различия людей  по уму обуславливаются поэтому  различием присущих им страстей и  целей, к которым их влекут вожделения.

         Чувственность и  вожделение затрудняют и парализуют деятельность разума, склонность людей  обращать внимание на те вещи, которые  ведут к почестям, и делает их менее любознательными и честолюбивыми. В силу этого преданные чувственным наслаждениям люди менее интересуются путями, ведущими к знаниям или почестям, – двум преимуществам, которые обеспечивает нам познавательная способность.

         Между чувствами  и разумом происходит противоборство. Настоящее постигается чувствами, а будущее – только разумом. Люди благам будущим часто предпочитают наличные блага, за которыми благодаря невозможности предвидеть часто следует неожиданное зло. Для достижения истинного благополучия людям необходима прозорливая осторожность, а последняя – дело разума. Если разум ради достижения блага находит в себе силы обуздать чувственные влечения и не идет на поводу у порока, то человек выступает как разумное существо.

         Разумный  выбор добра  связывается у Т. Гоббса с проблемой необходимости и свободы. Под свободой он понимает он понимал способность человека исполнять то, чего он хочет, или не исполнять то, чего он не хочет, при отсутствии внешних препятствий1.

         Свободная деятельность человека в реализации своих интересов, целей и достижении блага не противоречит понятию необходимости. "Свобода и необходимость совместимы, - отмечает Т. Гоббс. – Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно.

В самом деле, так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина – из другой в непрерывной цепи… то они проистекают из необходимости"2.

         Т. Гоббс также  обращает внимание на тот факт, что  индивидуальная природа человека вызывает  и разное понимание блага, неодинаковое к нему отношение. В силу различных  стремлений один считает благом то, что другой порой именует злом. Для различных людей предметами влечения и отвращения являются разные вещи, которые для одних – благо, а для других – зло; так для наших врагов зло то, что для нас благо.

         Важно, поясняет Т. Гоббс, учитывать наличие истинного и мнимого блага и зла. Например, богатство есть мнимое благо, ибо часто не способствует самосохранению. Если богатство не унаследовано, а приобретено собственными усилиями, оно есть благо. Любовь к деньгам постыдна, ибо она характеризует человека, готового за деньги на все. Кроме того, такая любовь к деньгам – признак нужды. Нужда или бедность, в условиях которой человек не имеет даже самого необходимого, есть зло. Бедность без нужды в необходимом есть благо.

         

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 54.

         2 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 2. – С.233. 

         Добро и зло относительны; они зависят от того, кто имеет  по отношению к данной вещи влечение или отвращение. Вот почему можно сказать, отмечает Т. Гоббс, что, сколько людей, столько различных правил относительно добродетели и порока.

         Для сохранения мира требуется общественное согласие и  единство людей. Сообщество образуется ради пользы и при посредстве нашей воли. В каждом обществе нужно искать объект такой воли, т.е. то, что кажется благом любому из входящих в него граждан. Если воля всех становится единой, то общество следует рассматривать как одно лицо. Следовательно, государство есть одно лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями граждан ради мира и защиты общих интересов.

         В гражданском обществе устанавливаются единые правила взаимоотношений между людьми.  "Правила, согласно которым разграничивают добро и зло, справедливое и несправедливое, честное и бесчестное, суть гражданские законы; поэтому все установленное законодателем следует считать добром, а все запрещенное им – злом"1.

         Издавать закон, – значит, создавать причину справедливости и вынуждать к ее соблюдению. Цель закона в том, чтобы сделать людей справедливыми,  все поступки и привычки следует оценивать как благие или дурные по их мотивам и приносимой пользе государству. Если различие между добром и злом начинают делать частные лица, это может привести к уничтожению государства.

         Гражданские законы выступают основанием практической добродетели и обязанностей граждан. Когда государственный строй  установлен, то даже естественные законы становятся частью государственных. Каковы бы они были, подчинение им всегда  везде считалось добродетелью граждан, а нарушение их – пороком.  

         

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 2. – С.370.

         Осуществляется тем  самым справедливость (коммуникативная и дистрибутивная), т.е. подчинение законам. Нравственная добродетель, рассматриваемая с точки зрения государственных законов, различных в разных странах, есть справедливость; рассматриваемая же с точки зрения естественных законов – благосклонность. Это значит, что склонности, противоречащие добродетелям, безнравственны и все пороки заключаются в несправедливости и бесчувственности к чужим страданиям, т.е. в отсутствии благосклонности.

      Наряду  с главными добродетелями – справедливостью  и благосклонностью – из указаний естественного разума рождаются такие добродетели, как мужество, предусмотрительность, умеренность, смелость, серьезность, постоянство. Это добродетели не граждан, а граждан как людей, ибо они полезны не столько государству, сколько отдельным людям.

         Поистине правильно  изречение: "человек человеку бог и человек человеку волк"1.

      Первое  положение истинно, если сравнивать отношения сограждан между собой, второе – если сравнивать отношения  людей в естественном состоянии. В одних случаях люди приближаются к подобию бога справедливостью, милостью, мирными добродетелями, в других благодаря испорченности злых или даже добрых, если они хотят защитить себя, то им приходится обращаться к насилию и обману, т.е. к звериной хищности.

      Добродетели должны быть прославлены как средство мирной, общительной и удобной жизни, подчеркивал Т. Гоббс. Они требуют воспитания, на которое влияют разные факторы: семья, книги, потребности и многое другое. Важна роль личного примера при непосредственном общении с людьми.  
 
 

         

         1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1964. – Т. 2. – С.279.

      Следует всегда говорить с кем-либо почтительно, держаться перед ним скромно  и смиренно. Верить и доверять ему, полагаться на него – значит оказывать  ему уважение, ибо в этом сказывается наше мнение о его добродетели. Исключительное значение отводится авторитету людей, чьими предписаниями и примерами какой-либо человек решает руководствоваться из уважения к их мудрости. Хорошие авторитеты оказывают благотворное влияние на формирование характера молодых людей. Авторитетами являются учителя, родители и другие люди, прославившиеся своей мудростью. 

      Итак, моральная философия, понимание  блага и добродетели увязывается  Т. Гоббсом, с одной стороны, с  наличием естественных законов и правового разума, требующих от людей отказа от своего естественного права на все, призывающих их к соблюдению мира и общественного соглашения,  с другой стороны – с возникновением гражданского общества. Только в условиях государственности начинает действовать справедливость, поскольку каждый человек, притязающий на некоторые права, обязан признавать эти права за любым другим человеком. Государственные законы охраняют права граждан на частную собственность, благодаря наличию которой становиться возможным определить критерии добра и зла, добродетели и порока. Т. Гоббс показал относительный характер блага, поскольку разные люди в различных условиях воспринимают его по-разному. Он выдвинул важное положение о взаимосвязи блага, к которому стремится человек, с такими важными понятиями, как необходимость и свобода, возможность выбора своего поступка. Его учение оказало влияние на многих европейских философов и просветителей.

Информация о работе Томас Гоббс о предмете философии