Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:03, реферат
Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.
Введение 3
1 Субстанциональная концепция времени 4
1.1 Гераклит Эфесский 4
1.2 Древнегреческие атомисты 4
1.3 Платон 4
1.4 И. Ньютон 6
1.5 Н.А.Козырев 9
1.6 Основные особенности субстанциональной концепции времени 11
2 Реляционная концепция времени 12
2.1 Аристотель 12
2.2 Р. Декарт 13
2.3 Г. Лейбниц 14
2.4 И. Кант 18
2.5 Г. Гегель 20
2.6 А. Эйнштейн и теория относительности 21
2.7 Основные особенности реляционной концепции 23
3 Заключение 24
Литература 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
И. И. ПОЛЗУНОВА
Рубцовский индустриальный институт
Кафедра гуманитарных дисциплин
Реферат
по философии
на тему:
«Субстанциональная и реляционная концепции времени»
Работу выполнил
студент группы ПМ-91д Кожевников А. П.
Руководитель
Боровкова О.В.
Оценка
2011 г.
Содержание
Введение 3
1 Субстанциональная концепция времени 4
1.1 Гераклит Эфесский 4
1.2 Древнегреческие атомисты 4
1.3 Платон 4
1.4 И. Ньютон 6
1.5 Н.А.Козырев 9
1.6 Основные особенности субстанциональной концепции времени 11
2 Реляционная концепция времени 12
2.1 Аристотель 12
2.2 Р. Декарт 13
2.3 Г. Лейбниц 14
2.4 И. Кант 18
2.5 Г. Гегель 20
2.6 А. Эйнштейн и теория относительности 21
2.7 Основные
особенности реляционной
3 Заключение 24
Литература 25
Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. [15]
В разное время философы по-разному отвечали на вопросы: «Что такое время?», «С чем оно связано?», «Какова его природа?».
Актуальность этой темы заключается в том, что время – одна из важнейших философских категорий, одно из важнейших понятий науки.
Цель работы – рассмотреть
субстанциональную и
Задачи работы – рассмотреть взгляды представителей каждой из этих концепций.
Взгляды философов на этот вопрос можно отнести к двум основным концепциям: субстанциональная и реляционная.
Рассмотрим эти концепции по отдельности, взгляды их важнейших представителей, выявим в них характерные черты.
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский органично связывает время с Логосом, который является «сущностью судьбы», пронизывает субстанцию Вселенной и есть «мера назначенного круга времени». Именно Логос является сущностью времени и определяет его фундаментальные характеристики и структуру. Логос определяет всеобщий мировой порядок, всеобщую инвариантную меру всех вещей, «мерно» повторяющийся ритм природы. Всеобщая изменчивость сочетается с идеей круговращения.
Динамическая концепция времени Гераклита была связана с идеей закономерного развития Вселенной: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» [2]
Древнегреческие философы-
Таким образом, пространство и время есть не что иное, как емкости, "пустоты". В них размещается все многообразие мира, как комбинации движущихся атомов. С точки зрения античного мыслителя, пространство и время абсолютно и неизменно.
Диалектика времени и вечности дана Платоном в его «Тимее». Платон пишет о демиурге (создателе):
«Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устроил небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем. Ведь не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо, но он уготовил для них возникновение лишь тогда, когда небо было устроено. Все это - части времени, а «было» и «будет» суть виды возникшего времени, и, перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем ошибку. Ведь мы говорим об этой сущности, что она «была», «есть» и «будет», но, если рассудить правильно, ей подобает одно только «есть», между тем как «было» и «будет» приложимы лишь к возникновению, становящемуся во времени, ибо и то и другое суть движения. Но тому, что вечно пребывает тождественным и неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе, либо стать таким когда-то, теперь или в будущем, либо вообще претерпевать что бы то ни было из того, чем возникновение наделило несущиеся и данные в ощущении вещи. Нет, все это - виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно [законам] числа. К тому же мы еще говорим, будто возникшее есть возникшее и возникающее есть возникающее, а имеющее возникнуть есть имеющее возникнуть и небытие есть небытие; во всем этом нет никакой точности. Но сейчас нам недосуг все это выяснять.
Итак, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени послужила вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжение целокупного времени». [14]
Платон подчеркивает числовую природу времени по сравнению с вечностью, в которой все возможные числа существуют всегда вместе.
Подобного рода диалектика
вечности и времени является у
Платона продуктом его
С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство.
Автор классической механики И. Ньютон «умозрительной спекуляции древнегреческого мыслителя придал некоторую убедительность, правда, ограниченную механической формой движения бытия». С точки зрения Ньютона, пространство и время - это «чистая» протяженность и «чистая» длительность, в которых помещаются материальные объекты. Можно убрать из пространства все, что там размещалось, а пространство останется, и свойства его сохранятся. То же обстоит и со временем. Оно протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, так как время - это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений.
Определение времени по Ньютону:
«I. Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц год.
II. Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным.
Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространства подземного, воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно земли» [12]
Таким образом, как следует из определения, по мнению Ньютона, ни время, ни пространство не имеют отношения ни к чему внешнему. То есть природа их такова, что во внешних по отношению к человеку вещах, то есть именно в тех, чем занимается наука, а именно в материальном мире, в существующих в нем движениях, которые повсеместны и многообразны, природы, то есть причины времени и пространства не содержится. Время не есть некое свойство тел и движений внешнего мира в том смысле, что у него другая природа, чем у перемещающихся с места на место тел внешнего мира.
По Ньютону, время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.
Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, «абсолютным пространством» Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин отрезков в любых системах отсчета.
Аналогично понятие «абсолютное время» характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое «мировое» время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного движения тел.
В данном месте «Начал», называемом «Поучение», до некоторой степени можно вывести ответы на эти вопрос, в чем содержится время, какова его причина. Здесь Ньютон применяет определение «абсолютное» и «относительное» и к другим понятиям, а именно: движение, покой, место. Отсюда можно заключить, поскольку совершенно определенно и отчетливо Ньютон о том не заявляет, что движение и покой абсолютные измеряется временем абсолютным, движения и покой относительные измеряются временем относительным. Абсолютное и относительное относятся к вещам, имеющим разную природу и потому разное проявление. Относительное свойственно вещам материального мира, внешним вещам, абсолютное – другой, не материальной природы.
Совершенно ясно, что абсолют – и тут никаких тайн нет, для Ньютона – Бог. И указание на другую нематериальную природу абсолютных явлений есть второе необходимое условие уяснения ньютоновой дихотомии. Таким образом, причина времени и пространства по Ньютону – Бог.
Таким образом, время и пространство имеют собственную природу, не относясь ни к чему внешнему. Иначе говоря, абсолютное время и пространство можно измерять только с помощью абсолютного движения и покоя, или наоборот: абсолютные движения и покой можно измерять посредством абсолютных времени и пространства. Аналогично, относительные время и пространство можно измерять по относительным движениям и наоборот: относительные движения посредством неточных, кажущихся времен и пространств. Но далее наступают различия: измерить относительные движения абсолютным временем можно, но абсолютные движения относительным – нельзя. Если мы отождествим время и пространство с одним из материальных тел, мы точно также можем отождествить их и с другим. Что относительно чего движется – не имеет значения. Безразлично, куда поместить часы при движении одного тела относительно другого, потому что в окончательном или истинном смысле они показывают только время абсолютного мира. Ни время, ни пространство не являются признаками или свойствами физического мира.
Природа времени и пространства расположена, имеет отношение только к абсолютному миру, отождествленному Ньютоном с Богом. Они движутся только по отношению к Нему. Они порождаются только в абсолютном мире и применяются для измерений неправильных, непропорциональных, относительных движений внешнего материального мира, самому по себе этих свойств не имеющих. То есть употребляющееся в науке механике время есть артефакт, оно взято, как и пространство, со стороны, имеет другую природу, нежели явления внешнего мира.
При этом Ньютон не подменяет знания верой. Совсем наоборот, исключительно четко различает, но имеет в виду оба способа думать, ему нужны оба мира – и абсолютный и относительный.
Ньютоновские представления о пространстве и времени вполне удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена универсальная система отсчета, относительно которой совершалось любое механическое движение, - абсолютное пространство.
В середине нынешнего века астрофизик Н. А. Козырев ввел в динамическое описание Мира новую, обладающую «активными» свойствами сущность, не совпадающую ни с веществом, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании. [8] Сам автор, называя эту сущность «потоком времени», никогда не связывал ее с какой-либо из философских концепций. Однако его интерпретаторы, как правило, относят взгляды Н. А. Козырева к субстанциональным воззрениям.
Действительно, Н. А. Козырев описывал новую сущность в явно «субстанциональных» терминах: «время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные процессы во Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, являются источниками, питающими этот общий поток». [8]
Автор пишет об интенсивности
или плотности этого потока, о
его энергии, излучении или поглощении,
о прямолинейности его
По Н. А. Козыреву, время «втекает в систему через причину к следствию», вызывает впечатление, будто оно «втягивается причиной и, наоборот уплотняется в том месте, где расположено следствие», демонстрирует, что «в каждом процессе природы оно может затрачиваться или образовываться». [8]
Поток Козырева обладает весьма экзотическими свойствами: он переносит энергию, но не переносит импульс, «не распространяется, а появляется» (т.е. распространяется с бесконечно большой скоростью), «превращает причины в следствия» со скоростью, пропорциональной произведению скорости света на постоянную атомной тонкой структуры.
Информация о работе Субстанциональная и реляционная концепции времени