Система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Прочитав это высказывание Энгельса я не могла не согласиться, ведь система Гегеля уникальна. И пусть многие считают, что произведения философов, удаленной от нас исторической эпохи, воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно, ведь на это есть ряд причин: во-первых, часть трудов просто исчезла в глубине времени, во-вторых, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад, но все, же любой “крупный” философ, а Гегель таким является, всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и всем последующим, что будит не просто прочитано и забыто, а применено и приумножено.

Содержимое работы - 1 файл

Введение.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

в самой себе, она является творчеством, игрой, но реальной игрой,противоречием, тождеством нетождественных. В «Философии природы» говорится: «Деятельность формы ничем не отличается от деятельности понятия вообще, состоящей в полагании тождественного различным и различного тождественным». Но точно в таких, же терминах Гегель пишет и о своем понимании процесса. В гегелевском понимании природы выделено четыре вида процессов: процесс в абсолютной механике, процесс стихий или метеорологический процесс, химический процесс и родовой процесс.

Процесс в механике не является процессом в полном смысле этого

понятия, в нем формой соотношения тел является только движение, а не всецелое изменение тел; процесс стихий есть в своей сути химический процесс, но в нем происходит изменение и исчезновение взаимного своеобразия стихий, а не тел; родовой процесс является таким процессом, в котором участвуют субъекты, а не просто тела.

 

 

6)Философия духа

 

 

Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее.  В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея, объект  которой, так же как и ее  субъект, есть понятие. Это  тождество есть абсолютная  отрицательность, ибо  в природе  понятие обладает  своей  полной внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с самим собой. Тем  самым оно есть это тождество только как возвращение к себе из природы. Развитие духа состоит в том, что он существует: 

1.  В форме  отношения  к  самому  себе; что  в его  пределах идеальная тотальность идеи, т.е. то, что составляет его понятие, становится таковой для него, и его бытие состоит в том,  чтобы быть у себя, т.е. быть свободным,  - это субъективный дух.

2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им мир,  в  котором  свобода  имеет  место  как  наличная необходимость,  - это объективный дух.

3. Как в себе  и  для себя  сущее  и  вечно  себя порождающее  единство объективности духа и  его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной истине - это абсолютный дух.

Дух  существенно  есть   только  то,   что  он  знает  о   самом  себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для  себя  он становится только через то, что он себя  обособляет,  определяет  себя,  или делает себя своим  предположением, своим  другим,  прежде  всего  относя  себя  к  этому  другому как  к  своей непосредственности, но в, то, же время  и снимая  его как  другое. До тех пор, пока  дух находится  в  отношении к  самому себе  как  некоему  другому,  он является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы, и  первоначально  только природным  духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в  себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности. Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий. Но познание не понимается здесь просто как определенность идеи,  как логическая идея, но понимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию.

Субъективный дух есть: дух в  себе,  или  непосредственный;  в этом  смысле он  есть душа, или природный дух; - предмет антропологии; дух  для себя,  или  посредственный,  понятый  еще  как  тождественная рефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении; сознание - предмет феноменологии духа. Себя в себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии. В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно  пробудился,  как  себя  знающий  разум, освобождающий  себя посредством своей деятельности до степени объективности,  до сознания своего понятия.

Сознание составляет ступень рефлексии, или отношения духа, его развития как  явления.   "Я"  есть  бесконечное  отношение   духа  к  себе,  но   как субъективное,  как  достоверность  самого себя;  непосредственное  тождество природной  души  поднято  до этого  чисто идеального  тождества  ее с собой; содержание этого тождества является предметом этой для-себя-сущей рефлексии. Чистая  абстрактная   свобода  духа  для   себя  отпускает   из  себя   свою определенность,  природную   жизнь   души,  которая  также   свободна,   как самостоятельный  объект;  об  этом-то  объекте, как для него внешнем,  "я" и получает, прежде всего, знание и, таким  образом, является сознанием.  "Я" как эта абсолютная отрицательность, есть в себе  тождество в инобытии; "я"  есть оно само и выходит за пределы объекта как чего-то снятого в себе; оно есть и одна  сторона отношения и все это отношение в  целом, - свет, обнаруживающий себя, и другое.

Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

«Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе. Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».

Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия самого Гегеля. Именно в ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

Иронизируя по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах замечал: «Но как бы остроумен, ни был этот автор, он все, же с места в карьер действует некритически, не ставя себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе».

 

7)Диалектический метод

 

 

Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.   Метод,   по  словам   Гегеля,   “есть  движение  самой  сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания”. Он у   Гегеля   носит  диалектический   характер,   являясь  наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным  образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят произвольный,   искусственный характер.   Например,   последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними,  показать,  что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию. Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.

 

Заключение

 

 

В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.

Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

В августе 2008 исполнилось 238 лет со дня рождения философа. Время - самый взыскательный судья, его приговор окончателен. Время подтвердило - в дни юбилея это стало еще раз очевидно - справедливость оценок Гегеля, принадлежащих  классикам марксизма-ленинизма. Вот еще одна, итоговая. “Гегелевская система,- писал Ф.Энгельс, - охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни была прежняя система, и развила в этой области еще и поныне поражающая богатство мыслей. Феноменология духа (которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием), логика, философия природы, философия духа, разработанная в ее отдельных исторических подразделеньях : философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т.д., -в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее нить развития. А так как он обладал  не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху. Само собой понятно, что нужды “системы” довольно часто заставляли его здесь прибегать к тем насильственным конструкциям, по поводу которых до сих пор подымают такой ужасный крик его ничтожный противники. Но эти конструкции служат только рамками, лесами возводимого им здания. Кто не задерживается излишне на них, а глубже проникает в грандиозное здание, тот находит там бесчисленные сокровища, до настоящего времени сохранившие свою полную ценность. У всех философов преходящей оказывается как раз  “система”, и именно по тому, что системы возникают из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия. Но если бы все противоречия были, раз навсегда устранены, то мы пришли бы к так называемой абсолютной истине, всемирная история была бы закончена и в тоже время должна была бы продолжатся, хотя ей уже ничего не оставалось бы делать. Таким образом, тут получается новое неразрешимое противоречие требовать от философии разрешение всех противоречий, значит требовать, что бы один философ сделал такое дело, какое в состоянии выполнить только все человечество в своем поступательном развитии”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. С. 97.

 

[2] Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. С. 434.

 


Информация о работе Система Гегеля