Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Философия".

Содержимое работы - 1 файл

философ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Л. а. весь мир представляет собой  совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. Философия Л. а. является, как признает сам Рассел, крайним плюрализмом, ибо она утверждает существование множества единичных вещей и отрицает к.-л. единство, целостность, состоящую из этих вещей. Исторически Л. а. возник как реакция на неогегельянство Ф. Брэдли, утверждавшего, что только абсолют, целостность реальны и что отдельные вещи представляют собой лишь видимость. На формирование Л. а. сильное воздействие оказала логическая модель знания о мире, изложенная, в частности, в «Логико-философском трактате» Витгенштейна, согласно к-рой всякое знание понимается как совокупность «атомарных» предложений, связанных логическими операциями, а структура мира выводится по аналогии с логическим строением знания. В Л. а. были абсолютизированы моменты дискретности и единичности. Несостоятельность Л. а. в конечном счете была признана и его сторонниками. 

15. Неопозитивизм. 

Одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако Неопозитивизм не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители Неопозитивизм имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки. 

  Являясь  современной формой позитивизма,  Неопозитивизм разделяет исходные  принципы последнего, отрицая возможность  философии как теоретического  познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Противопоставляя науку философии, Неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную «метафизику», Неопозитивизм отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление «метафизического», как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма. В действительности же Неопозитивизм продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Дж. Беркли и Д. Юма. Вместе с тем Неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В отличие от юмизма и позитивизма 19 в., ориентировавшихся в исследовании познавательных процессов на психологию, Неопозитивизм делает предметом своего рассмотрения формы языка - научного, философского или повседневного - и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом, если для предшествовавшего позитивизма в качестве «непосредственно данного», выход за пределы которого оценивался в качестве неправомерной «метафизики», выступала сфера чувств и переживаний субъекта, то для Неопозитивизм в качестве подобного предела выступают, в конечном счете, не феномены сознания, а формы языка. «Метафизика» рассматривается не просто как ложное учение, а как учение в принципе невозможное и лишённое смысла с точки зрения логических норм языка, причём источники её усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о Неопозитивизм как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма. Своё учение о философии как об анализе языка, свободном от какой-либо «метафизики», Неопозитивизм считает «революцией в философии» и противопоставляет его всем остальным философским течениям - как традиционным, так и современным. 

  

16. Лингвистическая  философия Витгенштейна. 

Язык и мир  — центральные понятия всей философии  Витгенштейна. В «Трактате» они предстают  как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура  языка идентична онтологической структуре мира.

Мир состоит  из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.

Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.

В языке простые  факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими  языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.

Весь язык —  это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.

Язык допускает  также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком  подчиняется законам логики и  поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.

Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался  тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».

       

        Будучи одной из школ неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренч. характер философии и считает традиц. филос. проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитич. философии — логического анализа философии, представители Л. ф. усматривают задачу «философааналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с некоторой логич. нормой, а в детальном анализе фактич. употребления естеств. разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. В частности, согласно Л. ф., такой анализ приводит к выявлению причин постановки филос. проблем, которые будто бы возникают в результате неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых проявлений техницизма в философии, связанного с использованием спец. понятийного аппарата, и отстаивая «чистоту» употребления естеств. языка, Л. ф. выступает в качестве решит. противника сциентизма в философии, в частности сциентизма логич. позитивистов. 

        17. философия Оксфордской школы (Райл, Остин, Стросон). 

Школа лингвистической  философии, или философии лингвистического анализа.

Вот уже более  трех десятилетий анализом обыденного разговорного языка усиленно занимаются английские философы, обосновавшиеся в Оксфордском университете, Г. Райл, А. Айер, Г. Уорнок, Дж. Урмсон, П. Стросон и другие.

Нынешние представители  оксфордской школы лингвистического анализа многое заимствовали у кембриджских аналитиков, в особенности у позднего Витгенштейна. В самой общей форме различие между оксфордскими и кембриджскими аналитиками, никогда, впрочем, не имевшими принципиальных разногласий, можно было бы определить, сказав, что у первых почти совершенно отсутствуют те положительные для развития некоторых отраслей знания элементы, которые были некогда (примерно до двадцатых годов нашего столетия) присущи последним.

РАЙЛ, ГИЛБЕРТ (Ryle, Gilbert) (1900–1976), английский философ, работы которого послужили главным стимулом развития современной философии  сознания. Анализ сознания, проведенный Райлом, представляет собой лингвистическое исследование «менталистских» (т.е. относящихся к сознанию) терминов, таких как «воображение», «желание», «память», «воля», «намерение», «решение» и «вера», и тех допущений или ошибок, которые приводят к их неправильному употреблению.

В своих рассуждениях Райл опирался на труды Э.Гуссерля, М.Хайдеггера и Л.Витгенштейна. Основная проблема, которую он ставит: «Что делает философский вопрос философским?»  Ответ заключался в том, что философская  деятельность состоит в развязывании своего рода интеллектуальных узлов, в частности – «категориальных ошибок» и других концептуальных подмен. Недоразумения, возникающие между различными дисциплинами и областями дискурса, можно разрешить за счет выделения логически различных категорий терминов или понятий.

ОСТИН, ДЖОН ЛЭНГШО (Austin, John Langshaw) (1911–1960), английский философ, основоположник теории речевых актов.

Остин выбирает в качестве эталона «обыденный язык»  и анализирует различия между  иллюзией и галлюцинацией, различные типы зрительных феноменов, которые объединяются словом «иллюзия» (мираж, камуфляж, отражение), а также вопрос о том, что является иллюзией, а что нет (например, то, что палка кажется изогнутой в воде, – не иллюзия, а подлинное восприятие). Тщательно различаются употребления слов «выглядит», «является», «кажется», а также многочисленные употребления слова «реальный», неотъемлемые от того, что в конкретном контексте имеется в виду под «нереальным»: выкрашенные волосы, утиный манок и блестки, напоминающие алмазную россыпь, – все эти вещи «нереальны» по-разному. Остина интересовала не истинность или ложность разнообразных теорий чувственного восприятия, но осмысленность или неосмысленность выдвигавшихся формулировок. По его словам, правильный подход состоял бы в «рассечении волоса еще до того, как он начал расти». Остину принадлежит также известное различение перформативных и констатирующих предложений.

СТРОСОН

(Strawson) Питер  Фредерик (р. 1919) — англ. философ,  представитель лингвистической  философии. В ранних работах, посвященных гл. обр. филос. вопросам семантики, критиковал теорию дескрипций Б. Рассела и семантическую концепцию истины. Согласно С. понятие «истина» не обозначает семантических характеристик, а служит для выражения нашего согласия, восхищения и пр. в отношении того, что говорится. В кн. «Введение в логическую теорию» (1952) С. рассматривает соотношение обыденного языка и формальной логики, считая, что исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для отражения свойств обыденного языка. С сер. 1950-х гг. интересы С. сосредоточиваются на разработке т.н. дескриптивной метафизики. В труде «Индивидуалии» («Individuals. An Essay in Descriptive Metaphysics», 1959) в духе позиции «здравого смысла» утверждается базисный характер понятий «материальные объекты» и «личности»: без первых была бы невозможна идентификация всех единичных объектов, без вторых — идентификация различных состояний сознания (а также и самого понятия «сознание»). Последним публикациям С. присущи кантианские мотивы. 
 
 

18. Французский структурализм. 

Собственно литературоведческий  структурализм сложился в результате деятельности условно называемой «Парижской семиологической школы» и «Бельгийской школы социологии литературы». Время  наибольшей популярности и влияния французского структурализма — с середины 50-х . На рубеже 70—80-х годов те исследователи, которые более или менее остались верны структуралистским установкам, сосредоточили свои усилия в сфере нарратологии, большинство же бывших структуралистов перешли на позиции постструктурализма и деконструктивизма.

Структурализм как структурно-семиотический комплекс представлений в своих самых  общих чертах имел явно лингвистическую  ориентацию и опирался на новейшие по тому времени концепции языкознания  и семиотики. В первую очередь это касалось теории знака Ф. де Соссюра как некоего целого, являющегося результатом ассоциации означающего (акустического образа слова) и означаемого (понятия). Подчеркивалось, что знак по своей природе «произволен». Иными словами, в разных естественных языках (английском, французском, русском и т. д.) одно и то же понятие, например, «дерево» может обозначаться по-разному: tree, arbre, тем не менее его употребление строго упорядочено в той конкретной лингвистической системе, какой является любой естественный язык: «Слово «произвольный»... не должно пониматься в том смысле, что означающее может свободно выбираться говорящим (...человек не властен внести даже малейшее изменение в знак, уже принятый определенным языковым коллективом)» (там же).

Самым существенным в этом положении Соссюра был  тезис о неразрывности означающего  и означаемого, неотделимых друг от друга как две стороны бумажного  листа («Язык можно также сравнить с листом бумаги. Мысль — его  лицевая сторона, а звук

— оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную»)

Литературоведческий структурализм всегда был самым  тесным образом связан с лингвистикой, влияние которой было особенно сильным  на начальном этапе его становления, но затем стало заметно уменьшаться  в результате критики со стороны постструктуралистов. Концепция «речевых актов» повлекла за собой новую волну весьма активного воздействия лингвистики на литературоведение, вызвав оживленную полемику среди структуралистов и постструктуралистов.

Другими базовыми понятиями, которыми оперировали теоретики структурализма, опиравшиеся на учение о языке Соссюра и его последователей, были постулаты о коллективном характере языка («Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива») (там же, с. 52) и его изначально коммуникативной природе. С этим было связано и представление о коде как о совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы: иными словами, код обеспечивает коммуникацию, в том числе и литературную. Он должен быть понятным для всех участников коммуникативного процесса и поэтому, согласно общепринятой точке зрения, носит конвенциональный (договорной) характер. Таким образом, и сам язык понимался как система правил, т. е. как кодифицированный язык.

Помимо лингвистической  основы другой неотъемлемой составляющей структурализма является понятие структуры. Согласно Ж.Вьету (Viet:1965) и Ж.Пиаже (Piaget: 1968), структуру можно определить как модель, принятую в лингвистике, литературоведении, математике, логике, физике, биологи и т. д. и отвечающую трем условиям: а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; б) трансформации

— упорядоченный  переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; в) саморегулирования — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. 

19. Деконструктивизм  Деррида. 

Идея деконструкции  была выдвинута французским философом Жаком Деррида в середине 60-х годов. Концепция Деррида вращается вокруг проблем ЯЗЫКА и - шире - ситуаций обозначения и истолкования. Термин "деконструкция" часто употребляется для обозначения концепции в целом и выражает критическую направленность идей философа. Они нацелены на переоценку традиционных отношений того, что означает ("означающее", по Деррида), и того, что означают ("означаемое"), принятых в европей-ской культуре. Прежде всего  Деррида обращает внимание на то, что европейская традиция  с точки зрения разнообразия культур представляет нечто ограниченное. Как бы ни была распространена европейская культура и европейское мышление, всегда может существовать взгляд  извне, для которого пределы и ограниченность европейского мышления предстанут как нечто очевидное, а сама она как нечто чуждое и противоположное. «Фонетическое письмо, это орудие или средство распространения великих метафизических, научных, технических и экономических  предприятий Запада, ограничено в пространстве и во времени и ограничивает себя  даже в процессе перенесения своих законов на те культурные области, которые избежали его влияния»

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"