Проблема смерти и бессмертия личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть сущность смерти и бессмертия как религиозно-философской проблемы.
Для раскрытия данной темы, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть суждение философии о смерти личности человека.
Проанализировать суждение философии о бессмертии личности человека.
Выявить нравственно-философский смысл смерти и бессмертия личности человека.

Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

    Парадокс  времени и вечности существует также  и для судьбы личности. Бессмертная  и вечная жизнь объективируется, натурализуется, и тогда говорят  о ней как о загробном существовании. Но бессмертная, вечная жизнь, не объективированная  и не натурализованная, взятая изнутри, есть жизнь принципиально иного  качества, чем вся природная и  даже сверхприродная жизнь, она есть жизнь духовная, в которой вечность наступает уже во времени. Вечная жизнь может раскрыться в каждом мгновении, в глубине мгновения как вечное настоящее. Вечная жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь настоящего, жизнь в глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит разрыв времени. Поэтому этически ложна та установка, которая ждет вечности в будущем, как загробного существования, ждет смерти во времени, чтобы приобщиться к вечной божественной жизни. В будущем, в сущности, никогда не наступит вечности, в будущем есть лишь дурная бесконечность. Так можно представить себе лишь ад. Вечность и вечная жизнь наступает не в будущем, а в мгновении, т.е. выходе из времени, в перекрещении вечной проекции жизни во времени.

    Смерть  существует извне как некоторый  натуральный факт, наступающий в  будущем, и она означает овременение бытия, проекцию жизни в будущем. Но преодоление смерти и победа над ней означает не забвение и не отсутствие чувствительности к ней, а принятие ее внутрь духа, когда она перестает уже быть натуральным фактом во времени и становится обнаружением смысла, идущего из вечности. Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и цивилизаций, как и смерть исторических форм государства, общества и бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они не исполнены и искажены. Смерть - не только торжество бессмыслицы, результат греха и возобладание темных сил, но и торжество смысла, напоминание о божественной правде, недопущение неправды быть вечной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II: Философия о бессмертии личности человека.

    2.1. Проблема бессмертия.

    Проблема  бессмертия - основная, самая главная  проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию  человек об этом забывает. Иногда он хочет убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что  важнее всего. Все религии, начиная  с зачаточных религиозных верований  дикарей, строились в отношении  к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в  течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а  не по ту сторону, самое потрясающее  явление, пограничное с трансцендентным. 5

    Сильное страдание всегда ставит вопрос о  смерти и бессмертии. Но и всякое углубление жизни ставит все тот  же вопрос. Было построено много  типов религиозных и философских  учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного  бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое  учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении  целостного человека; притупление остроты  проблемы смерти через слияние с  коллективной жизнью на земле и через  возможность земного счастья. Спиритуалистическое  учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к грядущему счастью человечества говорит о неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке. Только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

    2.2. Бессмертие личности.

    Бессмертие  в родовой жизни, в детях и  внуках, как и бессмертие в нации, в государстве, в социальном коллективе, ничего общего не имеет с бессмертием  человека. Очень сложно и таинственно  отношение между личностью и  полом. Пол есть безличное, родовое  в человеке, и этим отличается от эроса, который носит личный характер. С одной стороны, половая энергия  есть помеха в борьбе за личность, она  раздавливает человека своей натуральной  безликостью, а с другой стороны, она может переключаться в  творческую энергию, и творческая энергия  требует, чтобы человек не был  бесполым существом. Но настоящее преображение и просветление человека требует  победы над полом, который есть знак падшести человека. С преодолением пола связано и изменение человеческого сознания. Бессмертие связано с состоянием сознания. Только целостное сознание, не раздвоенное, не разлагающееся на элементы и не слагающееся из элементов, ведет к бессмертию. Бессмертие в человеке связано также с памятью. Бессмертие есть просветленная память. Самое же страшное в жизни есть переживание безвозвратности, непоправимости, абсолютной утери.

    Человек стремится к целостному бессмертию, к бессмертию человека, а не бессмертию сверхчеловека, интеллекта, идеального в себе начала, к бессмертию личного, а не безлично-общего. Проблему смерти связывают также с проблемой  сна. Сновидение, говорит Фехнер, есть потеря умственного синтеза. Лишь освобождение сознания от исключительной власти феноменального мира раскрывает перспективу бессмертия. 6

    Кошмарны  перспективы бесконечных перевоплощений, перспективы совершенной потери личности в безликом Божестве и более  всего перспектива возможности  вечных адских мук. И если поверить в возможность бесконечного существования  в условиях нашей жизни, которая  часто напоминает ад, то это также  было бы кошмаром, и вызывало бы желание  смерти. У индусов перевоплощение было пессимистическим верованием. Буддизм, прежде всего, учит пути освобождения от мук перевоплощения. Верование  в перевоплощение безблагодатное, и не дает освобождения от кармы. В нем безвыходность, нет выхода времени в вечность. Кроме того, учение о перевоплощении оправдывает социальную несправедливость, кастовый строй. Ауробиндо говорит, что тот, кто поддается печали и боли, кто раб ощущений, кто занят эфемерными предметами, не знает бессмертия.

    Л. Толстой признает личную жизнь ложной жизнью, и личность не может наследовать  бессмертия. Смерти нет, когда преодолевается личная жизнь. Учение Ницше о вечном возвращении есть античная греческая  идея, которая знает лишь космическое  время и целиком отдает человека во власть космического круговорота. Это  кошмар того же типа, что идея бесконечного перевоплощения.

    Наиболее  персоналистический и человеческий, человечный характер носит учение Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни всем умершим предкам, не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был рассматриваем как средство для грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал. И речь идет о воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным ожиданием воскресения мертвых, а активным участием, т.е. воскрешением. 7

    Идеалистическая система доказательств посмертного  существования личности включает в  себя немало и рациональных доводов. Например, Сократ говорил, что подобно  тому, как сон противоположен бодрствованию  и переходы между ними суть пробуждение и засыпание, противоположностью жизни является смерть, а переходом между ними - умирание и оживление. Поскольку же природа не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживлением. И Сократ заключает: ”Поистине существуют и оживление, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души умерших, и добрые между ними испытывают лучшую долю, а дурные - худшую”. Сократ также верит и в переселение душ.

    Китайский философ Ян Чжу (ок.440 - 360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: ”При жизни существуют различия - это различия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения… Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый”.

    Ян  Чжу категорически отрицал возможность личного бессмертия: ”Согласно законам природы, нет ничего, что не умирало бы. Долгая жизнь человеку ни к чему. Если человек раз уже о чем-то слышал и, если он уже прошел через все это, то и сто лет покажутся ему достаточным сроком, чтобы все ему крайне надоело: ни тем более ли горькой показалась бы ему долгая жизнь?”. Если за свою долгую жизнь человек не осуществил своего назначения, она не будет достойной и правильной, проживи он хоть 10000 лет. Но Ян Чжу решительно против преждевременного пресечения жизни: ”Раз уже человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти. Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью? ”.

    Согласно  учению черваков (древнеиндийская школа философии), существование мира обусловлено самопроизвольными комбинациями материальных элементов, и потому нет необходимости допускать бытие бога - творца. Можно обойтись без веры в бессмертие души. То, что люди называют душой, на самом деле есть обладающее сознанием живое тело. Существование души вне тела недоказуемо, поэтому и бессмертие ее доказать нельзя. После смерти организм снова разлагается на первоначальные элементы, соответствующей комбинацией которых он был. Человек в реальном мире испытывает и наслаждения, и страдания. Устранить последние полностью нельзя, однако их можно свести к минимуму, а первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия о добродетели и пороке - выдумка авторов священных книг. 8

    Гераклит  понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: ”Огонь живет земли  смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха  рождение, и воздуха смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается  вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот он включает и  душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей: ”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”. 9 
 
 
 
 
 
 

Глава III: Нравственно –философский смысл смерти и бессмертия личности человека.

    1. Подходы философов к проблеме смерти и бессмертия личности.

    Традиция  нравственно-философских размышлений  о смерти и бессмертии человека зародилась в глубокой древности и получила различные интерпретации в современной  философии. В древнеегипетских верованиях, на Востоке, в частности в буддизме, даосизме и др., а также в древнегреческих' идеалистических философских системах, в особенности у Сократа и  Платона, попытки нравственно преодолеть страх смерти связывались с постулатом "загробной жизни", "бессмертия души". Кроме того, и знание истин возможно, согласно этим представлениям, если мы до последней крайности ограничим свою связь с телом, а в идеале - когда станем "бестелесными существами". В земной жизни ближе всего к этому - философы. Поэтому, как учил Сократ, "человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага". Более того, "те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним- умиранием и смертью".10

    Эти идеи получили специфическое развитие у Аристотеля. Во многих концепциях такого рода, включая материалистические, представление о смерти исходило из понимания бытия как вечного космического круговорота и человеческой жизни и смерти как части его. Поэтому, например, согласно Эпикуру, смерть ничего не значит для нас, поскольку то, что распалось на атомы, уже не обладает способностью ощущать, а значит, не имеет к нам никакого отношения? Лукреций обосновывал это тем, что разум человека умирает вместе с ним и не может знать, что будет "после смерти", смерть, по его мнению, является неизбежным и прогрессивным событием, поскольку старики уступают свое место, молодым, мы не думаем о возможности вечной жизни до того момента, когда появились на свет, почему же тогда мы должны думать о ней после смерти? Муки, о которых мы думаем, что они наступят после смерти, являются на самом деле муками, существующими только в настоящем. Эти и другие соображения должны, по Лукрецию, разумно примирить человека со смертью.

    В соответствии с традициями стоицизма  какие-то отрицательные эмоции по поводу смерти также признавались бессмысленными, поскольку, если смерть является свершившимся фактом, то с этим ничего не поделаешь. И глупостью считается желание  жить вечно: человек должен делать только то, что он в состоянии делать.

Информация о работе Проблема смерти и бессмертия личности