Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, реферат
Цель данной работы: раскрыть сущность смерти и бессмертия как религиозно-философской проблемы.
Для раскрытия данной темы, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть суждение философии о смерти личности человека.
Проанализировать суждение философии о бессмертии личности человека.
Выявить нравственно-философский смысл смерти и бессмертия личности человека.
Введение.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, «Жизнь – страдание» (Будда: Шопенгауэр и др.); «жизнь-сон» (Платон, Паскаль); «жизнь - бездна зла» (Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.
Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
В
жизни каждого нормального
Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.
Данная тема является важной, в связи с тем что, смерть для человека – это предельно важный предмет размышления и осмысления. Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном, нравственном аспектах, его развития и предназначения, его будущего - это самая основная из всех, которые когда-либо вставали перед человечеством.
Цель данной работы: раскрыть сущность смерти и бессмертия как религиозно-философской проблемы.
Для раскрытия данной темы, были поставлены следующие задачи:
Для решения этих задач потребовалась обратиться к литературе:
Глава I:Философия о смерти личности человека.
1.1.Проблема смерти. Смысл смерти.
Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.
Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть -предельный ужас и предельное зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.
Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности. Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью. Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни. Не низменный страх, но глубокая тоска и ужас, который вызывает в нас смерть, есть показатель того, что мы принадлежим 1не только поверхности, но и глубине, не только обыденности жизни во времени, но и вечности. Вечность же во времени не только притягивает, но и вызывает ужас и тоску. Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что отсутствие конца во времени есть бессмыслица.
Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души.
Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный. Стремление к вечности всего бытия есть сущность жизни. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.
Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой злой страсти. Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует. Смерть есть злой результат греха. Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира, она есть возврат к изначальному небытию.
Живые,
а не мертвые страдают, когда смерть
сделает свое дело. Мертвые больше
не могут страдать; и мы можем
даже похвалить смерть, когда она
кладет конец крайней физической
боли или печальному умственному
упадку. Однако неправильно говорить
о смерти как о ”вознаграждении”,
поскольку подлинное
Смерть
- это совершенно естественное явление,
она играла полезную и необходимую
роль в ходе длительной биологической
эволюции. Действительно, без смерти,
которая придала самое полное
и серьезное значение факту выживания
наиболее приспособленных, и таким
образом сделала возможным
Социальное
значение смерти также имеет свои
положительные стороны. Ведь смерть
делает нам близкими общие заботы
и общую судьбу всех людей повсюду.
Она объединяет нас глубоко прочувственными
сердечными эмоциями и драматически
подчеркивает равенство наших конечных
судеб. Всеобщность смерти напоминает
нам о существенном братстве людей,
которое существует несмотря на все
жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные
историей, а также в современных делах.
1.2. Трагедия и парадокс смерти личности .
Смерть,
которая порождается природной
закономерностью и к которой
человек приговаривается
Парадокс
смерти имеет в мире не только этическое,
но и эстетическое свое выражение. Смерть
уродлива, и она есть предельное
уродство, разложение, потеря лица, потеря
всякого облика и лика, торжество
низших элементов материального
мира. И смерть прекрасна, она облагораживает
последнего из смертных и ставит его
на одну высоту с самыми первыми, она
побеждает уродство пошлости и обыденности.
Смерть - это предельное зло, благороднее
жизни в этом мире. Красота, прелесть
прошлого связана с облагораживающим
фактом смерти. Именно смерть очищает
прошлое и кладет на него печать
вечности. В смерти есть не только разложение,
но и очищение. Испытания смерти
не выдерживает ничто
Трагедию смерти можно сознать лишь при остром сознании личности. Трагедия смерти ощутима лишь потому, что личность переживается как бессмертная и вечная. Трагична лишь смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий замысел о человеке. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Богом. Человек в этом мире есть смертное существо. Но он сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает себя принадлежащим не только к природному, но и к духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим не только к природному, но и духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится к вечности. Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, овладевает его природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а не индивидуум. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность. Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п.
Материализм,
позитивизм и т.п. учения примиряются
со смертью, узаконивают смерть и
вместе с тем стараются забыть
о ней, устраивая жизнь на могилах
покойников. Отношение к смерти стоическое
или буддийское бессильно перед
ней и означает победу смерти, но
оно благороднее родовых