Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:00, реферат
Модерн, модерность - это интегральная характеристика европейского общества и культуры, сегодня она все чаще используется в философских и социологических концепциях для обозначения этапа становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному. В философской культуре XX в. распространено отождествление современности с утверждением и торжеством научной рациональности индустриального общества. Современность ассоциируется со свободой от безоговорочного диктата традиций и патернализма власти, со свободой суждений и выбора, с динамизмом общественных процессов и с наличием жестких стандартов, императивов, несоблюдение которых означает потерю социального статуса, отлучение от предписанной роли.
Введение
1. Вопросы и проблемы модерна и постмодерна
1.1 Прошлое и современность
1.2 Проблема бытия в философии модерна и постмодерна
2. Модернистский и постмодернистский дискурс
2.1 Этапы дискуссии о модерне в философии Ю. Хабермаса
2.2 Специфика постмодернистского дискурса
3. Фарсмодерн
Заключение
Все стремятся помочь
тому, кто в этой помощи меньше
всего нуждается, что означает
на практике максимальное
Между внешне гуманным утверждением о том, что выше упомянутого демократического консенсуса нет ничего (ни Иисуса Христа, ни Аллаха, ни, наконец, увядшей западной объективной истины философии) и субъективным повелеванием крупных собственников при внимательном взгляде нет никакой гуманитарной дистанции. Любые заявления о демократическом управлении современным западным миром являются глубоким и талантливым фарсом. Мир, лишенный статуса объективности, открыт для лжи и насилия. Дело в том, что всякая идеология, не являющаяся общепризнанной системой взглядов всего населения не может быть объективной и истинной, а значит всякий раз делит людей на "избранных" (элиту) и "остальное" население, находящееся в постоянном неведении и заблуждении, исполняя привычную роль аристотелевских "говорящих орудий труда". С другой стороны, "толпа не может быть философом" (Платон), а Хайдеггер в цитированной выше статье замечает "...философия никогда не сможет опровергнуть обыденный рассудок, так как он глух к ее языку: она не посмеет пожелать когда-нибудь его опровергнуть, потому что обыденный рассудок слеп, чтобы видеть то, что она открывает взору, созерцающему сущность". И все же невозможно согласиться с утверждением Хайдеггера о том, что научное мировоззрение и есть просто мировоззрение. Сказать так, значило бы лишить собственного мировоззрения подавляющее большинство людей, которые, конечно же, почти всегда пользуются чужими мнениями и суждениями -- неважно, является ли это мнением научного авторитета или "авторитета" бандитской группировки, однако именно с этой необразованной "толщей" людей сверяется, в конечном счете, всякая истина, какая бы дистанция не отделяла интеллектуала от массового человека -- человечество есть единый организм.
Состояние фарса, в котором находится современное западное общество, является, на мой взгляд, следствием засилья буржуазных интерполяций в сознании людей, т.е. такой ситуации, когда система взглядов и предпочтений, принятых в капиталистической тусовке крупных собственников и их топ-менеджеров, усилиями принадлежащих им СМИ подобострастно, преданно и настойчиво внедряется в головы обывателей-потребителей. Помимо вышеупомянутого ресентимента, этого почти космического начала злобы, зависти и тайного недоброжелательства, в капиталистическую систему "ценностей" входит также его ближайший родственник -- недоверие людей друг к другу, которому рыночная жизнь обучает всякого самыми жестокими способами при ближайшем знакомстве с ней. История сохранила для нас высказывание, может быть главного практического "отца" рыночной экономики, Натана Ротшильда -- «Я не доверяю тому, кто мне должен, т.к. он не заинтересован в возврате долга, но я в не меньшей степени не доверяю и тому, кто мне не должен, т.к. стремясь одолжиться у меня, обязательно постарается ввести меня в заблуждение». Любые финансовые пузыри, наблюдавшиеся в Истории и наблюдаемые в сегодняшней нашей жизни, всегда означают введение в заблуждение некоторого количества людей, т.е. основаны на пренебрежении моральными нормами. Как справедливо говорит Стросон (в цитированной выше статье), моральное очень тесно связано с объективным, т.к. "чувство вины и долга выводят за пределы того, что частным образом затрагивает отдельного человека". Поэтому лишение человека объективной установки, свойственное современным политическим технологиям, неизбежно несет разрушение оснований морального, нетехнологизируемого в принципе, и делает проблематичной доброжелательную коммуникацию, оставляя на поверхности бездушную учтивость менеджеров-приказчиков.
Потребительское общество
формирует главную интригу
Заключение
В современном мире человек
все реже начинает задумываться о
своем существовании с духовной
точки зрения. Вставая с кровати
утром, уходя на работу, человек вливается
в стремительный поток
«Бог умер…»
Ставший таким популярным,
лозунг открыл перед людьми не ограниченные
никакими моральными и нравственными
догмами возможности, которые были
недоступны им в период античности,
Средневековья, Возрождения, когда
даже за мысль о не существовании
Бога человек подвергался
Сегодня модерность предстает как характеристика жизнедеятельности людей через определенный набор процедур и институтов, отождествляемых с современностью. По мнению модернистов, модерность «глубоко и по существу социологична». Они не согласны с исходной установкой доктрины информационного общества («знание есть власть»); большее знание о мире не гарантирует большей власти над ним. Для сторонников модерна универсум общественных событий не перекрывается человеческим опытом. Технологический контроль за социальными институтами в глобальных масштабах невозможен.
Обратим внимание на одну особенность
культуры постмодерна. С одной стороны,
она сформировала установку на неприятие
резких социальных изменений, но, с
другой стороны, находясь в пространстве
и времени «цивилизации молодых»,
она жаждет ускорения, изменения
жизни, ее темпов. Учтем и тот факт,
что постмодерн есть реализация желания
прорваться к новому, просто новому
как таковому. Как же разрешается
это реальное противоречие? Заложенная
в «цивилизации молодых» тяга к быстрому
и резкому изменению жизненных
событий и процессов нашла
к концу XX века выход в тех сферах
бытия, которые не имеют прямого
отношения к социальному
Именно поэтому сейчас все человечество должно задуматься, куда оно катится по пологой наклонной прогресса и не пора ли задуматься не только о бренном теле, но и о бессмертной душе.
Список литературы:
1. Хабермас Ю. Автономия и солидарность. Лондон-Нью-Йорк, 1992.
2. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Пер. с нем. М., 1997.
3. Ю. Хабермас, «Теория коммуникативного действия» (1981).
4. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. 1991
5. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991
6. Постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1993, № 5.
7. Сергей Ожиганов. Фарсмодерн //Вечерний Минск № 2 от 5 января, 2005