Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:53, реферат
Вопросы жизни и смерти, добра и зла, морального и безнравственного волновали человечество с давних времен, волнуют и до сих пор. Как жить, кем быть, во что верить, на что надеяться: множество вопросов задают себе люди. Кто-то находит ответы самостоятельно, кто-то ищет ответы в книгах, кто-то - во встречах с другими людьми. Встречаясь, прощаясь, люди ищут то, что волнует их больше всего, они ищут безопасность, уверенность в будущем, ищут понимание, любовь, признание себя другими. С каждым шагом продвигаясь по жизни вперед, теряя одно, находя другое, развиваясь, они идут по спирали жизни вверх.
Введение 2
Глава 1. Краткий биографический очерк. Обзор творчества Ф. Ницше 4
Глава 2. Переоценка ценностей. Теория о сверхчеловеке 8
Глава 3. Переоценка ценностей. Идеи о добре и зле 16
Заключение 27
Список литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Краткий биографический очерк. Обзор творчества Ф. Ницше 4
Глава 2. Переоценка ценностей. Теория о сверхчеловеке
Глава 3. Переоценка ценностей. Идеи о добре и зле
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Вопросы жизни и смерти, добра и зла, морального и безнравственного волновали человечество с давних времен, волнуют и до сих пор. Как жить, кем быть, во что верить, на что надеяться: множество вопросов задают себе люди. Кто-то находит ответы самостоятельно, кто-то ищет ответы в книгах, кто-то - во встречах с другими людьми. Встречаясь, прощаясь, люди ищут то, что волнует их больше всего, они ищут безопасность, уверенность в будущем, ищут понимание, любовь, признание себя другими. С каждым шагом продвигаясь по жизни вперед, теряя одно, находя другое, развиваясь, они идут по спирали жизни вверх. Так или иначе, люди сталкиваются с тем, что то ценное, во что они привыкли верить и чем привыкли руководствоваться трансформируется в их сознании, переоценивается , а иногда и вовсе перестает иметь какую- либо значимость.
Переоценка ценностей неизбежна, она помогает людям двигаться дальше. Естественно, люди не отказываются полностью от привычных и являющихся для них актуальными ценностей, таких, как любовь, свобода, честь, дружба, справедливость, добро, но некоторые из них все же отходят на второй план, их заменяют новые принципы, новые мысли, актуальные на данный момент. В разных источниках термин «ценность» определяют по – разному. В социологии ценности определяют как этические идеалы и убеждения; основные убеждения и цели индивидуума либо общества. В философском словаре ценности определяют как важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное [1].
Анализом человеческих ценностей занимался немецкий философ Ф.Ницше, он был одним из первых, кто ввел ныне модную формулу «смысл жизни», модифицировав ее как вопрос о «ценности жизни». Ницше ставил вопрос о том, что есть ценного в жизни вообще. В понимании Ницше, «переоценка ценностей», — это, прежде всего переоценка самого понятия ценности. Ценность это не то, что можно иметь в смысле множества материально ценных предметов. Ценность как значимость указывает на отсутствие чего-то, т. е. она связана не с предметами, а с потребностями человека и выступает как знак потребности, т. е. индикатор того, что нужно и ненужно. Смысл жизни нельзя задать теоретически или символически, он должен быть в самой жизни. Этот чувственный смысл постигает искусство, описывающее меру и такт человеческой жизни.
«Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся стоять на голове»[2]. Множество афоризмов Ницше указывают на то, что человек смотрит на вещи сквозь призму собственных потребностей и познает не мир, а себя самого: закономерности приписываемые миру, есть законы человеческого бытия в мире, который есть ни что иное, как «инвентарь человеческого опыта».
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА Ф. НИЦШЕ.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене (Саксония) в семье пастора. Он был серьезным уравновешенным мальчиком, редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. Ницше рано проявил необычайную одаренность в поэзии и музыке, будучи филологом по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии: но его книги, великолепные с точки зрения языка, увлекательные для чтения и полные потрясающих по новизне идей, были встречены в штыки как критикой, так и читающей публикой. Прижизненная слава Ницше носила скандальный характер из-за его идей.
Творчество Ницше принято разделять исследователями на три (или четыре) основных этапа. К первому этапу творчества Ницше относят произведения, написанные в 1871 —1876 гг. Этот период отмечен, прежде всего влиянием Рихарда Вагнера, выдающегося композитора и мыслителя Германии. Сочинения "Рождение трагедии из духа музыки", 1872г.; "Философия в трагическую эпоху древней Греции", 1873 г.; "Несвоевременные размышления", 1873 —1876 гг., содержали своеобразную заявку молодого автора на философско-эстетические темы, на переосмысление греческого духа и его приспособление к условиям современности. Кроме захватившего молодого Ницше стремления дать истолкование образов Вагнера приходит еще одно интеллектуальное увлечение — философией Шопенгауэра. Статья "Шопенгауэр как воспитатель" входила в "Несвоевременные размышления". Сам Ницше описывал, какое воздействие на него оказала книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", став для него "зеркалом мира" и "зеркалом души". Некоторое время он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровское слово. Однако, "переболев" и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше стал пробиваться к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, образам.
Книга второго периода "Человеческое, слишком человеческое", 1878—1880 гг., знаменовала уже происшедший разрыв со многими прежними влияниями и звала к еще более глубокой, необходимой для всей эпохи переоценке ценностей. К этому же периоду относятся "Утренняя заря", 1881 г., и "Веселая наука" (кн. 1 — 4), 1882 г. В одном из писем Ницше признавался, что раньше он "почитал философов", а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости.
Третий период связан с публикацией или, чаще, созданием главных и наиболее популярных, опубликованных впоследствии произведений: "Так говорил Заратустра", 1883—1886 гг.; "По ту сторону добра и зла", 1886 г.; "К генеалогии морали", 1887; "Антихрист", 1888 г.
Иногда выделяют и четвертый период творчества — в самый канун сумасшествия, когда были написаны "Сумерки идолов", "Ессе homo" ("Се человек"). После создания "Заратустры" Ницше писал, что "открыл собственную землю", никому до сих пор неведомую. Но вскоре снова пришло разочарование: те сложнейшие и, по его словам, "опаснейшие вещи, которые он хочет сказать человечеству, еще не нашли выражения...". Такие взлеты и падения духа — от восторга к отчаянию по поводу сделанного им — Ницше испытывал все время вплоть до погружения в "сумерки" сумасшествия.
Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из этих немногих был Фридрих Ницше.
Ницше, хотя он и был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых специальных теорий в онтологии и эпистемологии; наибольшее значение имеет его этика, а так же его острая историческая критика.
Осознанно его мировоззрение было эллинским, но без орфического компонента. Его восхищают досократики, за исключением Пифагора. Он питает склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на "благородного человека" Ницше, но в основном Ницше утверждает, что греческие философы, начиная с Сократа, были ниже своих предшественников. Ницше не может простить Сократу его плебейского происхождения и обвиняет его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов. Несмотря на то, что Ницше критикует романтиков, его мировоззрение многим обязано им: это аристократический анархизм байроновского типа, и никто не удивится, узнав, что Ницше восхищался Байроном.
Ницше пытался соединить два рода ценностей, которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая гордость; с другой стороны он любит философию, литературу, искусство, и музыку, в частности.
Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро. «Мы полагаем, что суровость, насилие, рабство, опасность на улице и в сердце, скрытность, стоицизм, хитрость искусителя и чертовщина всякого рода, что все злое, ужасное, тираническое, хищное и змеиное в человеке… способствует возвышению вида «человек» [3].
У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все-таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы прославление зла, силы, жестокости, но, приглядевшись, можем заметить, что переоценивая ценности Фридрих Ницше стремиться указать на ошибки поколений, и привести к совершенствованию все человечество. Ницше умер в Веймаре 25 августа 1900 года.
ГЛАВА 2. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ. ТЕОРИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Пожалуй, самым влиятельным и специфическим произведением Ф. Ницше является «Так говорил Заратустра». Имя Заратустра взято из восточных легенд и верований — с несомненной целью подчеркнуть отличие «жизненной мудрости», проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях.
Сам автор считал свою книгу «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». Образ Заратустры - образ человека, идущего по пути становления сверхчеловека. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе он видел последователя для своего Заратустры, ибо «кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть».
Произведение «Так говорил Заратустра» – это существенный вызов мыслителя сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному и губительному». Причем нападение на христианство было произведено не с банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие – религии. Христианству противопоставлялось не атеистическое отрицание Бога, а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека»[4].
Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Смысл первого поучения Заратустры на площади перед представлением был в том, что природа развивается от червя к человеку, «но многое в вас, — обращается Заратустра к слушателям, — осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян»[5]. Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. «Будьте верны земле», — проповедует Заратустра и уточняет: «но разве я велю вам стать призраком или растением?»[6]. Верность земле означает только, что нельзя верить "неземным надеждам". Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: «Бог умер».
В «Заратустре» Ницше, кстати, замечает: «Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители». А что же человек? В проповеди Заратустры высказаны самые резкие обвинения в адрес людей: «Разве ваша душа не есть бедность и грязь, и жалкое довольство собой?», «поистине человек — это грязный поток». Люди твердят о добродетели, справедливости, но для того чтобы действительно достигнуть их, человек «должен быть пламенем и углем», т.е. сверхчеловеком. «Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке; он — эта молния, он — это безумие»[7]. И пока Заратустра говорил так, толпа думала, что речь шла о канатном плясуне, и стала кричать, чтобы его наконец-то показали. И все принялись смеяться над Заратустрой. Так начались речи Заратустры — речи-проповеди, речи-иносказания.