Николо Макиавелли: труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:07, реферат

Краткое описание

Родился в 1469 году в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция. Доходы семьи были невелики, и не позволили Николо получить университетское образование. Но тот факт, что он рос среди гуманистической интеллигенции, дал возможность получить полное знание латинской и итальянской классики.

Содержимое работы - 1 файл

Никколо Макиавелли.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Что же выбрать  мудрому правителю, с точки зрения Николо Макиавелли – внушать любовь или страх? Философ говорит точно  – страх, но не исключает любовь. Однако он абсолютно прав – любовь к государю субъективна, а вот страх – то, чего государь может достичь самостоятельно, то, чем он может управлять. Создайте образ грозного правителя, но не переусердствуйте – невозможно допустить ненависти со стороны народа, ведь тот государь крепко сидит на престоле, который поддерживаем народом, а не верхушкой знати. Макиавелли дает мудрые советы. Изначально может показаться, что он говорит лишь о том, как облегчить правление государю, но давайте задумаемся, разве не будет счастья народу от правителя, который в интересах стабильности собственной власти готов идти на компромиссы со своими подданными. Можно сказать, что идеальное правление государя рассматривается как негласный договор между ним и народом, в основу которого положена цель наиболее комфортного существования государства, его планомерного развития и достижения благополучия его граждан, его самого, его правителя. Так не это ли тот идеал, к которому стоит стремиться? Идеал, который создан исходя из условий объективной реальности, человеческой природы, идеал, который создан Николо Макиавелли.

В Макиавелли удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью. Он пишет: "Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве".  Философию сам Макиавелли не любил и относился к ней с предубеждением. Объяснить это можно тем, что он отождествлял философию со средневековой схоластикой, а отвлечённое мудрствование, созерцательность вредны для государства, думал он. Они порождают бездеятельность и "опасные соблазны". Если бы кому-нибудь пришла мысль составить список итальянских философов, Макиавелли не претендовал бы на место в нём. Но всё же он предложил собственную философию истории, вернее политической истории, отказавшись при этом от теологического провиденциализма. Итальянский философ осознавал положение, в котором оказалась его страна. В ситуации, когда Италия была политически бессильной, разрозненной и потерявшей самостоятельность , а средневековое религиозное сознание находилось в кризисе основным приоритетом становилась романтизация жизненной мощи, способной собрать воедино этот "распадающийся мир". Тип сильной личности, самоутверждающейся за счёт других, более слабых людей, воплощается для Макиавелли в фигуре идеального правителя. Таковым для него является человек хладнокровно-расчётливый, целеустремлённый, жестокий, с несгибаемой волей, наделённый талантом, умом, хитростью и даже коварством. 
 

Макиавеллизм - политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении  нормами морали во имя достижения и  сохранения власти.

Глоссарий

Не так давно  на день рождения одному из депутатов некий чиновник подарил книгу Николо Макиавелли «Государь». Интересно, что это произошло в контексте активных перестановок во фракциях парламента, когда этот самый депутат не знал, куда себя деть и где он заработает больше политических очков перед выборами. В итоге, побегав туда-сюда, он остался ни с чем. «Государя» ему следовало читать раньше, чем он сел в депутатское кресло. Даже сейчас, спустя несколько веков, этот труд не утратил актуальности. Только раньше идеями философа пользовались Наполеон, Талейран, Бисмарк. Сейчас на смену им пришли фигуры с не меньшими амбициями, но гораздо более скромными талантами.

Конечно, идеализировать прошлое и его героев – занятие  неблагодарное и не совсем честное. Но, глядя на наших политиков, вспоминается известное горькое высказывание героя Михаила Лермонтова из поэмы «Бородино»: «Да, были люди в наше время». Вряд ли потомки так скажут про наше время и наших современников. Нынешнее политическое племя обмельчало. То ли потому что действительно время такое, то ли потому что теперь всякий, соприкоснувшийся так или иначе с политикой, мнит себя государственным деятелем.

Причем на региональном уровне это выглядит очень уж смешно. Практически каждый рядовой депутат  «глядит в наполеоны». Получается это, как правило, очень неуклюже. Вообще, всем нашим политикам рекомендуется пройти курс макиавеллизма. Вкратце он изложен в книге Роберта Грина «48 законов власти». Пройдемся же по наиболее ярким примерам политической бездарности наших местных слуг народа.

Закон 1. НИКОГДА НЕ ЗАТМЕВАЙ ГОСПОДИНА

«Всегда добивайтесь, чтобы те, кто главенствует, комфортно чувствовали себя наверху. Заставьте ваших начальников казаться более блистательными, чем они есть, — и вы достигните вершин власти».

Законопроект о  привилегиях бывшим губернаторам Петербурга, предложенный депутатом Игорем Михайловым, вызвал, мягко скажем, недоумение у общественности. Иначе как лизоблюдством инициативу не называли. Законопроект предоставлял ряд гарантий бывшим и действующим губернаторам города: пожизненное пользование государственной дачей, государственной охраной, всеми видами связи, транспортом, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и т.д. Позже Игорь Михайлов отозвал этот документ. Видимо, понял, что перегнул палку. Безграничная любовь к губернатору и жажда избраться в следующий созыв парламента перешла все разумные пределы. Михайлов уже давно перепутал служение народу со служением губернатору. Но как бы ни любили у нас холуев, слишком откровенно выслуживаться перед своими господами тоже не следует.

Закон 5. ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ РЕПУТАЦИИ — БЕРЕГИ ЕЕ ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

«Репутация — краеугольный камень власти. Стоит, однако, ей пошатнуться, как вы становитесь уязвимым и подвергаетесь нападкам со всех сторон».

На самом деле, если хорошенько покопаться в биографиях наших парламентариев,

грешки той или  иной степени тяжести водятся  почти за каждым. Но депутатский  мандат обязывается печься о репутации  как никогда. Удивительный в этом смысле человек – депутат Алексей  Тимофеев. Он уже заработал себе репутацию «попрыгунчика». Из Партии пенсионеров он перебежал в ЛДПР, затем в «Родину», а наконец в Партию жизни. Но это его не спасло: партии объединились и теперь бедняга мечется между трех огней. Впрочем, имело смысл его, как знающего все партии изнутри, назначить главой петербургского отделения «Справедливой России» вместо Олега Нилова. Хотя есть сомнения в том, что Тимофеев окажется в следующем созыве ЗакСа. Его уже ни одна партия не воспринимает всерьез.

Закон 6. ЗАВОЕВЫВАЙ ВНИМАНИЕ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

«Выделяйтесь. Бросайтесь в глаза, чего бы это ни стоило. Притягивайте к себе как магнит, кажитесь крупнее, красочнее, загадочнее, чем множество скромных и вежливых людей вокруг».

Классические примеры  – это все тот же Игорь Михайлов, который некоторое время ходил  в Законодательное Собрание в сюртуке, за что получил кличку «пижон», и Владимир Белозерских, который любит появляться в кроссовках на заседаниях. Правда, в его случае это списывают на «белочку». Оба они действительно выделяются и привлекают внимание. Это очень забавляет окружающих.

Закон 7. ЗАСТАВЬ ДРУГИХ РАБОТАТЬ НА СЕБЯ И ПОЛЬЗУЙСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ

«Используйте ум, знания и беготню других людей для продвижения собственных дел. Такая помощь не только сэкономит ваши ценные силы и время, но и придаст вам божественный ореол преуспевающего человека».

Здесь невольно вспоминается опыт депутата Наталии Евдокимовой. Ряд социальных законопроектов, разработанных  ею, единороссы отклоняли, а затем, изменив  в них несколько слов, вносили  от своего имени и, конечно, принимали. Например, проект закона "О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга "О региональных стандартах в жилищной сфере", "О внесении изменений в закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", "О внесении изменений в закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге". Зачем придумывать законы, если рядом работает Евдокимова?

Закон 10. ИНФЕКЦИЯ: ИЗБЕГАЙ НЕВЕСЕЛЫХ И НЕВЕЗУЧИХ

«Чьи-то чужие невзгоды могут оказаться для вас губительными - эмоциональные состояния так же заразны, как болезни. Вместо этого держитесь поближе к везучим и счастливчикам».

Вот сбежал от своих  не слишком удачливых коллег-оппозиционеров бывший «яблочник» Андрей Черных. Оппозицией быть трудно. Оппозиция может и  не пройти в следующий состав Заксобрания. Теперь Черных в партии власти среди счастливчиков. Место в следующем созыве ЗакСа ему обеспечено.

Закон 12. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНОГДА ЧЕСТНОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ, ЧТОБЫ ОБЕЗОРУЖИТЬ СВОЮ ЖЕРТВУ

«Один искренний честный поступок побьет дюжину нечестных. Чистосердечные проявления честности и великодушия усыпят бдительность даже самых подозрительных».

Здесь наши депутаты отличаются особыми талантами. Последний  пример – письмо с просьбой освободить нацболов, ворвавшихся на заседание  Законодательного собрания и заключенных под стражу. Но за великодушием единороссов кроется нечто другое. В интервью газете «Коммерсант» руководитель фракции в Заксобрании Петербурга Вадим Лопатников это объяснил так: «СМИ делают из нацболов героев, страдающих от произвола, поэтому их лучше выпустить, чтобы их прекратили пиарить, что нам совершенно не нравится. Нам сейчас не с руки ввязываться в какие-то мелкие споры и дискуссии». Лучше бы Лопатников промолчал, и тогда единороссы могли сойти за великодушных.  

Закон 48. ОБРЕТИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ФОРМЫ

«Обретая конкретную форму, имея наглядные планы, вы открываете себя для нападения».

Этим пользуется как «Единая Россия», так и  «Справедливая Россия». Причем, обе  партии искреннее любят президента и в этом смысле похожи на детей, соперничающих за любовь родителей. И если единороссы придумали удобоваримый слоган «Партия реальных дел», то справедливороссам еще придется подумать и попотеть. Например, вступивший в партию фигурист Евгений Плющенко до сих пор не знает, что за программа у «Справедливой России». Никому не кажется идиотизмом вступать в партию, у которой нет программы? Так что «неопределенность форм» партий власти – налицо. Здесь они похожи как близнецы-братья. 
 
 
 
 

Философия истории.                       

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог

отождествлен у  него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного

вмешательства. Подобно  тому как Леонардо да Винчи рассматривал вне

божественного вмешательства мир природы, его земляк и современник

флорентийский секретарь фактически исключил бога из сферы своего трезвого

анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом

изучения является подчиненный естественной закономерности мир природных

явлений, так и  для Макиавелли таким объектом становится мир человеческих

отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и

гибели государств.

Подобный анализ становится возможен потому, что мир  людей для Макиавелли

столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за

непрестанными изменениями государственного устройства, за переходом

владычества от одних  держав к другим, за возвышением  и крушением властителей

просматриваются, согласно философии истории Макиавелли, постоянство и

неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность

тех закономерностей, которые движут людьми и государствами и которые именно

потому и могут  -  и должны  -  стать предметом  трезвого анализа.

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской

теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения

Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о

диалектическом  единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по

которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом ходе событий, я

прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, - утверждает автор

«Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - и что  в нем всегда одинаково

много зла и  добра; но это зло и добро переходят  из страны в страну, как мы

видим из истории  древних государств, которые изменялись вследствие перемены

нравов, но мир  сам по себе оставался один и тот  же».

Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и

могущества, затем  разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный

Информация о работе Николо Макиавелли: труды и жизнь