Наука и техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Наука и техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущной задачей философской мысли. Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска.

Необходимо отметить то обстоятельство, что если наука - древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки именно философии техники возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

Содержание работы

1. Основные этапы и социальные последствия развития техники.
2. Понятие техники. Различные толкования понятия техники.
3. Развитие техники.
• Закономерности развития техники и технического прогресса.
• Взаимосвязь техники и науки.
• Техника и нравственность.
4. Взаимодействие техники и общества.
• Техника и человек.
• Техника и природа.
• Техника и история.
5. История технических наук.
• Зарождение технических знаний в античности
• Технические знания в средние века
• Формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения
• Наука в Новое время
• Наука в 17 веке. Зарождение инженерии.
6. Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

реферат для Саши.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

   Обе указанные особенности ренессансной культуры приводят также к новому пониманию понятий природа, наука и человеческое действие. На место Божественных законов постепенно становятся природные, на место скрытых Божественных сил, процессов и энергий – скрытые природные процессы, а природа сотворенная и творящая превращается в понятие природы как источника скрытых естественных процессов, подчиняющихся законам природы. Наука и знания теперь понимаются не только как описывающие природу, но и выявляющие, устанавливающие ее законы. В данном случае выявление законов природы – это только отчасти их описание, что важнее, выявление законов природы предполагает их конституирование. В понятии закона природы проглядывают идеи творения, а также подобия природного и человеческого (природа принципиально познаваема, ее процессы могут служить человеку).

   Наконец, необходимым условием деятельности человека, направленной на использование сил и энергий природы, является предварительное познание "законов природы". Другое необходимое условие – определение пусковых действий человека, так сказать, высвобождающих, запускающих процессы природы. В лице ученого-инженера ренессансный мыслитель может использовать эти законы для творения нужной человеку "новой природы". В результате сближаются и переосмысляются: законы природы и античные начала; познание, рефлексия и технические действия; божественный разум, космос и природа. Однако Возрождение – это, образно говоря, только горн, куда попали для переплавки все перечисленные смыслы понимания природы, драгоценный же новый сплав получается лишь в трудах философов Нового времени. 

Наука в Новое время

   Ключевой  фигурой здесь, безусловно, является Ф.Бэкон (15611626гг.). Именно он делает последний шаг, объявляя природу основным объектом новой науки и трактуя природу полностью в естественной модальности. Не меньшее значение имеет трактовка Бэконом природы как условия практического (инженерного) действия, производящего "новую природу", как источника естественных процессов, однако вызванных (запущенных) практическими действиями человека. Не менее важным является установленная Беконом принципиальная связь научного познания и практического действия. Ф.Бэкон соединил три звена:

  • представление о научном познании
  • об инженерном действии
  • и о природе, как условии и объекте и первого и второго.

   С этого периода начинает формироваться  понимание природы как бесконечного резервуара материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы.

   Нововременное знание в существенной степени определяется теми тенденциями, которые задал  в науке Галилей. В свою очередь  его творчество определяется контекстом, связанным, с одной стороны, с  переосмыслением античного знания, а с другой стороны – с формированием нового понимания природы. Познание природы теперь рассматривалось в качестве необходимого условия практической деятельности, призванной использовать силы природы. Однако, чтобы убедиться в верности знания о природе – необходимы были какие-то критерии. Поэтому ученые Нового времени пришли к идее опытного обоснования полученного в науке знания. Теперь наука трактуется как своеобразная модель природы, а природа – моделируется в науке. Опыт рассматривается как подтверждение соответствия научной теории и природы. Первым, кому удалось подтвердить этот принцип – был Галилей, который преобразовал опыт (непосредственное наблюдение) – в эксперимент, где соответствие теории и явления природы – устанавливалось технически, то есть искусственно. И если в опыте природа может вести себя иначе, чем предписывает теория, то в эксперименте – природа приводится в состояние, отвечающее требованиям теории.

   Галилей показал, что в науке для описания природных процессов годятся  не любые объяснения и знания, а такие, которые и описывают реальное поведение объектов, и отвечают той позиции, которую занимает теория по отношению к объектам природы. То есть естественнонаучная теория должна описывать поведение таких идеальных объектов, которым соответствуют определенные реальные объекты.

   Галилея интересовала та идеализация, которая  обеспечивала овладение природными процессами: хорошо их описывала и позволяла ими управлять. Это означало создавать необходимые условия для их практического использования в инженерных приложениях. Таким образом, Галилей уподобляет реальный объект идеальному (например, падающие тела). Но так как они различаются, то в знании он разделяет реальный объект на две составляющие: одна – точно соответствует идеальному объекту (свободное падение тела в пустоте), другая – отличается от него. Вторая составляющая рассматривается как искажение идеального поведения под влиянием разных факторов. Постепенно эта вторая составляющая в эксперименте уменьшается (техническим способом) настолько, чтобы ее можно было бы не учитывать.

   Разделение реального объекта на две составляющие и убеждение, что теория задает истинную природу объекта, которая может быть проявлена в эксперименте – заставляет Галилея задуматься о возможности такого изменения реального объекта, чтобы он полностью соответствовал теории. Таким образом, был поставлен вопрос о переводе техническим путем реального объекта в идеальное состояние. Благодаря этому появляется возможность использования открытых теорией законов природы – в практических целях, что дает основу эмпирическим знаниям. Будущее оказалось именно за этими идеальными ситуациями, которые открыли эпоху инженерии, опирающейся на науку. Подобный подход не только предоставил возможность описания и использования определенных естественных сил и процессов, но позволил выделять условия и параметры, которые можно контролировать в технических целях. В дальнейшем инженеры, определяя, рассчитывая нужные для технических целей параметры естественных взаимодействий, научились создавать механизмы и машины, реализующие данные технические цели. 

Наука в 17 веке. Инженерия.

   Инженерное  творчество Х. Гюйгенса (1629 - 1695 гг.), исследования Г. Галилея (1564-1642гг.) создали все необходимые условия для создания первых образцов инженерной деятельности. Это открыло дорогу для широкого использования теории в технике, для опережающего получения знаний, для точного определения параметров реального технического объекта, который может обеспечить запуск и использование сил и энергий природы. Для инженера всякий технический объект, с одной стороны, выступает как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой стороны, как орудие, механизм, который необходимо построить искусственным путем («как другую природу»). Сочетание в инженерной деятельности «естественной» и «искусственной» ориентации, заставляет инженера опираться и на науку (знание о естественных процессах), и на технику (знание о материалах, конструкциях, их свойствах, способах изготовления). Начиная с работ Гюйгенса в сфере естественнонаучных знания появляется подраздел специальных технических теоретических знаний. Исследования в теории позволяли перейти к первым образцам инженерного расчета.

   Расчет  предполагал не только применение уже полученных в теории знаний механики, оптики, гидравлики и т.д., но и, как правило, их предварительное построение теоретическим путем. Расчет – это определение характеристик технического устройства, исходя, с одной стороны, из заданных технических параметров (т.е. таких, которые инженер задавал сам и мог контролировать в существующей технологии) и, с другой – из теоретического описания физического процесса, который нужно было реализовывать техническим путем. Описание физического процесса бралось из теории, затем определенным характеристикам этого процесса придавались значения технических параметров и, наконец, исходя из соотношений, связывающих в теории характеристики физического процесса, определялись те параметры, которые интересовали инженера.

   Соединение  в одном исследовании описаний двух разных типов объектов (идеальных  и технических) позволяет не только аргументировать выбор и построение определенных идеальных объектов, но и понимать все исследование особым образом: это и не чисто научное познание, и не просто техническое конструирование, а именно инженерная деятельность. На ее основе складывается и особая инженерная реальность. В рамках этой реальности в XVIII, XIX и начале XX столетия формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование. 

   6. Заключение  

   Развитие  техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

   На  протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера.

   Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер - служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.

   «Никогда еще прежде в истории, - пишет немецкий философ А. Хунинг, - на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже в глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере причинить огромный ущерб.» [18 c.377] Человек так глубоко проник в недра природы, что по сути своей, техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - частью эволюции.  

   На  пороге XXI в. человечество оказалось  перед необходимостью решения проблем  мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; невосстановимое исчерпание природных ресурсов; нарушение баланса в демографических процессах; опасность радиоактивной катастрофы и т. д.. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Под ред. В.М. Розина. М., 1997. 283 с. Философия техники: история и современность/
  2. Розин В. М. Методологический анализ проблем философии техники. Методология и социология техники. Новосибирск, 1990 г.
  3. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 г., 176 с.
  4. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат 1976 г. 335 с.
  5. Вопросы философии. (сб. ст. посвященных проблемам техники) № 10 1993 г.
  6. Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Лениздат, 1965 г. 344 с.
  7. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с.
  8. Омаров А. М. Техника и человек. Социально - экономические проблемы. М.: 1965г., 286 с.
  9. Панкевич Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники. // Вопросы философии 1988 г., № 3, с. 141-144.
  10. Сахаров А. Д. Мир через полвека (мир в 2024 году) // Вопросы философии, 1989 г. № 1, с. 27-34.
  11. Степин В.С., Горохов В. Г. , Розов М. А. Философия науки и техники, М.: Контакт-Альфа, 1995 г., 384 с.
  12. Товмасян С. С. Философские проблемы труда и техники. М.:1972, 344 с.
  13. Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. ст. М.
  14. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г.
  15. Шухардин С. В. История науки и техники. М.: Наука, 1974 г.

Информация о работе Наука и техника