Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:11, реферат
в работе было выявлено, что такое моральная философия – это, по выражению Р.Г. Апресяна, философия, которая обращена к изучению идеальных моральных форм и их актуализации в качестве личностных задач. «За редким исключением моральная философия представляет собой анализ идеальных форм и того, как они осуществляются или должны осуществляться на уровне личности».
Введение……………………………………………………………………..3
1. Разграничение понятий «мораль» и «этика»…………………………....5
2. Моральная философия И.Канта……………………………………….…9
3. Моральная философия Ф.Ницше……………………………………….12
4. Моральная философия В. Соловьева…………………………………...16
Заключение………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Разграничение понятий «мораль» и «этика»…………………………....5
2. Моральная философия И.Канта……………………………………….…9
3. Моральная философия Ф.Ницше……………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………24
Введение
В системе человеческих ценностей мораль, нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание определяет поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.
Появление морали трудно переоценить, любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.
Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.
Специальная отрасль философского знания, сконцентрировавшая и обобщившая опыт нравственного осмысления действительности, называется этикой.
Многие философские научные издания отождествляют этику с моральной философией, считают, что это одно и то же. Однако, есть мнения, которые разводят понятия этики и морали. В своей работе мы рассмотрим именно такое мнение. Рассмотрение вопроса о моральной философии было бы неполным без философских теорий. Мы рассмотрим концепцию моральной философии Канта Э. как теоретика нравственности как особого, специфического явления, оказавшую большое влияние на последующие философские размышления о морали. Канта можно назвать «моралистом». Однако есть в истории философской мысли и «аморалисты», то есть те, кто отрицал положительное значение нравственности или пытался ограничить ее. В эту категорию, без сомнения, попадет Ф. Ницше, который создает свою моральную философию. В свою очередь в России В.Соловьевым была создана нравственная философия, которая основывалась на философских исканиях Канта и Ницше, но одновременно с этим явилась критическим переосмыслением их идей.
1. Разграничение понятий «мораль» и «этика»
Многие философские рассуждения отождествляют понятия морали и этики. Для начала разберемся, так ли это.
Слова «этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы. Синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного «этический». Однако есть и различия у этих терминов в их содержании и способе употребления. Это различие изначально выражалось в том, что «этика» и «мораль» фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно «ethos» и «mos» («mores») и которая в русском языке ближе всего передается словами «нравы», «обычаи», «характеры» и т.п. Под «этикой» с момента ее появления (точкой отсчета считается Аристотелева «Этики») понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного «этоса», причем деятельность не просто познавательная (то есть описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные понятия типа «хорошее – дурное», «добродетельное – порочное», «справедливое – несправедливое» и пр. «Мораль» изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях. Однако если для «морали» эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то «этика» сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.
Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально или дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом «мораль»).
Мораль и этика соотносятся двояко друг с другом: либо этику рассматривается как составной элемент совокупного морального сознания, его высший (рациональный) слой, то есть как самосознание морали, как моральную («практическую») философию, - либо мораль рассматривается как «предмет» или «объект» этических изысканий и построений (то есть этика трактуется как «философия морали», «теория морали» или «наука о морали»). Таким образом, этика - это форма познания и одновременно предмет этого познания. В этом проявляется сходство этики и моральной философии. Однако Л.В. Максимов указывает на различие между этикой и моральной философией в вопросе знания о мире и человеческом бытии.
В этике факт присутствия познавательного компонента сам по себе еще не является достаточным основанием для отнесения ее к сфере познания (философского или научного), поскольку знание о мире и человеке в составе этики нередко выполняет лишь подсобную роль, т.е. служит посылкой для ценностных выводов. Другое дело, если полученное знание не вплетено в структуру ценностных рассуждений и не содержит ни в явном, ни в скрытом виде оценок или императивов. Элементы такого рода знания, выстраивающего объективный образ реальности (или, во всяком случае, претендующего на объективную истинность), могут быть без труда обнаружены практически в любом более или менее крупном этическом учении; это, например, описание обычаев и нравов разных народов, попытки объяснить происхождение морали, ее общественные функции и т.д.
В моральной философии познавательные процедуры и получаемые в их результате знания (представления, мнения и пр.) подчинены главной задаче - утверждению определенной ценностной позиции; иными словами, они прямо или опосредствованно используются для формулирования, уточнения, упорядочения и подкрепления определенных целей, норм, идеалов, оценок, императивов и т.д.
В своих рассуждениях о соотношении этики и морали Л.В. Максимов приходит к выводу, что предварительно нужно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика состоит из двух частей – «нормативная этика» и «теоретическая этика», находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве «практической философии» и «науки о морали». Такие определения суммируют несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом - в силу давней традиции - объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. "Практическая философия" и "наука о морали" - это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же "этики"; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания - соответственно ценностного и познавательного.
Близость понятий «этика» и «мораль» проявляющаяся в том, что «этика» почти всегда определяется через «мораль», приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики. Исторические пути этики и морали со временем разошлись: под «этикой» понимается практическая философия, жизнеучение, то есть проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами «добро», «долг», «счастье», «любовь» и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все «доброе» и «должное» имеет статус морально доброго и должного[1].
Моральная философия, понятие которой рассматривается в данной работе – это наука о том, что такое добро и зло в поступках и человеческом обществе, так писал Гоббс в своем труде «Левиафан».
Традиционно моральная философия развивалась как метафизика морали, как метаэтика, то есть анализ принципиальных условий возможности морали, ее сущности и устройства, и как «этика личности», то есть анализ моральных процессов на уровне выбора и принятия решения, действия, оценки, субъектом которых является личность. Р.Г. Апресян говорит о том, «что моральная философия обращена к изучению идеальных моральных форм и их актуализации в качестве личностных задач. За редким исключением моральная философия представляет собой анализ идеальных форм и того, как они осуществляются или должны осуществляться на уровне личности» [2].
2. Моральная философия И.Канта
Вершиной классической моральной философии остается кантианство. Кант уделили наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума», избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.
Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и «принадлежащего к антропологии», но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.
Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству, По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.
Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, то есть предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант стремится обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.
Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумываются о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.
Переход от преимущественной апологии морали к ее преимущественной критике был обусловлен не просто прогрессом этики, одновременно он был связан с изменением места и роли морали в обществе, в ходе которого как раз и выявилась ее двусмысленность. Речь идет о коренном историческом сдвиге, который привел к тому, что можно назвать новоевропейской цивилизацией с ее невиданным научно-техническим, промышленным и экономическим прогрессом. Этот сдвиг, радикально изменивший всю картину исторической жизни, не только обозначил новое место морали в обществе, но и сам в значительной мере явился результатом моральных изменений [3].