Мораль как регулятор социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:13, реферат

Краткое описание

Основной целью работы является изучение и анализ проблем, связанных с общественной моралью.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Дать определение понятиям морали, этики ненасилия, утопии.
Проанализировать функции морали.
Рассмотреть проблему морали, этики ненасилия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Мораль как регулятор социальных отношений……………………….....5 1.1. Понятие морали……………………………………………..……...5 1.2. Функции морали ………………………………………..…………..7 1.3. Проблема морали в современном обществе……………….....8
2. Этика ненасилия …………………………………………………………....10
3. Утопия и ее роль в жизни общества …………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы……………………………………………..21

Содержимое работы - 1 файл

соц фил.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

      Утопическому типу сознания противостоит  реализм, опирающийся на научный подход к действительности, соотнесение революционно-критической позиции с объективными законами общественного развития, гуманизм, в основе которого лежат общечеловеческие ценности. В социализме это - традиция К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

       В современной научной литературе  понятие «утопия» употребляется  в самых различных смыслах,  в разном смысловом контексте.  Одни видят в утопии извечную, никогда не достижимую мечту  человечества о «золотом веке»,  другие, напротив, истолковывают ее  в качестве реального принципа, который осуществляется с каждым новым шагом духовного и практического развития человечества. Некоторые видят в ней донаучную форму мышления, нечто среднее между религией и наукой, другие, напротив, связывают ее с развитием современного научного знания. Одни утверждают, что утопия «мертва», что она полностью изжита развитием истории, другие же говорят о широком распространении и даже возрождении утопического сознания.

    Такого  рода противоречия и антиномии широко распространены в современных работах об утопиях. Поэтому, чтобы хотя бы в общих чертах определить содержание этого понятия, было полезно вспомнить терминологическое значение слова «утопия».

    Известно, что термин «утопия» ведет свое происхождение  от греческого «у» - нет и «топос» - место. Иными словами, буквальный смысл термина «утопия» - место, которого нет. Так Томас Мор назвал свою вымышленную страну.

      Другое истолкование этого термина производит его от греческого «ев» - совершенный, лучший и «топос» - место, т. е. совершенное место, страна совершенства. Оба истолкования широко представлены в утопической литературе: например, «Вести ниоткуда» Уильяма Морриса, «Город Солнца» Кампанеллы и т. д.

       В современной литературе существуют  и другие модификации термина  «утопия», производимые от его первоначального корня. Это - «дистопия» от греческого «дис» - плохой и «топос» - место, т. е. плохое место, нечто противостоящее утопии как совершенному, лучшему миру. В этом же смысле употребляется и термин «антиутопия», обозначающий особый литературный жанр, противостоящий традиционной позитивной утопии.

    Наряду  с этим употребляется и термин «ентопия» (от греческого «ен» - здесь, «топос» - место) как понятие, противоположное  буквальному значению термина «утопия» - место, которое не существует.

      Таким образом, уже терминологическое значение слова «утопия» сложно и многозначно. При всем многообразии смысловых оттенков основная его функция сводится к тому, чтобы обозначать желаемое будущее) служить описанием вымышленной страны, призванной служить образцом общественного устройства.

       Обычно принято делить утопии  на древние и современные. К  древним утопиям относятся мечты  о «золотом веке», которые встречаются  уже у Гомера, описания «острова  блаженства», различные религиозные  и этические концепции и идеалы. Утопический элемент силен в христианстве, он проявляется в представлениях о рае, апокалипсисе, в идеале монастырской жизни. Такой тип утопии представляет собой сочинение Августина «О граде божием». Особенный рост утопизма внутри христианства возникает с появлением различного рода ересей, которые требовали реформировать церковь и добиться идеи социального равенства.  Эту мысль развивал Т. Мольнар, называя утопию «вечной ересью».

      Древний утопизм завершается  в эпоху Возрождения. В это  время возникают современные классические утопии, такие, как «Утопия» Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Христианополис» Андреа, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона. Возникновению современной утопии способствовали два главных факта. Во-первых, великие мировые открытия, которые приводили к открытию новых, до того не известных никому земель. И, во-вторых, разложение христианства, что открывало появление новых форм светского секуляризированного мышления. В отличие от древней современные утопии воплощали идею равенства, концепцию научного и технического прогресса, убеждение, что наука и технические открытия могут улучшить жизнь человека.

    Среди различных по социальному содержанию и литературной форме утопий значительное место занимает утопический социализм. Классический утопический социализм XIX века (Фурье, Сен-Симон, Оуэн) явился одним из теоретических источников марксизма.

С появлением научной теории общественного развития утопизм как способ мышления не умирает. Дело в том, что никакое развитие теории не может само по себе устранить социальные потребности в утопии, а эта потребность в виде таких социальных механизмов, как надежда, мечта, предвидение будущего, все еще остается актуальной и для современной социальной мысли.

    Конечно, в наше время утопии существенно  изменяются, порождают новые жанры и виды утопической литературы. Начиная с XIX века особое значение приобретают негативные утопии, или антиутопии, которые описывают не столько желаемое, сколько нежелаемое будущее, предупреждая о возможных нежелаемых последствиях научного и технического прогресса. Но сами по себе антиутопии, как бы критичны они ни были по отношению к позитивным утопиям, не означают конец или вырождение утопического сознания. Современные антиутопии широко используют методы и приемы утопического мышления и представляют собою не отрицание, а утверждение, только в новых формах, потребности в утопической литературе.

    Термин  «утопия» имеет широкое хождение не только в литературе, но и в  политической лексике. Чаще всего он обозначает несбыточные социальные прожекты и мечты, расходящиеся с реальностью. Но динамика социальной жизни и политического развития часто опровергает негативное употребление этого термина. Известно, что английский писатель Герберт Уэллс, посетив Россию в 1920 году, встречался с В. И. Лениным и был так поражен контрастом между мечтами о будущем индустриальном развитии России и ужасной бедностью страны, что назвал Ленина утопистом и «кремлевским мечтателем». Т. Драйзер, который посетил СССР несколькими годами позже, пришел к таким же выводам.

    Подобные  идеи высказываются и сегодня. В одном из своих выступлений М. С. Горбачев сказал, что нас часто называют утопистами, но в утопиях нет ничего плохого, если они преследуют прогрессивные цели и делают повседневную жизнь лучше.

    Все это означает, что довольно часто грань между утопиями и реальностью в условиях развивающихся социальных структур и быстрого научно-технического прогресса оказывается зыбкой и употребление термина «утопический» как синонима несбыточного и нереального является не всегда оправданным.

      Конечно, это не означает, что  «все, что предпринимает человек,  утопично». Но мысль Оскара  Уайльда о том, что «прогресс  - это реализация утопий», находит  подтверждение во многих событиях  современной социальной истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

    Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

    Но  главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

    В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.

 

Список использованной литературы:

  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. - 2-е изд., изм. и. доп. - М.: Юрайт,1998.- С.48.
  2. Основы государства и права. / Под ред. акад. О. Е. Кутафина - М.: Юристъ,1999.- С.27-28.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М: Интерстиль, 2000.- С.197.
  4. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М., 2001. – 1230с. (Мф. 5; 38–41, с. 5)
  5. Этика: Энциклопедический словарь. / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова – М., 2001. – 671с.
  6. Миллер, У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие. / пер. с англ. В. Т. Олейника. – М., 2004. – 285с.
  7. Дудина М. Этика свободы и педагогика ненасилия Л. Толстого // Философия ненасилия Л. Н. Толстого: точки зрения. – Екатеринбург, 2002. – С. 241–245.
  8. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000. – 216с.
  9. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М., 2001. – 1230с.
  10. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М. , 1997. – 333 с.
  11. Макарова Н. И., Наливайко Н. В. Насилие – ненасилие в современном образовании. – Новосибирск, 2004. – 264с.

Информация о работе Мораль как регулятор социальных отношений