Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:03, реферат
Актуальность современного анализа исторических типов политического сознания общества обусловлена тем, что оно выступает в качестве активного начала в политике. В нем осмысливается опыт конкретного общества, объясняются истоки, характер и особенности политической системы, динамика политических изменений. Одновременно политическое сознание способно к конструированию и предвидению общественного развития. От его состояния в значительной мере зависит направленность и степень концентрации социальной энергии, а, следовательно, судьба государства и его народа. Поэтому политические идеи, взгляды, чувства являются важным детерминантом общественно-исторического процесса. В.О. Ключевский отмечал, что для понимания политических явлений «надобно войти в политическое сознание»
Введение 3
1 Этатизм и анархизм как типы политического сознания общества 4
2 Феномен толпы и охлократия 15
Заключение 24
Список использованных источников 25
В 1895 году, во Франции вышла книга Лебона «Психология народов и масс» - одна из первых попыток осмыслить зарождающееся общественное явление: переход «движущей силы» общественных преобразований от выдающихся личностей к безликим массам.
«Главной характерной чертой нашей эпохи, - утверждал Лебон, - служит замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» [10, c.74]. Уже не хрестоматийные народные трибуны показывают мятущимся массам свет в конце тоннеля, открывая им перспективу смены невыносимых социальных условий, а сами массы выталкивают на поверхность свои чаяния, пока еще не оформившиеся в реальные действия. И задача трибунов - уловить эти тенденции, изложить их понятным для толпы языком, предложить четкий план действий и повести массы за собой. Так делались революции, так сегодня организуются митинги протеста.
То, что толпа управляема, поняли еще в древности. Демосфен недаром выходил на берег моря и произносил речи с камушками во рту. Не только для того, чтобы избавиться от природного дефекта речи. Главное было - натренировать голос на широкий спектр модуляций, от нежно интимного до бушующе гневного, чтобы «организовать» нужные эмоции. Причем по нарастающей, доведя слушателей до состояния перегретого, готового взорваться котла. Именно это имел в виду Ленин, говоря об идее, брошенной в массы. Он был прекрасным оратором, умеющим с математической точностью определять, когда нужно переходить с одной эмоциональной ступеньки на другую. И очень точно знал, какие именно лозунги воодушевляют нищую российскую толпу на любые деяния.
После Ленина в Советском Союзе не было вождей, умеющих нужным словом повести за собой толпу. Сталин, которого Троцкий называл гениальной посредственностью, так и не сумел преодолеть свою интеллектуальную ограниченность и предпочитал добиваться нужного эффекта репрессиями. Брежнев читал по бумажке, и это выглядело смешно. Зато очень эффектно смотрится Фидель Кастро, способный часами вещать с трибуны, бросая в толпу зажигательные лозунги. А в Европе на одну доску с ним можно поставить разве что Леха Валенсу. Именно ему принадлежит постулат: «Знание психологии толпы для государственного человека является самым важным средством, которым он может располагать». Валенса любил говорить: «Толпа - большой ребенок, она признает людей, которые умеют за себя постоять».
Кстати, вовсе не обязательно, чтобы вся толпа была вначале одинаково настроена. Психологи установили: достаточно 25 процентов дошедших до критической точки, чтобы она обезумела вся толпа! Тогда свершаются революции. Именно так было во Франции, где народ сверг монарха. А незнание революционными лидерами психологии толпы спровоцировало разгул нездоровых эмоций. В результате была разрушена Бастилия, которая очень бы пригодилась любому режиму. Но дело было сделано, и оставалось только сохранить хорошую мину при плохой игре.
Феномен толпы беспокоит сегодня ученых всех развитых стран. Мир вступил в третье тысячелетие на могучей волне научно-технического прогресса, который не только вооружил человечество сказочными возможностями, но и резко обострил общественные противоречия. И когда они достигают максимального напряжения, толпа выходит на улицы. Достаточно вспомнить волнения во Франции или недавние выступления антиглобалистов.
И здесь во всей остроте встает проблема противостояния толпы и отдельной личности: как сохранить собственное «я» в бушующих волнах массового психоза? Проблема тем более насущная на фоне самых страшных конфликтов - национально-этнических, с которыми ряд стран Европы, Азии, Африки вступил в ХХI век.
лавный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.
Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого - участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Мы живём в переходную эпоху. Старое мировоззрение, старая система ценностей рушится, западная цивилизация, которая выстроила всю эту систему и модель общественных отношений, которые сегодня доминируют в мире, готовится сойти со сцены. Маятник общественного сознания вновь раскачивается к своим полюсам: народы, уставшие от анархического разгула вседозволенности стремятся к обществу со строго очерченными укладом и этатическими ограничениями.
Феномен толпы беспокоит сегодня ученых всех развитых стран. Мир вступил в третье тысячелетие на могучей волне научно-технического прогресса, который не только вооружил человечество сказочными возможностями, но и резко обострил общественные противоречия. И когда они достигают максимального напряжения, толпа выходит на улицы.
И здесь во всей остроте встает проблема противостояния толпы и отдельной личности: как сохранить собственное «я» в бушующих волнах массового психоза? Проблема тем более насущная на фоне самых страшных конфликтов - национально-этнических, с которыми ряд стран Европы, Азии, Африки вступил в ХХI век.
Достаточно вспомнить волнения во Франции или недавние выступления антиглобалистов. Феномен толпы, бесспорно, использовали авторы так называемых «цветных» революций на просторах постсоветского пространства, особенно ярко он проявился в начале «оранжевой революции» в Украине, «революции роз» в Грузии, приведшей к власти М.Саакашвили.
«Но
все еще остается опасность, что
разгул страстей захлестнет разум. И
тогда дух «массы», дух безумия
и насилия снова будет
Одним словом, данная тема является не просто актуальной, она является крайне злободневной. Изучением теории феномена толпы сегодня активно занимаются социальные психологи во всем мире. Феномен толпы искусно используется при проведении избирательных кампаний современными политтехнологами. Знание феномена толпы сегодня крайне необходимо любому современному государственному управленцу, тем более управленцу-идеологу.
1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Москва, 1987, т. 1, с. 187.
2. Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 28.
3. Нено Неновски. Право и ценности. Под ред. В.Д. Зорькина. М., 1987. c. 27.
4. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М., 1989. С. 5.
5.
Мамут Л.С. Этатизм и анархизм
как типы политического
6. http://dic.academic.ru/dic.
7.
Современные идеологические
8. http://www.koob.ru/books/
9. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001
10. Лебон Г. Психология народов и масс. СПБ. Макет, 1995,
11. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998.
12. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.
13. Калихман Г.//Партнер №1.2005.
14. Мень А. Трудный путь к диалогу. Москва. Радуга, 1992, 464 с.
15.
Лебон Г. Психология народов
и масс. СПБ. Макет, 1995, 74 с.