Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:19, монография
В пособии рассмотрены основные вопросы концептуальной истории науки, приведе-ны вопросы и упражнения, а также хронологические таблицы достижений естественных, точных, технических и социально-гуманитарных наук. Особое внимание уделяется исто-рии логики и методологии научного познания.
Издание предназначено для магистрантов, изучающих дисциплину «История и мето-дология науки», а также для аспирантов и соискателей ученых степеней, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».
Молодая античная культура отнеслась к достижениям восточных цивилизаций внешним образом, что способствовало формированию инструментального их использования. Это обусловило динамизм производственной практики и, вместе с ним, способность смотреть на мир и на себя извне, а не изнутри, как мы это видим у восточных народов. Благодаря этому развились критически-аналитический и обобщающий образ мышления, универсально-понятийный способ трансляции знаний, философская рефлексия. Сложился новый тип цивилизации – технологический, определивший путь развития всей будущей западной культуры. Эти плоды почерпнутых на Востоке донаучных знаний сделали возможной науку в Древней Греции и во всем мире.
В античной культуре слово, раскрывающее содержание Логоса, становится носителем не только представления, как в мифологии, но и понятия, отвлеченной идеи. Начиная с Парменида, открывшего различие между наглядным образом и отвлеченной мыслью, возникает деление физики на опытную и теоретическую.
В
методологии древнегреческой
В средние века познающий разум обращается к трансцендентной, божественной реальности, запредельной для чувственного опыта и рационального объяснения. Ранний христианский мистицизм Августина Блаженного отвергает рационалистический путь познания, повторяя, на более высокой основе, этап восточных мистических учений. Мироздание мыслится не как подчиненное безликим объективным законам, что было характерно для магического и научного сознания, а как подвластное высшей свободной воле Творца. В период позднего средневековья учение Аристотеля восстанавливается в статусе главного авторитета, а рационализм – основного метода познания. Аристотелева идея о конечной (целевой) причине вещей развивается в телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. Силы природы предстают как проявления активного жизненного начала – virtus, связывающего наличное бытие вещей с трансцендентным, божественным миром. Умопостигаемые сущностями становятся универсалии – общие понятия, познаваемые теологически-текстовым путем, т.е. дедукцией знаний из Священного Писания. Критическое мышление вытесняется догматическим и схоластическим. Исследование природы в монастырской науке надолго замирает, обслуживая, по преимуществу, ограниченные практические потребности церкви. Концептуальное естествознание, посягавшее на мировоззренческую монополию церкви, не имело возможности для своего развития.
В эпоху Возрождения средневековая идея о том, что человек создан Богом для того, чтобы быть господином этого мира, перевоплощается в гуманизм. Намечается тенденция возврата научного познания к антропоцентризму, но он утверждается лишь в философии. Наука обращается к человеку как части природы, и на смену гуманизму в культуре Возрождения приходит натурфилософия, подготовившая новую эпоху в научном познании.
Революция в естествознании XVI–XVII вв. определила такие черты новой науки: а) натурализм – идея самодостаточности природы; б) механицизм и редукционизм – сведение всего многообразия явлений природы к механическим перемещениям и силам; в) квантитативизм – отказ от качественного мышления в пользу количественных сопоставлений; г) аналитизм – примат анализа над синтезом; д) геометризм – представление о безграничном однородном евклидовом универсуме и связанный с ним принцип дальнодействия, предполагающий непосредственное и мгновенное действие физических сил на любых расстояниях.
Классической науке XVIII–XIX вв. присущи следующие особенности:
1) Системосозидательность – стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в последней инстанции. С этой чертой связаны такие характеристики классической науки, как: 1а – объективизм (исключение из контекста науки характеристик исследователя, осмысление природы как зеркального отражения действительности); 1б – субстанциональность – поиск праосновы мира; 1в – недиалектичность – рассмотрение природы как неизменного целого; 1г – жесткий детерминизм – автоматическое действие естественных причин, однозначно связанных со следствиями.
2) Физикализм – сосредоточение человеческой жизни и деятельности, научного познания на физическом мире, сведение сущности жизни и духа к случайным проявлениям механистически детерминированного мира.
3) Науко- и рациоцентризм – утверждается парадигма познающего разума, сущность человека сводится к познающему субъекту; наука заменяет в обществе религию в качестве интеллектуального авторитета; мир мыслится как устроенный согласно рациональным законам.
Центральное положение чувственного опыта в экспериментальной науке, его вооружение техникой науки и текстово-протокольное оформление приводит к обособлению ощущений как самостоятельной реальности. Субъективный идеализм Беркли и махизм готовят неклассическую науку, в которой центр исследования перемещается с объекта на средства познания и особенности наблюдателя, исследователя.
В результате открытий конца XIX- начала XX вв. сложилась квантово-релятивистская научная картина мира. В ней, в частности, утверждается принцип близкодействия: любое воздействие на материальные объекты может быть передано только между соседними точками пространства за конечный промежуток времени. Отказавшись от классического принципа дальнодействия, новая наука вновь ставит вопрос о природе физических сил. Появляются предположения не только о неустранимости случайных факторов, подчиненных вероятностным законам, но и свободе воли элементарных частиц. Однако свободные причины по-прежнему отвергаются большинством ученых. Свобода воли признается не в изучаемой природе, а лишь в области теоретического знания, которое мыслится как концептуальное, зависящее не только от объекта познания, но также от субъекта, от общества и культуры.
Важным
результатом научной революции
стало утверждение неклассическ
Проникновение научного знания в глубь реальности, все более удаленной от чувственной данности вещей, вновь наводит на мысль о действии субъективных, свободных сил в природе. Развитие природы мыслится как развертывание некоей программы, а познание перемещается с экспериментального и логического исследования вещей на расшифровку кодов Вселенной. Все более важную роль играют такие концепты, как виртуальность в природе, фрактальный подход и антропный принцип в науке.
Черты новейшей науки: 1). Признание равноправия науки и других форм культуры. 2). Гуманизация науки: перенесение центра внимания науки на самое себя, включение в ее предмет, в т.ч. природу, человека. 3). Диалогизм познания, сменяющий монологизм классической и модернистской науки. 4). Идея глобального эволюционизма. 5). Комплексность, интеграция областей научного знания. 6). Превращение научного знания из производительной силы в предпосылку воспроизводства человека как личности.
С открытием в 1975 г. фрактальной геометрии в науках стремительно утверждается фрактальный подход как альтернатива системному подходу. Фракталом называют такую структуру, в которой любой сколь угодно малый фрагмент воспроизводит особенности сколь угодно большой ее области. В этих образованиях, построенных по принципу самоподобия, нет элементов как неделимых частей, нет и структурных связей и отношений, качественно отличных от элементов. На смену атомистическому мышлению приходит монадологическая картина мира, восходящая к философии Лейбница. Монада – это не частица, а целая вселенная, равномощная бесконечному и неисчерпаемому миру, она одушевлена и не укладывается в рамки причинно-следственных и закономерных связей, требуя для своего понимания принципа свободы.
Несмотря
на революционные тенденции
3. Методологические принципы науки
3.1.
Статус фундаментальных
Принципы представляют собой наиболее общие положения научной теории, выражающие ее концептуальные основания и играющие системообразующую роль в познании. Как исходные положения теории, принципы постулируются основоположниками соответствующей отрасли науки и принимаются членами соответствующего научного сообщества. Как показал А. Эйнштейн, фундаментальные принципы науки не выводимы логически из ее эмпирического базиса. В синтезе основополагающих принципов науки важную роль играют социокультурные факторы, образ мысли и психология ученого. Поэтому наиболее общие принципы физической или иной естественнонаучной теории выходят далеко за пределы предмета той или иной науки, приобретая статус метатеоретических, методологических, мировоззренческих, эвристических установлений.