Буддийской философией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: выяснить основные категории буддистской философии.
Задачи: рассмотреть основные понятия буддизма; рассмотреть основные религиозно-мифологические основания буддистской философии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
5
1.1.
Принципы классификации
5
1.2.
Главные философские системы Индии
7
2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ БУДДИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
9
2.1.
Основные понятия
9
2.2.
Краткий обзор трактовки основных философских понятий различными школами буддизма
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Философская антиметафизичность буддизма, здесь тонко восстанавливается психологической «метафизикой» – из ощущения возникает жажда (танха), стремление приводит к привязанности (упадана), которое накапливает карму (бхаву) нового рождения и смерти, бесконечного страдания и отчаяния.

Другими словами, источником страдания является «жажда», страстное стремление к переживанию чувственного опыта, т.е. влечением к пребыванию в сансарном круге, которое порождается незнанием, лежащим в основе иллюзорного представления о личности. Таким образом, страдание порождается желаниями; желания происходят из восприятия мира через соприкосновение; соприкосновение с миром происходит через органы чувств; а органы чувств, как и тело есть призрак и видимость, порождение неправильного восприятия, результат неведения.

«…Весь опутан человек заботами о сынах и женах; но как молодые бамбуковые побеги не прилепляются ни к чему, так и ты иди своим путем в одиночестве, подобно носорогу…»[8]

Жажду - причину страданий преодолеть нелегко. Для этого необходимо:

1. «правильное воззрение», что подразумевает под собой правильное понимание «Четырех благородных истин»;

2. «правильное устремление», т.е. решимость действовать, воля преобразовать свою жизнь в соответствии с этими истинами;

3. «правильная речь» - воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров;

4. «правильное поведение» - отказ от нанесения вреда живым существам (ахимса), от воровства;

5. «правильный образ жизни» - честный способ добывания средств к существованию;

6. «правильное усилие» - постоянство в преодолении дурных мыслей, влияний, соблазнов и т.д.

7. «правильная память» - постоянное удержание в памяти того, что жизненные проявления, присущие человеку, способны только помешать ему; этим он может укрепить отрешенность от всех мирских привязанностей;

8. «правильное самоуглубление» или «правильное направление мысли» подразумевает самосовершенствование через отказ от всего земного, достижение внутреннего спокойствия.

Третья «истина» проповедует о высшем состоянии блаженства (нарама сукха), иначе нирвана (от санскритского «нир» – угасать, стихать). Нирвана - это видоизмененное понятие «бpax мани стекой мокши» (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души). Но нирвана - это мокша, которая достигается еще при жизни.

Четвертая «истина» выражена в каноне восьмеричного пути: правильные взгляды, правильные стремления, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильная направленность мысли и правильный экстаз. Четыре благородные истины и другие идеи создают взгляды, правильность которых зависит от волевой направленности к их созерцанию (четана). Это этап «праджня» – понимания дхармы, «различающее знание». Правильное стремление направлено к отречению от мира; правильная речь, к воздержанию от ложных и пустых слов, правильное поведение, к очищению от печали и пустых форм деятельности (обрядность, ритуалы, заклинания, жертвы); правильный образ жизни, к внутреннему очищению от желания жить. Это этап «шилы» – соблюдения обетов или нравственности. Правильная направленность мысли ведет к желанию мыслить; правильный экстаз, к достижению незамутненного покоя. Это этап «самадхи» – правильного сосредоточения.

Авидьи – негативная фатальная сила - не знания себя; мира, творящего ущербные формы кажущихся индивидуальных существ и вещей – являет собою принцип иррациональной основы буддизма. Характер иррациональности в буддизме мифологический. Как системообразующий принцип - этот тип иррациональности приводит к образу жизни саньясина-монаха при достижении им «просветленного» состояния сознания и влияет на все умозрительные формы сознания в буддизме, имеющие характер философской рациональности. Это состояние не чистой философской рефлексии или религиозного откровения, а синкретичная парадоксальность сознания, мифологическая феноменальность, проявляющая экстатическую природу иррационально-«пустотного» глубинного опыта человеческой природы.

Дхарма ( от санскрит. «дхр» – держать) – стержневая идея буддийского миросозерцания, вечность дхармы - это вечность закона духовно-телесного тождества мира в его становлении и проявлении как органически целостного. Нет Бога, нет души, нет «я» человека, но есть незримая сила сознания (дхарма), оформляющая это единство бытия и инобытия всего. Дхарма одна из трех камней (триратны) буддизма, важный элемент его идеологии. Спиритуальный опыт Будды, общинная жизнь (сангха), и дхарма, как единый закон, связывают все миры воедино в миросозерцании буддизма. Они идейно создают предпосылки превращения буддизма в мировую религию.

Отрицая существование брахманистского центра бытия, мировой души, Брахмана, буддизм выдвигает принцип анатма - отсутствие души, как мировой, так и индивидуальной.

Как суетна мысль

Изрекшего: «Я существую!» -

Что можно сказать

О никчемной, призрачной плоти

В мире вечного наваждения?..

Рёкан (Ямамото Эйдзо)[9]

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как это иногда думают); оно означает любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова — акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание

Таким образом, карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее.

Карма - закон всеобщей причинности, идея свойственная всему восточному менталитету. Карма объясняя все, фактически не объясняет ничего (исходя из причин и следствий этого мира). Отрицая свободную волю человека, оно объявляет всякое действие совершенное с желанием – кармой.

Нового фактически ничего не может быть, ибо все есть только следствие неизменного прошлого, прошлые действия человека создают его вечность, его образ, как изменяемый фрагмент этой вечности. Карма – безличный закон всего живого и мертвого, она бесконечно циклична как цепь причин и следствий. Как принцип мышления, она относится к мифологическому этапу его развития и, несомненно, препятствует освобождению человека в религиозном смысле. Так, она увековечивает зло, не зная милости Бога, прощающего зло человека. В отличие от религиозного оптимизма, возникающего у человека при изменении чуждого ему (греховного) образа «я», в буддизме присутствует пессимизм веры в «я», а точнее желание уничтожения этого «я».

Реинкарнация (перевоплощение) – этап в бесконечной трансформации комплекса дхарм, отдельных энергий, элементов личности. Но, если в современной оккультно-религиозной литературе, реинкарнация в буддизме представляется как нечто возвещающее полноту жизни и ее увеличивающегося блаженства, то такая установка идет от идеи воскресения в христианстве, которая противоположна данной идее. Установка самого же буддизма по поводу перевоплощений крайне безрадостна, круг сансары влечет в себе ущербные формы жизни, рожденные только для того, чтобы исчезнуть. Несомненно, религиозного характера – идея перевоплощения, преодолевает родовой мифологизм плоти и души, но не создает новой целостности – духовного образа человека, а развоплощает его, ибо перевоплощению подвержена не личность, а лишь ее части.

В центре буддистской философии не человек, а сансарическое бытие и его исчезновение при достижении нирваны.

Для сансары характерны четыре главные свойства: оно есть страдание (духкха), непостоянство (анитья), бессущностно (анатма) и оно загрязнено (ашубха).

Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время, как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении к теоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философских дискуссий. Так, в ранней литературе мы находим следующие приписываемые ему теоретические положения:

1. Все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе.

2. Все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят, подвержены изменениям; нет ничего постоянного.

3. Поэтому нет никакой души, никакого бога и никакой другой перманентной субстанции.

4. Настоящая жизнь течет непрерывно, порождая по закону кармы другую жизнь, подобно тому как одно дерево своими семенами порождает другое дерево, которое в свою очередь продолжает жить, тогда как первое засыхает.

«После беспрестанного круговорота в бесчисленных формах существования, после бесчисленных перемен состояний, после всех трудов, беспокойств, волн, страданий, неразлучных с переселением души, мы наконец свергаем с себя узы страстей, освобождаемся от всякой формы существования, времени и пространства и погружаемся в покой и безмолвие, в убежище от всех печалей и страданий, в ничем не нарушаемое благополучие – нирвану»[10]

Итак, рассмотрев основные религиозно-мифологические основания буддистской философии можно сделать следующий вывод. Как мифологические категории – шунья, карма, авидья; так, и религиозные категории – дхарма, перевоплощения и т. д., скрепляют в иррациональном мировосприятии буддизма конкретные фрагменты реальности и субъективные образы человека, создавая определенную целостную религиозно-мифологическую систему. Исторически она связана с определенным типом восточной общественной психологии, сохраняющегося в традиционных обществах и эволюционирует (хинаяна, махаяна и т. д.) в зависимости от духовно-экономического развития разных сообществ. Но возобновление утраченной традиции буддизма в странах, не охваченных ранее данной традицией показывает актуальность для некоторой (в основном интеллектуальной) прослойки людей тех вопросов, которые ставит и решает буддистская философия.

 


2.2. Краткий обзор трактовки основных философских понятий различными школами буддизма.

 

«Если ты услышишь от других имя «Будда» или: «Он, достигший совершенства в просвещении, идет стезею закона», - ты иди туда и, узнав о подробностях, веди жизнь благочестия близ того…»

Сутта – Нипата, 18 (695)[11]

Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее; таким образом возник ряд буддийских школ.

«Буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии.

В индийской философии наиболее известными из них являются следующие четыре школы:

1.        Школа мадхьямиков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален (шунья); все феномены, как духовные, так и не духовные, иллюзорны. Это мировоззрение получило название нигилизма (шуньявада).

2.        Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним, на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, так как уже самая мысль, что ум нереален, сама себя опровергает, поскольку мысли есть не что иное, как проявление деятельности ума. Это мировоззрение получило название субъективного идеализма.

3.        Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в каком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когда мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности — от самого тигра. Исходя из этой идеи, или представления тигра, мы можем прийти к заключению о существовании причины данного представления—тигра — вне нашего ума. Следовательно, о внешних объектах можно судить как о существующих вне ума. Это мировоззрение может быть названо репрезентационизмом, или теорией подразумеваемости внешних объектов.

4.        Школа вайбхашиков согласна с предыдущей в вопросе о реальности как внутренних, так и внешних объектов. Однако она придерживается иных взглядов на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние объекты воспринимаются непосредственно, а не выводятся из их идей или представлений, порождаемых нашим умом, потому что исходя из той или иной идеи было бы невозможно прийти к заключению о существовании внешнего объекта, если бы внешний объект не был воспринимаем в соответствии с идеей. Эта точка зрения может быть названа непосредственным реализмом, поскольку, согласно ей, внешние объекты воспринимаются непосредственно.

Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные школы: хинаяну, процветающую в настоящее время на Цейлоне, в Бирме и Сиаме, и махаяну, распространившуюся в Тибете, Китае и Японии. Школы мадхьямиков и йогачаров вошли в школу махаяны, а школы саутрантиков и вайбхашиков относятся к хинаяне. Наиболее важным религиозным вопросом, по которому расходятся обе эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключаемся в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы махаяны полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа.

Информация о работе Буддийской философией