Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:19, дипломная работа
Развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности.
Наиболее исследованными
в детском коллективе являются межличностные
связи и отношения, основанные на
деловом сотрудничестве, объединяющие
учащихся как членов одной социально-
Отношения, складывающиеся в детских объединениях, могут иметь гуманистический, нейтральный или асоциальный характер. Для сложившегося сплоченного коллектива типичен гуманистический характер отношений. Гуманистическая направленность отношений (и деловых, и избирательных — дружеских) организуется через систему связей между детьми и соответствующую организацию их деятельности.
Это могут быть связи соотнесения, когда сопоставляются успехи разных коллективов в тех или иных видах деятельности, что позволяет членам каждого первичного коллектива осознать свою целостность и характер принадлежности к общешкольному коллективу.
Другие связи носят
характер сотрудничества, кооперации,
когда несколько первичных
Третьи — связи шефства, когда коллектив, достигший высоких результатов в решении тех или иных практических задач, взаимодействуя с другим коллективом, передает ему свой опыт, оказывает помощь и поддержку.
Многообразные деловые отношения способствуют установлению разветвленной системы связей, охватывающих всех учащихся школы.
Психологические исследования
проблем личности и коллектива, осуществленные
под руководством профессора А. В. Петровского,
позволили выявить
Первый слой образует совокупность
межличностных отношений
Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.
Третий слой (глубинный) образует
систему связей, выражающих отношение
к предмету коллективной деятельности:
мотивы и цели коллективной деятельности,
отношение к объекту
А. С. Макаренко рассматривал в качестве основного принципа, на котором строятся отношения в коллективе, принцип ответственной зависимости. На основе этого принципа функционируют органы коллектива, его уполномоченные, складывается неформальное отношение. Подчинение и умение подчиняться заключают в себе сложный комплекс социальных мотивов. С учетом этого обстоятельства А. С. Макаренко шел к сложному принципу зависимостей и подчинений в коллективе. Этот принцип пронизывал все стороны жизни воспитанников: на производстве, в классе, школе, сводном отряде и т. п.
Гуманистическая направленность
принципа ответственной зависимости
проявлялась в той внутренней
системе связей между воспитанниками,
которую столь тщательно
Отношения ответственной
зависимости в процессе роста
и развития коллектива в опыте
А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского
обеспечивали усвоение учащимися из
широкой социальной среды общественных
ценностей и прогрессивных
(...) В опыте А. С. Макаренко
активная позиция личности в
коллективе была обусловлена
характером связей как с
Активная позиция личности в коллективе в значительной степени определяется позицией воспитателя. Своеобразие опыта коллективной жизни коммуны (А. С. Макаренко) и общеобразовательной школы (В. А. Сухомлинский) заключалось в том, что воспитанники и воспитатели представляли собой единое объединение. Взаимодействие, основанное на взаимной зависимости, проявляющееся в характере требований и ответственности, предполагало изменение позиции не только учащихся, но и их наставников. Все действия взрослых по отношению к воспитанникам имели гласность, что усиливало взаимную согласованность действий и меру социальной активности как воспитателей, так и воспитанников.
Активная позиция личности в коллективе обуславливается высоким уровнем самосознания, развитым самоконтролем и самооценкой. Результаты работы А. С. Макаренко показали, что коллектив достигал наиболее высоких результатов в перевоспитании своих членов в условиях, когда каждый воспитанник должен был согласовывать свои личные желания и стремления с устремлениями всего коллектива в целом, ибо каждый по отношению к другому был связан взаимными обязательствами, долгом, честью. Это была система устойчивых нравственных образований, позволяющих рассматривать активную позицию как устойчивое свойство личности. При такой постановке воспитания личность объективно занимала новую действенную позицию — субъекта воспитательного воздействия. Каждый относительно другого выступал лицом заинтересованным, и каждый постоянно соотносил свои действия с интересами коллектива.
(...) Буржуазные идеологи, психологи, социологи выступают против каких бы то ни было революционных социальных преобразований, утверждая, что практическая деятельность людей должна быть направлена на совершенствование социальной среды через урегулирование человеческих отношений в малых группах.
Согласно представлениям ряда западных ученых (Э. Мэйо, Дж. Морено, Г. Кули, Дж. Хоманс и др.) — сторонников социометрии, микросоциологии, непсихоаналитиков и др., малая группа есть основная клетка общества и должна быть рекомендована для воспитания как средство «психологической защиты» и «психотерапии» во всех сферах социальной жизни.
Придавая определяющее значение функции малых групп, они сводят все социальные отношения людей к межличностым, отождествляя природу общественных отношений с желаниями, стремлениями, волей руководителей малых групп. Фетишизация малых групп уводит общество от решения больших социальных проблем к микрогрупповым, частым, индивидуальным.
По утверждению американского психолога Т. Шибутани, буржуазные исследователи ежедневно открывают новые факты, но у них нет общей теории, способной научно их объяснить.
Такой единой теорией может быть только научная теория коллектива и коллективизма.