Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:36, реферат
Самым распространенным, классическим определением семиотики является определение по объекту: "Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах". Однако, если мы взглянем на это определение более пристально, возникает вопрос: КТО устанавливает различие между знаками и не-знаками (условимся считать заранее, что 1) знаки ЕСТЬ и 2) мызнаем, ЧТО такое знаки).
1. Что такое семиотика? Три определения 3
2. Основные подходы 5
2.1 Имманетизм 5
2.2 «Интертекстуализм» 6
2.3 «Семиогонический» 7
3. Философские основы семиотики 8
4. Семиотика как состояние ума 11
Список литературы 14
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет информатики
Кафедра информатики, вычислительной техники
и
методики обучения информатике
Реферат
на тему «Семиотика»
Исполнитель: студентка группы И-31
заочного отделения
факультета информатики
Шаморгина Ю.П.
Руководитель: к.п.н., доцент кафедры ОП и ИО
Донгауэр
Е.П.
Екатеринбург
- 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое семиотика? Три определения 3
2. Основные подходы 5
2.1 Имманетизм 5
2.2 «Интертекстуализм» 6
2.3 «Семиогонический» 7
3. Философские основы семиотики 8
4. Семиотика как состояние ума 11
Список литературы 14
Уже Блаженный Августин осознавал трудность разграничения вещей и знаков. С одной стороны, мы можем познавать вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Например, можно почитать Библию как сакральный и символический объект, как сложный знак, нуждающийся в истолковании, а можно использовать Библию для того, чтобы убить кого-нибудь, ударив ею по голове. Точно так же, иногда люди наделяют особыми значениями вещи, для других совершенно не значимые. Приверженцы экзотических религий и параноики могут служить здесь примером.
Короче говоря, существует множество условий, которые определяют, где и когда мы рассматриваем или не рассматриваем некоторую вещь как знак. Это говорит о том, что знаковость по сути своей относительна, что она ПРОИЗВОДНА от каких-то других факторов (психологических, социальных, культурных и т.д.). Семиотику, однако, интересует феномен знаковости как таковой. Поэтому она обходит эту проблему и трактует знаковость безотносительно к порождающим ее условиям. Проблема ВЕЩЕЙ и, соответственно, проблема соотношения знак/вещь, по сути, не является семиотической проблемой (хотя она и провозглашается иногда основной проблемой семиотики).
Поскольку
семиотика не имеет дела с незнаковой
реальностью, она неспособна разрешить
вопрос о существовании или
Таким образом, семиотика - это средство рассмотрения чего угодно в качестве знаков и знаковых систем. Ее объектом является ВСЕ, что означает, что у нее ВООБЩЕ НЕТ ОБЪЕКТА (или, по крайней мере, нет своего специфического объекта).
Я
полагаю, что дело здесь не только
в том, что семиотика конституирует
себя в качестве некоей метанауки (металогики
по Пирсу и металингвистики по
Ельмслеву). Метаисследования составляют
лишь небольшой процент
Конечно, вполне законно на вопрос "Что такое семиотика?" ответить "Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами". Такой ответ, однако, кажется не удовлетворительным даже тем, кто отвечает.
Поэтому
я хочу предложить еще одно определение
семиотики - определение по субъекту.
Семиотика как наука
Кроме понимания семиотики в духе третьего определения, возможно иное, расширительное толкование. Под семиотикой можно понимать такой подход к тексту (а текстом является любая вещь, рассмотренная семиотически), который концентрируется на его знаковой природе и пытается объяснить или истолковать его, как феномен языка. Согласно этому (расширительному) пониманию, семиотика реализуется во множестве различных подходов к тексту. По методологическим соображениям представляется уместным сгруппировать в три широкие категории, согласно тому, как они определяют текст и его связь со значением и/или смыслом.
Текст
рассматривается здесь как
(Имманентно
могут рассматриваться не
Имманентное (структуральное) объяснение текста основывается на следующих презумпциях:
Будучи ориентированным на «точные науки», структурализм тяготеет к отрицанию сознания и субъекта. Как заметил еще в 60-х годах Поль Рикер: «Целью структурализма является дистанцировать, объективировать, отграничиться от личного отождествления исследователя со структурой института, мифа, ритуала и т.д.» Значение, обнаруживаемое процедурой структурного анализа, сводится к чистой упорядоченности; смысл, как личная мысль или осмысленное переживание подменяется мыслью, отчужденной от себя в объективности кодов. Как говорит Рикер: «Структуралистская мысль оказывается мыслью, которая не мыслит».
Внимание смещается к отношению между текстами. Само понятие текста универсализируется: более или менее категорически утверждается, что весь мир есть текст.
Элементы,
составляющие отдельный текст мыслятся
как заимствованные из других текстов
или отсылающие к ним. Не имманентная
структура, но Отсылка и Цитата становятся
главным предметом интереса и
генератором текстовых
Подобный
пан-семиотизм, сопровождаемый ре-онтологизацией
языка, терпит, однако, неизбежное фиаско,
сталкиваясь с проблемой не-
Логическим следствием этого факта является понятие нереферентного знака, т.е. знака, который отсылает только к другим знакам. (Ср. также бодрийяровские "симулякры", которые суть знаки, полностью замещающие собою реальность.)
Кроме
того, интертекстуальный анализ размывает
границы отдельного текста, растворяя
его в безграничной "интертекстуальности".
Эта тотальная открытость текста
оборачивается его
Весь "интертекстуализм" основывается на представлении о культуре как резервуаре значений, понимаемых в смысле информации, т.е. натурно данного знания. Поэтому процедура отыскания формальных лингвистических сходств (цитат, парафраз и т.п.) позволяет заключать о сходстве или тождестве смысла сопоставляемых текстовых сегментов. Культура сводится здесь к "уже-готовому знанию", части которого кочуют из одного текста в другой, что и образует "жизнь" культуры.
На уровне идеологии "интертекстуализма" (я не говорю здесь о действительной практике исследователя) проблема ПОНИМАНИЯ текста (т.е. реконструкции субъективной ситуации его порождения) представляется иррелевантной. Здесь опять, как и в структурализме, личная мысль в тексте считается невозможной: мысль всегда объективирована в знаках (в духе концепции "знакового ума" Пирса), а все знаки - "ничьи". Право на собственную мысль оказывается исключительной привилегией аналитика (который, тем самым, всегда "выше" или "умнее" тех, чьи тексты он анализирует).
Касается исследования семиозиса, т.е. проблемы возникновения знаковых структур из некоторой не- или до-знаковой реальности. Эта реальность обычно от отождествляется с природой (противополагаемой культуре) и обозначается как "жизнь", "инстинкт", "психика", "желание" и т.п.