Роль артистизма в структуре личности педагога. Способы его достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:28, реферат

Краткое описание

Главным условием успешного выполнения педагогом профессиональных функций является его личная компетентность, а также способность видеть суть проблем. Учительская работа - сложный вид человеческой деятельности. Важной составляющей, позволяющей сделать ее успешной, является педагогический артистизм. Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет учитель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставляют рассмотреть этот вопрос подробнее.

Содержимое работы - 1 файл

артистизм.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 Перевоплощение требует актерских  способностей, умения "сыграть роль", способности стать другим, оставаясь  самим собой. Почему-то, говоря  о педагогическом артистизме, чаще всего обращают внимание на первую половину этого положения: "стать другим". Действительно, она более эффектна, но граничит с самым крайним и нежелательным средством - "наигрышем". Наигрыш - вершина неправды, фальши, неискренности, внешнее кривлянье. Только оставаясь самим собой, учитель может временно надеть любую маску. При этом она не подавит личность; наоборот, личность педагога будет явственно "просвечивать" сквозь нее. Таким образом, артистизм - не только игра в кого-то. Это прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а в самом деле "быть". При этом невозможна "читка", процессы перевоплощения становятся глубинными, органичными, естественными. Исчезают условности, все искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные.

 

  Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов "А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?" как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

 

   За вопросом о том, что такое обаяние, обычно стоят раздумья о тех, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение людей, кто удачливее в контактах. Существует термин фасцинация, переводимый как завораживание. Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму - то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум (с одной стороны, высоко импровизационный, с другой - богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями), с третьей - обостренно ситуативный. "Импровизировать" здесь - значит быть способным отказаться от заготовленных заранее пунктов и линий изложения, с тем чтобы на ходу "вылепить" новыми средствами как нечто свежее, первозданное, хорошо усвоенную главную мысль, тему. "Оснащенность словесными конструкциями" означает, что ум не просто глубок, обширен, но и не имеет трудностей вербализации сколь угодно сложной или внезапной идеи. "Ситуативность" ума означает наличие в каждый миг общения точной и многоканальной связи с аудиторией[6]. Как показывают наблюдения, обаяние личности театральные педагоги оценивают очень высоко. Сила обаятельного педагога в том же, в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием.

Эстетический компонент педагогического общения страхует от манипулятивного подхода к детям; гармония внешних и внутренних проявлений учителя стимулирует у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувство прекрасного, предупреждая возникновение "эстетического барьера"2. И.И. Рыданова отмечает, что в эстетический блок профессиональных умений учителя входят умение быть выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения1.

 

  В педагогической деятельности важно, чтобы обаяние вызывало положительное эстетическое чувство, наиболее полно соответствующее совместимости объекта и субъекта воспитания. В этой связи особое значение имеет владение техникой самопрезентации (Э. Гоффман), которая поможет учителю в воздействии на социально-психологический механизм восприятия своих действий и себя как личности. Самопрезентация предполагает умение педагога предстать перед детьми не как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, ролевыми преимуществами. От культуры самопрезентации зависит аттракция учителя, представление о нем как о привлекательном человеке, симпатия детей, дальнейшее развитие взаимоотношений. Первоначальное впечатление сравнивают с осью, вокруг которой организуется сравнительное поле изучения человека (Л. Б. Филонов).

2 Рапопорт С.Х. Эстетика общения: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983. – С. 10.

1 Рыданова И. И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. - С. 29.

 

  Артистизм предполагает наличие у учителя так называемой "визуальности", внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне "неброскими". Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны. А.С. Макаренко считал: важно, чтобы в коллективе были красивые и молодые педагоги. В них он видел какую-то "мистерию": они сами по себе заставляли воспитанников мечтать, фантазировать, подтягиваться. Если образ учителя приятен, воспринимается как "манок" (К.С. Станиславский), то в нем заключена первоначальная сила духовного воздействия. Учителя хочется слушать и следовать за ним. Артистизм придает всем манерам учителя одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

 

  Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

 

  В.А. Сухомлинский говорил о том, что творчество ни в коем случае не означает, что педагогический процесс - это что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Наоборот: именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план.

 

 

  Мы уже отмечали, что педагогический проект предстоящей деятельности должен отражать индивидуальные особенности педагога. Учителям подвижного типа высшей нервной деятельности важно обеспечить себе свободу творческого поиска на уроке, наметить  не "прямую линию" своей деятельности, а своеобразный "коридор", предусматривающий возможность импровизационного, "зигзагообразного" движения к намеченной цели, наиболее полно отвечающего особенностям их индивидуальности (В.Н. Харькин). Базой для организации импровизационного самочувствия учителей инертного типа является "продумывание возможных вариантов, многих деталей обучения на основе тщательного, выверенного прогнозирования и проектирования" (В.И. Загвязинский), умение дать "веер вариантов" хода учебного процесса, заранее предусмотреть выход из различных ситуаций педагогического общения с конкретными ребятами.

 

  Л.Ю. Берикханова выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации. К первому типу относится учитель-"солист", который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний, то есть действует практически без учета влияния внешних обстоятельств, в которых протекает его деятельность. Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики как бы не берутся учителем в расчет в полной мере.

 

  Второй тип представлен учителем-"камертоном", который отзывается на любые внешние изменения, и его педагогическая "мелодия" начинает звучать в той тональности, которую ей задают внешние обстоятельства. Результатом этого является оживленный, интересный диалог, обогащающий партнеров по общению. Но учитель, увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его предварительному замыслу.

 

  Наиболее эффективно действует учитель-"импровизатор", который не только исполняет свою педагогическую "партитуру", двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует в соответствии с тем, как складываются конкретные обстоятельства деятельности. При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности. Импровизированные речь и поведение учителя, как правило, очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на учеников. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога.

 

  К сожалению, порой даже опытные учителя переоценивают значение жесткого программирования в общении с учениками, воспринимая их незапланированные вопросы, реплики, индивидуальные особенности реагирования как досадную помеху, мешающую в работе. Артистичные же педагоги не боятся возникновения на уроке неожиданностей, а любят их, умеют их "обыграть",  "оправдать", использовать как новое обстоятельство для нахождения новых ярких красок урока. Такие неожиданности вызывают мобилизацию творческих сил педагогов, творческое вдохновение, стимулируют фантазию и воображение.

 

Очень важен такой  личностный, эмоциональный компонент педагогического артистизма, как мобилизация творческого самочувствия, способность саморегуляции, владения своим настроением. Этому вопросу посвящена отдельная тема нашей книги.

 

  Артистичный педагог демонстрирует высокую коммуникативную компетентность, умеет организовать такие формы взаимодействия, которые бы удовлетворяли духовную потребность детей в соразмышлении, собеседовании, сопереживании и в таких высших формах совместности, как сопричастность, сострадание, сочувствие. Для этого учитель сам должен обладать развитыми эмпатией и идентификацией. Эмпатия - способность к сопереживанию, возможность эмоционально, а не только рационально воспринять воспитанника, проникнуть в его внутренний мир и ответно выразить свое понимание этих чувств. Для подробного рассмотрения эмоциональной идентификации как важнейшего социально-психологического компонента деятельности педагога-артиста советуем обратиться к книге "Учителю о педагогической технике" (М., 1987).

 

  В педагогической деятельности, так же, как и в актерской работе, важны не только эмпатия и способность к идентификации, но и рефлексия - способность педагога как бы со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается детьми, осознание учителем своих психических состояний. Это необходимо для того, чтобы приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс. Для этого педагог должен хорошо владеть навыками профессионального самосознания, что поможет ему ощущать свое Я в процессе взаимодействия с классом. Педагогический артистизм проявляется в многообразии и частоте рефлексивных действий. Низкий уровень рефлексии - одна из частых причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, появления так называемых "убийственных реакций" (термин ввели Кэнфилд и Уэллс в 1976 году, обозначая высказывания, жесты и т.п., отталкивающе, уничтожающе действующие на чувства, мысли, творческие порывы ученика). Это может быть едва заметная брезгливая гримаса или демонстративное игнорирование активности школьника на уроке1. Такие антипедагогические взгляды, как косой, подозрительный, настороженный, хмурый, "кислый", умиленный, насмешливый, безразличный и др., любая недобрая интонация, злость и раздражительность должны быть оценены самим педагогом как проступок перед учениками, как поведенческое табу. И напротив, взгляд добрый, веселый, понимающий, подбадривающий, восхищенный должен быть действенным, незаменимым средством в арсенале педагога.

 

  Одним из критериев оценки артистизма учителя является его красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом. Речевому артистизму мы также посвятили отдельную тему книги.

 

  Артистичный педагог умело использует кинетические средства, телесную экспрессию, пластику поведения, наделяющую его личностной, персональной запоминаемостью. Пластика обычно определяется как выражение телом своего душевного состояния, язык телодвижений (А. Пиз, С.М. Флеминг, Р. Линнелл, Д. Брэдби). У К.С. Станиславского читаем: "Для того, чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь, необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым и телесным аппаратом. Голос и тело должны с огромной чуткостью и непосредственностью, мгновенно и точно передавать тончайшие, почти неуловимые чувствования. Вот почему артист должен позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства - его внешнюю форму воплощения". По владению учителем своим лицом и телом ученики улавливают внутреннее самочувствие педагога. Ложно понятый учительский авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых педагогов, в обыденной жизни веселых, живых и жизнерадостных, надевать на себя маску нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога. Артистичность - это умение сбросить в классе маску забот, волнений и неурядиц, способность показывать лицом и жестами только то, что относится к делу, помогает осуществлению учебно-воспитательных задач. Чтобы управлять выражением своего лица, нужно научиться владеть своим настроением, активно используя в этих целях аутотренинг2.

 

  К невербальным средствам общения относится и проксемика - его пространственная организация, физическое расположение коммуникантов по отношению друг к другу. "Характеризуя традиционную школу, можно сказать, что принцип пассивности выступает здесь внешне в образе учителя, находящегося на возвышении, отдельно от класса, и дающего образец, и в образе учеников... занятых одинаковой работой воспроизведения данного им образца"1. Пространственное поведение артистичных учителей имеет глубокий педагогический смысл.

 

  Вот что пишет об этом Е.Н. Ильин: "Беседуя с ребятами, не стою на месте, хожу по классу. Стараюсь ко всем "подойти". Слово беру в кавычки, ибо подойти не значит только сократить дистанцию, а непосредственной близостью, тем, что всякому оказано внимание, создать на уроке комфортные условия, ситуацию взаимного успеха и дружбы".

Информация о работе Роль артистизма в структуре личности педагога. Способы его достижения