Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Введение
Основная часть
1. Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
2. Методы стимулирования
2.1 Поощрение
2.2 Наказание
2.3 Педагогическая оценка
3. Использование методов стимулирования в современных школах
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Курсовая работа по дисциплине: « Общая и профессиональная педагогика»
На тему: «Поощрение и наказание в работе с трудновоспитуемыми детьми»
Выполнил: студент 3 курса,гр.ПОАиАх-322,
Специальность «Профессиональное обучение
Юнусов Д. Д.
к.п.н., доц. кафедры «ПиППО»,
Павлова Л. Н.
Челябинск, 2011
Содержание.
Введение
Основная часть
1. Развитие методов поощрения
и наказания в различных
2. Методы стимулирования
2.1 Поощрение
2.2 Наказание
2.3 Педагогическая оценка
3. Использование методов стимулирования в современных школах
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения А
Приложения В
Приложения С
Введение
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Каждый, кому приходится иметь
дело с детьми, знает, что с помощью
поощрений и наказаний
В наши дни среди педагогов
и широкой общественности бытуют
самые разные взгляды на использование
поощрений и наказаний в
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения
в том, что в педагогической теории
нет ясного понимания сущности поощрения
и наказания как воспитательных
средств. Порой к наказаниям относят
лишь порку, воздействие грубым насилием,
а к поощрениям – только награды,
подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение
считают поощрением, любое осуждение
объявляют наказанием. Итогом служат
крайние и взаимоисключающие
друг друга подходы в теории, которые
отрицательно сказывается и на практике
использования поощрения и
Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: рассмотреть методы стимулирования: поощрения и наказание и использование их.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
3. Разработать систему
вопросов – заданий для
4. Проанализировать опыт
использования методов в
1. Основная часть
Развитие методов
поощрения и наказания в
Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя. Следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении. К сожалению, Действительность всегда была далека от простодушных идеалов. И вся реальная история педагогики – это, по сути дела, история поощрений и наказаний.
Кстати, наиболее мягко обстояло
с этим делом на заре цивилизации
– в первобытном обществе, где
обдуманные «хладнокровные» наказания
вообще не применялись. В сильном
раздражении взрослый мог прикрикнуть
на ребенка или шлепнуть его. Но чаще
всего он ограничивался угрозой,
например, стучал палкой по следам ребенка,
не прикасаясь к нему, давая, таким
образом, выход накопившемуся
Однако по мере становления
школы как социального
Впрочем педагогическая жесткость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В «Притчах Соломона» (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». В Талмуде также подчеркивалось, что жесткое воспитание на ранних стадиях развития ребенка- залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника.
Неудивительно, что такой суровый подход к ученику был вообще присущ древневосточной педагогике. В Месопотамии это, например, отразилось в поговорках: «Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него», «Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою». В целом запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средство воспитания.
Причины этого различны: здесь и традиции семейного воспитания, и стереотипы школьной педагогики – каждое новое поколение учителей наследовало палочную дисциплину, жестокое отношение к ученикам в отметку за собственные страдания (своеобразная «дедовщина»). Но сказывались и недостатки методики обучения: объем учебного материала, который должен был наизусть выучить школьник, превышал физиологические возможности человеческого мозга.
Что же касается поощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающую прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом была соревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойти в знаниях своего товарища.
По мере развития общества поощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательной средство: « Награда и палка одинаково весят в руке мудреца». В египетской педагогике эллинистического времени (III-I вв. до н.э.) телесное наказание вообще больше не воспринималось как универсальное. На первый план начинают выступать внутренние нравственные мотивы человеческого поведения: «Бог письма поместил на земле палку, чтобы воспитывать глупца. Для умного же сотворил он стыд».
Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. до н.э.). в школах ставились семь скамеек и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами. Излишнее жесткое отношение к воспитанникам прощалось, если данный учитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция к сведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции, которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя, переусердствующие в битье, строго наказывались.
Конечно, применение телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью обучения. Наиболее часто они практиковались в начальной школе у малознающих педагогов. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: «Этот человек глупее учителя начальной школы», «Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника»
В Индии же, где телесные наказания не поощрялись, а образованность чрезвычайно высоко ценилась, существовал пиетет перед начальником, и считалось, что «если ученик злословит по адресу учителя, то становится ослом, если насмехается – собакой; унижающий становится червем, завистливый – насекомым».
А вот в средневековом арабском мире плетка была непременным атрибутом процесса обучения не только в обычных, но и в аристократических школах. Многие халифы позволяли пороть собственных детей. Даже великий Авиценна говорил о важной роли «руки» при обучении ребёнка. Вместе с тем постепенно складывается целая методика применения наказаний. Считалось, что они должны варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей школьников. Причем телесное наказание допускалось только как крайняя мера и его ни в коем случае нельзя было превращать в избиение. Число ударов ограничивалось тремя. Не подвергались телесному наказанию дети до десяти лет, а педагогу запрещалось наказывать в гневе или поручать старшему ученику пороть того, кого он обучает.
Наряду с наказаниями в школьной практике широко применялись поощрения, иногда довольно оригинальные. Существовал обычай, согласно которому лучший ученик ехал верхом через город, в то время, как товарищи осыпали его сладостями. В то же время стимулирование детей с помощью подачек считалось нежелательным, так как вместо подлинного интереса это развивает леность и дурные страсти.
Поощрения и наказания составляли основные средства воспитательного воздействия и в педагогике западной цивилизации. Из Древней Греции нам известен педагог, первый прибегший к телесным наказаниям – некто Толий, который порол маленького Гомера. Кстати, сей учитель был позднее распят на кресте в награду за свою «плодотворную деятельность».
В римской школе шум декламирующих хором учеников перемежался звуками ударов и криками наказываемых. «Грустные розги» (выражение, употребленное поэтом Марциалом) были неотъемлемой принадлежностью обучения.
В средневековой школе также господствовали телесные наказания. Считалось что палка и розга - это те «мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову». Розга была постоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимым свидетельством профессиональной пригодности.
Особого рассвета наказания достигли в XVIII-XIX вв. в германской и английской школах. Они были разнообразны: палка, плеть, розга, оплеуха, занятия после обеда, стояние на коленях на горохе, на острой палке, надевание на голову дурацкого колпака и т.п. При школах даже существовало специальное должностное лицо для выполнения телесных наказаний. В Германии такого исполнителя назвали «синий человек» - его голова была покрыта маской.
В «доброй старой Англии» телесные наказания были столь же обыденны, как туман за окном. Могли выпороть даже взрослую девушку накануне её выхода из учебного заведения. Впрочем, в качестве наказаний применялось и много других унизительных мер. Провинившихся девушек одевали в платья из сиротского дома и в таком виде заставляли брать уроки танцев у мужчин – преподавателей. Или выставляли на специальном стуле в полный рост с заклеенным пластырем ртом. Вообще подчеркнем что фантазия педагогов во все времена была поистине неисчерпаемой. Традиции телесных наказаний сохраняются и в современной Англии – удар линейкой- официально они разрешены и в некоторых штатах США.
Что же касается отечественной педагогической традиции, то для нее характерно неоднозначное отношение к проблеме наказаний и поощрений. Народная педагогика закрепленная затем в «Домострое», содержит множество пословиц, ставящих физическое наказание во главу угла:
- Кнут не мука, а впредь наука.
- Не слушался отца, послушаешься кнутца.
- Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости.
- До двух раз прощают и в третьи бьют.
И вместе с тем содержатся и обратные суждения.
- Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
- Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.
Информация о работе Поощрение и наказание в работе с трудновоспитуемыми детьми