Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:11, контрольная работа
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
1.Мнемотехника - искусство запоминания…………………………2
2.Практическое задание……………………………………………...11
3.Список используемой литературы………………………………...13
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного
образования
по дисциплине: «Психология и педагогика»
Тема №
4
группа ЭТР – 10 СВ
специальность «Экономика управление персоналом»
вараксина с.а.
Проверил преподаватель:
___________________________
Содержание
1.Мнемотехника - искусство запоминания…………………………2
2.Практическое задание……………………………………………...11
3.Список используемой
литературы………………………………...13
1.
Мнемотехника – искусство
запоминания
Слова «мнемотехника» и «
Искусство запоминания названо
словом «mnemonikon» по имени
Первые сохранившиеся работы
по мнемотехнике датируются
Современный энциклопедический
словарь дает следующие
МНЕМОНИКА - искусство запоминания,
совокупность приемов и
МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника;
2) цирковой и эстрадный номер,
основанный на искусстве
Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначальное запоминание совершается именно так - непреднамеренно в процессе деятельности, которая ставить себе иные цели и задачи.
Учитывая необходимость
Основное значение приобретает, поэтому вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Теоретически центральным в проблеме запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. На первый взгляд с очевидностью выступают преимущества произвольного запоминания. Однако повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, - даже если бы этого и захотели.
Исследование П.И.Зинченко в
В опытах Зинченко запоминание картинок, получившееся непреднамеренно в ходе деятельности, целью которой была классификация картинок, без задачи запомнить оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.
Посвященное той же проблеме
исследование А.А. Смирнова
Экспериментальные данные А.А. Смирнова показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным (в тех сериях, когда оно имело место) при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза. Другими словами, то, что испытуемые запоминали непроизвольно – в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.
Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е. по существу запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от
деятельности, в ходе которой оно совершается. Зависимость запоминания от функции или роли, которую тот или иной материал играет в совершаемой субъектом деятельности, обнаружилось в опытах, как Зинченко, так и Смирнова.
В одном их своих
Данные свидетельствуют о том, что запоминание фраз второй группы более чем в 3 раза превышало запоминание первых (74 против 24); запоминание пар фраз имело место в 28 случаях для второй группы и только в 2 случаях для первой. Но основное различие между первой и второй группой фраз заключается, очевидно, в том, что во втором случае сами фразы, их составление было прямой целью деятельности субъекта, в то время как в первом данные экспериментатором фразы были лишь отправной точкой для деятельности, направленной не на них, а на отыскание правила. При этом отыскание правила в первом случае требовало не анализа фраз, а сопоставления слов, на которое оно опиралось; во втором же случае конечная задача заключалась в том, чтобы подыскать фразы, заключающие нужные слова, и в результате: в первой серии опыта фраз запоминались хуже, чем во второй его части, слова, наоборот, запоминались несравненно лучше в первой серии, где именно они являлись целью если не деятельности в целом (состоявшей в отыскании правила), то исходной ее операции. Такая же, в общем, зависимость обнаружилась и в опытах П.И. Зинченко.
Таким образом, запоминается –
как и осознается – прежде
всего то, что составляет цель
нашего действия. Поэтому если
данный материал включен в
целевое содержание данного
При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.
Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание в последующем того, что в данный момент воспринимается, восприятие принимает характер специального ознакомлена с предметом, выделения его опознавательных признаков.
Систематическим обследованием студентов Э. Мейман установил, что даже предметы ближайшего окружения, которые постоянно находятся перед глазами, часто запоминаются очень плохо, если не было специальной установки на их запоминание. Для запоминания существенно, чтобы сам процесс первичного восприятия регулировался сознательной установкой на запоминание. Для усвоения и закрепления знаний важно осознание значимости данного предмета или дисциплины и, далее, данной темы или материала внутри этой дисциплины. Наряду с установками, которые определяются сознанием объективной значимости материала, существенную роль играет и эмоционально стимулированная заинтересованность. Создание такой заинтересованности, основанной на эмоциональной зарядке, также можно целесообразно использовать для лучшего закрепления данного материала. Существенно при этом соблюсти правильное соотношение между эмоционально стимулированной и рационально обоснованной установкой на запоминание. Это соотношение должно быть различным на разных возрастных ступенях: роль эмоционально стимулированных установок значительнее в более раннем, роль рационально обоснованных - в более позднем возрасте. Идеальным решением вопроса является такое, которое для каждой ступени развития находит свой способ использовать обе установки в тесном единстве друг с другом. Для этого нужно, чтобы эмоциональность вызывалась не внешними средствами, а изнутри насыщала объективно значимый материал.
В работе по закреплению
В отношении организации
Рациональное распределение повторений содействует и более экономному заучиванию, и более длительному запоминанию.
Известное значение имеет