В.В. Андреев и Великорусский оркестр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Интерес, проявляемый в настоящее время к событиям прошлого, к истории, вполне закономерен не только потому, что весь долгий и трудный процесс развития народной музыки заслуживаете того, чтобы об этом знали любители и ценители национального искусства нашего народа, но и потому, что без истории нельзя понять и осознать процессы настоящего.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. с. 4
Глава 1.В.В. Андреев – создатель Великорусского оркестра………..... с. 7
1.1.Андреев и возрождение балалайки …………………………………..с. 7
1.2. Оркестр на начальном этапе развития……………………………...с. 12
Глава 2. Сподвижники В.В. Андреева …………………………………с. 17
2.1.Роль сподвижников в развитие и формирование Великорусского оркестра ……………………………………………………………………….с. 17
2.2. Вклад соратников Андреева в народно – оркестровое искусство ……………………….........................................................................................с.27
Заключение……………………………………………………………….с.31
Список литературы………………………………………………………с. 33
Приложение………………………………………………………………с. 35

Содержимое работы - 1 файл

В.В. Андреев и Великорусский оркестр!!!.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

    Позже В. В. Андреев так сформулировал  свои творческие концепции. В предисловии к своей Школе для балалайки он писал: «...я задумал усовершенствовать всеми пренебрегаемый, заброшенный народный русский инструмент и поставить его наряду с другими инструментами того же типа, например испанской гитарой и итальянской мандолиной, и доказать ради истины и национального самолюбия, что балалайка, хотя и имеетвсего три струны, но нисколько не уступает своими музыкальным качествами другим ей подобным народным инструментам».

    20 марта 1888 года выступал всего  лишь кружок или ансамбль состоящий  из восьми исполнителей, а не тот полный состав, который принято называть оркестром. В этой связи уместно подчеркнуть, что в тот период не было четкого разграничения понятий между оркестром и ансамблем. Очень часто любое небольшое коллективное формирование называлось и оркестром, и ансамблем, и капеллой, и просто кружком.

    Таким образом, не должно быть разночтений в отношении принципиальной даты рождения русского народного оркестра. Но если говорить о полном домрово-балалаечном составе, плюс отдельные народные духовые и ударные инструменты, то такой состав сформировался спустя 10 лет после организации Кружка любителей игры на балалайках, примерно на рубеже 1896—1897 годов.

    Впервые афиша от 11 января 1897 года гласила: «Концерт «Кружка любителей игры на балалайках» — «Великорусский оркестр (домры, гусли, балалайки)», и, несмотря на то, что в концерте принимало участие всего 14 исполнителей: Горохов — балалайка-дискант; В. В. Андреев, В. А.. Лидии, В. Б. Ленгрен, Шведов — балалайка-прима; Н. П. Фомин, Н. М. Варфоломеев — балалайка-секунда; А. В. Паригорин — балалайка-альт; А. С. Шевелев, В. А. Веселаго — балалайка-бас; В Т. Насонов, А. С. Mapтынов — домра-дискант; П. П. Каркин — домра-альт; Н. И. Привалов — гусли крыловидные, это было, по существу, первое выступление коллектива нового качественного состава. Интересна и программа этого концерта: русские народные песни «Уж, ты сад» «Зеленая рощица», «Сторона ль моя, сторонушка», «Я спишу, спишу да я картинку», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Всю-т» я вселенную проехал», вальс «Impromptu» В. Андреева, «Камаринская» М. Глинки в переложении для оркестра.

    И  все же первым официальным концертом  оркестра полного состава следует считать 9 ноября 1897 года. Афиша так и гласила - «В воскресенье, 9 ноября состоится первый концерт Великорусского оркестра (домры, балалайки, гусли и вновь введенная брёлка - духовой рожок) под управлением В. В. Андреева». Последующие выступления сопровождались анонсами, подчеркивающими новые качественные изменения Кружка: «со всеми вновь введенными инструментами» или «Концерт Кружка любителей игры на балалайках — ныне Великорусский оркестр». 

    Глава 2. Сподвижники В.В. Андреева

    2.1. РОЛЬ СПОДВИЖНИКОВ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ВЕЛИКОРУССКОГО ОРКЕСТРА.

    Формирование, развитие и становление национального  русского народного оркестра — дело не одного В. В. Андреева, хотя его заслугу в этом отношении нельзя переоценить. Целый ряд людей, имена которых еще требуют справедливой оценки, много и плодотворно работали вместе с Андреевым: Н. И. Привалов, В. Т. Насонов, Ф. А. Ниман, П. П. Каркин, С. И. Налимов, Б. С. Трояновский и особенно Н. П. Фомин.   Все эти   помощники   и коллеги, которые, имея талант музыкантов, обладали, к счастью, качествами организаторов, исследователей, преподавателей,  благотворно влияли на весь ход дела и активно развивали его, соединив свои силы, старания, помыслы для достижения общей цели.

    Увеличение  состава участников, а точнее, организация  оркестра потребовала от Андреева и его помощников много труда и сил. Наряду с другими задачами (поиски и введение инструментов, организация обучения участников, вопросы материальной базы, помещения и т. д.), наиболее важной являлась проблема репертуара, так как для оркестра   русских народных  инструментов  его просто не было.

    В. В. Андреев, не имевший специального музыкального образования, на первых порах вынужден был сам заполнять этот «вакуум». И его первые произведения, рассчитанные на вкус гостиных и салонов того времени, обработки народно-песенных небольших по объему и трудности пьес, несложных переложений популярных произведений русских и зарубежных классиков вначале как-то спасали положение. Но рост и развитие национального оркестра требовали большего. И здесь на помощь пришли сподвижники и помощники Андреева — Н. П. Фомин, Ф. А. Ниман, В. Т. Насонов, которые помогали ему в создании репертуара.

    Безусловно, первым среди них следует поставить  имя Николая Петровича Фомина. Именно он, по сути, является родоначальником репертуара для русского народного оркестра. Его блистательные обработки народных песен и сегодня остаются непревзойденными эталонами, а оригинальные сочинения — классикой этого жанра.

      Н. П. Фомин во многом преуспел и действенно помог Андрееву. Желание В. В. Андреева расширить тембровые и звуковые возможности своего коллектива было и раньше, с момента его организации, и он почти одновременно начинает заниматься розыском забытых русских музыкальных инструментов. Однако они, как правило,   нуждались в усовершенствовании,   чтобы   соответствовать требованиям концертных выступлений.

      К этому времени у самого  Андреева уже довольно четко  сложились принципиальные концепции в отношении развития народных инструментов и оркестра. Он придерживался мысли о непременной национальной русской принадлежности инструментов, входящих в оркестр. В одной из своих статей он писал: «Великорусский оркестр получил свое название потому, что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат средней и северной полосам России, то есть древнему государству Московскому, или Великороссии. Великорусский оркестр представляет собой явление, выросшее на русской почве, созданное русским трудом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа, усовершенствованные на основании принципов, данных самим народом, и строго сохранившие свой тип и присущие им особенности».

    Фомин был музыкантом на редкость разностороннего дарования, композитором, пианистом и дирижером. Именно он, став музыкальным руководителем Кружка, привнес в него глубокий профессионализм, воспринятый от своих учителей по Петербургской консерватории — Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, А. Г. Рубинштейна и др. Фомин явился автором большинства переложений, сочинений и обработок народных песен для русского оркестра, ставших классическими.

    Николай Петрович был на знаменитом первом концерте кружка любителей игры на балалайках, русские народные инструменты  и народная музыка произвели глубокое впечатление на молодого Фомина, в следующем году он встретился с Андреевым и принял горячее участие в кружке балалаечников, а с 1896 г. тесно связал свою жизнь с оркестром, стал ближайшим и необходимым, а в некотором отношении и незаменимым помощником Василия Васильевича.

    Фомину принадлежит идея настройки оркестра по квартовому строю, создание и введение в оркестр так называемых клавишных гуслей.

    Будучи  высокообразованным музыкантом, Фомин создал новую литературу для оркестра В.В.Андреева, гармонизовал и инструментовал русские народные песни. Как инструментатор для русского народного оркестра Фомин остается непревзойденным мастером, это хорошо понимал В.В.Андреев, который с болью переживал свой разрыв с талантливым музыкантом.

    В репертуаре великорусского оркестра было много  народных песен и танцев, обработанных Н.П.Фоминым: "Ай, все кумушки домой", "Эй, ухнем!", "Я с комариком плясала", "Не одна во воле дороженька", "Я на камушке сижу", "Вспомни, думай, моя хорошая, нашу прежнюю любовь", "Пивна ягода по сахару плыла", « Как во городе царевна молодая, как гуляли, золотым ключом брякала" и др. Это были разные по жанру произведения (протяжные, свадебные, обрядовые и др.), их обработка показывает большой вкус автора и его глубокие знания народной гармония, русская и зарубежная печать того времени постоянно подчеркивала оркестровое мастерство Фомина.

    Н.П.Фомин  сделал для оркестра народных инструментов несколько переложений из произведений композиторов-профессионалов современников - классиков.

    Он написал небольшую оперу "Сказка о сени богатырях и о мертвой царевне", отрывки из которой до сих пор исполняются в концертах и по радио. Ему же принадлежит балет "Жизнь – coн», не оконченная симфоническая поэма и ряд мелких произведений.

    Умер Фомин в своем родном городе в 1942 г., в тяжелую пору ленинградской блокады.

    Разнообразна деятельность другого сподвижника Андреева - Николая Ивановича Привалова, - автора научно-исследовательских работ о русских и белорусских народных инструментах, композитopa, дирижёра, педагога, это разнообразие его работы в области музыкального искусства тем более удивительно, что Привалом по образованию являлся вовсе не музыкантом.

    Родился Н.И.Привалов в 1666 г. в Нижне-Тагильске в семье крестьянина, приехавшего на завод в поисках заработка, родителям удалось определять своего сына в горный институт в Петербурге. После окончания института Привалов в 90- годы работал в качестве горного инженера в Заонежье.   Но казенная работа мало его интересовала. Привалов умел использовать свои частые командировки, чтобы в разных глухих углах России записывать народные песни, собирать старинные музыкальные инструменты.

    Увлечение музыкальной этнографии, знакомство с В.В. Андреевым в 1986 г. Окончательно заставили Привалова отказаться от казенной должности. Под руководством Андреева Привалов начинает планомерную работу по разыскиванию старинных русских инструментов, их детальному изучению, реставрации и совершенствованию.

    Н. И. Привалов больше занимался введением новых инструментов. Именно по его совету была усовершенствована народная жалейка (ее иногда называл брёлкой). В 1897 году появились свирели, и в этот же период с помощью Привалова ввели старинные псалтиревидные гусли, однако несовершенство конструкции и диатонический строй не позволили реализовать задуманное. Тем не менее в 1898 году в оркестр появились большие гусли, «купленные по случаю у старика гренадера за двадцать пять рублей» в Петербурге, и благодаря пришедшему в оркестр замечательному музыканту В. Д. Данилов оркестр получил инструмент с полным хроматическим строем. Он несколько усовершенствовал гусли звончатые, сконструировал их четырех размеров (пикколо, прима, альт, бас) и ввел в оркестр Андреева. В работе по усовершенствованию гуслей Привалову помогал талантливый самоучка О.У. Смоленский. Они совместно привели этот инструмент к единому строю, наиболее характерному для больших старинных гусельных строев, положив в его основу мажорную гамму.

    Привалов  также  позаботился и об учебном пособии, чтобы помочь распространить этот инструмент среди народа. В 1913г. он издал первый самоучитель игры на гуслях звончатых. В этом пособии автор дает общие сведения об инструменте и делает попытку теоретически обосновать возможность широкого ансамблевого исполнительства на гуслях. И если сегодня у нас имеются ансамбли гусляров, то в этом есть заслуга Н.И.Привалова. Самоучитель Привалова сыграл важную роль в деле возрождения гусельной игры, имеющей на Руси давние традиции.

    В своем стремлении специализироваться в области научной историографии народных инструментов Привалов начал усиленно изучать историю музыки под руководством профессора Петербургской консерватории Н.Ф.Соловьева, он написал несколько работ, представляющих исторические исследования о происхождении и жизни усовершенствованных В.В.Андреевым музыкальных инструментах.

    Наиболее  важный труд Н.И.Привалова - книга "Музыкальные духовые инструменты русского народа" (часть 1 - "Рога или трубы", С.-Пб, 1907; часть 2 - "Свистящие инструменты", С.-Пб, 1909). Не считая первой ценной попытки изучить этот вопрос работа Привалова до сих пор остается единственный исследованием о русских народных музыкальных инструментах, первым опытом систематизации и обобщения огромного фактического материала, в исследовании Привалова впервые дано описание отдельных видов инструментов, использован огромный иконографический материал.

    Н.И.Привалов был, однако, не столько исследователем, сколько музыкантом-практиком, преследовавшим прежде всего пропагандистские цели. И это заметно сказалось на характере его труда.

    Его исследование о народных музыкальных инструмента основывается не только на тщательном изучении материала, сколько на литературных и иконографических данных, значительная часть книги Привалова является компиляцией ив различных источников, изобилующей широкими, но далеко не бесспорными сопоставлениями русских народных инструментов с инструментами других стран разных исторических эпох.

    Оригинальная  часть работы, посвященная русским народным инструментам занимает сравнительно небольшое место. Наиболее ценны главы, где описания опираются на непосредственные авторские наблюдения (например, глава о Владимирских рожечниках и устройстве рожков). Менее точны описания южнорусских духовых инструментов. Но несмотря на это работа Привалова остается пока единственным в музыковедении крупным исследованием по русским и белорусским музыкальным народным инструментам. Привалов написал ещё много других работ.

Информация о работе В.В. Андреев и Великорусский оркестр