Развитие естествознания и науки в России в 18-21 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Новый толчок развитию российской науки в начале XX века вновь был связан с необходимостью сокращения отставания от Запада, где уже завершилась Промышленная революция и крепло индустриальное общество. Но на этот раз события развивались более драматично: проблемы реформирования феодальной империи не удалось решить относительно бескровной буржуазной революцией, а последовавшая за ней так называемая социалистическая революция (большевистский переворот) направила страну по катастрофическому сценарию. В кровавом вихре 1917-го были уничтожены многие научные достижения вместе с их авторами, и новой стране СССР пришлось начинать строительство советской науки практически с нуля.

Содержание работы

Введение 3
1. Зарождение научного мировоззрения в России 4
1.1. Академические институты и их деятельность в 18-19 вв. 6
1.2. Университеты – их роль в научно-технической жизни 18-19 вв. 7
1.3. Наиболее значительные научные события в России 18-19 вв. 8
1.4. Образование Политехнического университета как итог
развития научных школ в России 9
2. Развитие российской науки в бурном ХХ веке 11
2.1. Стремительный разгон 11
2.2. Советский период: восстание из пепла 12
2.3. Распад Союза – новое испытание 18
2.4. Россия, Мир и постнеклассическая наука 19
2.5. Наиболее значительные научные события в России/СССР
20-го столетия 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Содержимое работы - 1 файл

развитие естествознания .doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

    Как уже упоминалось, гораздо успешнее дела шли в науке, работающей на космос (и, соответственно, на военно-промышленный комплекс). И здесь с середины 50-х зажглась звезда математика М.В. Келдыша. Мстислав                    Всеволодович внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и                  машинной математики, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники. Он выступил одним из инициаторов                         развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив разработку теоретических предпосылок                вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем —                  полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого искусственного спутника Замли; внёс большой вклад в                               осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных                   проблем и проведение исследований околоземного космического                           пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих                  проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное                  руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими                 странами по программе «Интеркосмос». Келдыш — президент АН СССР (1961-74), председатель Комитета по Ленинским и Государственным                   премиям при Совете Министров СССР (1964—78), член многих иностранных академий (в т. ч. Международной академии астронавтики), научных                       учреждений. В 1978 г. АН СССР учредила золотую медаль им. М.В.Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и                   механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства». В Москве сооружены памятники учёному, создан кабинет-музей в Институте прикладной математики АН СССР. В МГУ учреждена стипендия им. М.В.Келдыша. Его имя носят Институт прикладной              математики АН СССР, площадь в Москве, улица в Риге, научно-исследовательское судно, кратер на Луне.

      Во время «оттепели» быстро «оттаяла» отечественная биология: за            несколько лет наше отставание в генетике, молекулярной биологии стало почти незаметным. Уже в 1965 г. по идее выдающегося советского биолога, генетика, одного из основоположников популяционной и радиационной                 генетики Н.В.Тимофеева-Ресовского открылись зимние школы по                          молекулярной биологии.

    В те годы в Киеве и Новосибирске возникли т.н. Академгородки – своего рода оазисы советской науки (в одном только новосибирском Академгородке было сосредоточено 23 профильных института и 8 различных научных                   учреждения). Но их процветание продлилось недолго.

    70-е  годы ХХ века ознаменованы  тем, что на фоне разразившегося  в                мире энергетического кризиса западные страны вынуждены были резко               форсировать научные исследования в области энергосбережения, в то время как экстенсивно развивающаяся экономика СССР еще больше «подсела на нефтяную иглу», превращая страну в сырьевой придаток Запада. В этих                  условиях интерес к науке стал неуклонно снижаться. Правда, когда в 1983 г. американцы втянули СССР в гонку космических вооружений, интерес к                   «военной» науке судорожно подскочил до «космических высот», но… Но громадные расходы на «адекватный ответ» окончательно подорвали                     экономику дряхлеющего Союза, предсмертной агонией которого можно                   считать успешное беспилотное испытание отечественного «челнока» -                  космического аппарата многоразового пользования «Буран» в 1988 г.

    Последующие события развивались стремительно и драматически.

2.3. Распад Союза – новое испытание 

    На  фоне развернувшейся в 80-е годы на планете  Информационной                революции у нас грянула «перестройка», сопровождавшаяся эйфорией от     нахлынувшей свободы, в первую очередь свободы распространения                         информации, которая в СССР ограничивалась в первую очередь. Одним из следствий этого явился распад огромного союзного государства, последствия которого мы еще до сих пор болезненно ощущаем.

    Понятно, что с развалом страны произошел  и катастрофический развал отечественной  науки, которой пришлось буквально  выживать в                                   перестроечное время. Сейчас, по прошествии всего 20 лет, - срока, явно                 малого для событий такого масштаба – еще рано говорить о её возрождении.

    Определенный  оптимизм внушает то, что в мире стремительно                         развивается процесс глобализации, при котором сметаются прежние национальные, административные и иные границы. Миру, который буквально на наших глазах опутывается-объединяется паутиной Интернета, в котором, благодаря Новым информационным технологиям (НИТ) рождается т.н. постсоциум, дичающая, отстающая в науке Россия не то, что не выгодна, но просто же опасна. Более того, именно специфика НИТ дала определенные преимущества российским математикам, которые теперь могут принимать самое активное участие в процессах глобальной математизации науки.       Примером может служить возникновение и бурное развитие клиодинамики – новой междисциплинарной области исследований, объединяющей подходы исторической макросоциологии, теоретической истории, математического моделирования долговременных социальных процессов, построения и использования исторических баз данных, исследований социальной эволюции, исторической демографии и др. Конечно, и здесь не обошлось без курьёзов: скандальную известность обрели имена математиков Носовского и Фоменко, переиначивших всю историю человечества до неузнаваемости.

    Пример  клиодинамики – один из многочисленных примеров не просто математизации гуманитарных («неточных») наук, но начавщегося в конце 20-го века процесса интеграции различных областей знания, названного междисциплинарным подходом. Как уже отмечалось, появление биофизики у нас было вызвано не столько необходимостью объединения смежных наук, сколько в качестве уловки для освобождения от «лысенковщины». Но, как говорится, не было бы счастья…  

2.4. Россия, Мир и постнеклассическая наука 

    Сегодня уже можно утверждать, что 21-й век – это эпоха преодоления междисциплинарных барьеров, когда физик и психолог говорят на                         совершенно разных языках, это этап не только математизации, но и в                    некотором смысле психологизации научного знания. Согласно                             разработанной в 70-х годах известным российским философом академиком Вячеславом Семёновичем Стёпиным концепции типов научной                              рациональности, современная наука является постнеклассической7. Ее                 характеризует повышение субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотр таких классических характеристик, как объективность и                  истинность. На смену таким постулатам классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности,                    вероятности, неустойчивости. В результате изучения различных сложно             организованных систем, способных к самоорганизации (от физики и                      биологии до экономики и социологии), складывается новое – нелинейное –                  мышление, новая картина мира. Ее основные характеристики – неравновесность, неустойчивость, необратимость. Вместе с понятиями флуктуации,           бифуркации и когерентности они образуют, по сути, новую базовую модель мира и познания, дают науке новый язык.

    Из  наиболее известных представителей российской постнеклассической науки  можно назвать таких ученых, как выдающийся советский и российский специалист в области математической физики, математического моделирования, физики плазмы и синергетики С.П. Курдюмов, физик, автор оригинальной демографической модели цивилизации С.П.Капица,  основатели                 клиодинамики математик Г.Г. Малинецкий, историк и социолог А.В.Коротаев, историк Л.И. Бородкин, философ и психолог А.П. Назаретян и др.

    Акоп Погосович Назаретян – автор гипотезы техногуманитарного     баланса, связывающей мощь цивилизации с её мудростью8. Непосредственным выводом из этой гипотезы является то, что человечество, несмотря на многочисленные смертельные угрозы своему существованию, уже со времен палеолита самым удивительным образом находило выходы из самых                    гибельных ситуаций благодаря совершенствованию культурно-психологических механизмов сдерживания агрессии. Гипотеза Назаретяна имеет важное прогностическое значение, вселяя оптимизм при взгляде в                будущее, которое в последнее время выглядит всё более тревожным.

    Дело в том, что современная наука расширила эволюционные                                            представления о мире, как о согласованной системе, Мир-системе.                           Появились метод глобальный эволюционизм и предмет Мегаистория, и перед взорами ученых предстала не только двухмиллионолетняя история                             человечества, но и 4-х-миллиардолетняя история жизни на планете (и далее в прошлое на 13 млрд. лет до Большого Взрыва).

    О том, что эта история ускоряется, ученые знали давно. Для наглядности уместим 4 миллиарда лет в 1 год и представим, что формирование планеты Земля завершилось 1 января.

    Тогда первые клетки появились в конце  марта — начале апреля.

    Черви возникли в начале ноября.

    Первые  позвоночные — в начале декабря.

    Динозавры появились 20 декабря.

    Первые  приматы — 28 декабря.

    Обезьяны  появились 31 декабря.

    Неандертальцы появились к вечеру 31 декабря.

    Хомо  сапиенс возник на исторической арене 31 декабря в 23 часа 57   минут.

    Древний Египет, Древний Шумер появились в 23 часа 59 минут 10               секунд.

    Иисус Христос родился в 23 часа 59 минут 50 секунд.

    Промышленная  революция началась в 23 часа 59 минут 59 секунд. За «секунду» до сегодняшнего момента!

    Исследованиями ускорения эволюции в 80-х годах занимался                          выдающийся советский историк И.М. Дьяконов. Им были установлены 8                исторических фаз и, собственно, феномен ускорения/сжатия исторического времени, а также высказано соображение, что бесконечно долго так                       продолжаться не может, и уже в обозримом будущем скорость истории                может возрасти до бесконечности (сингулярность истории)9.

    Позже идеи Дьяконова были подкреплены более скрупулезными                       исследованиями физика А.Д. Панова, продлившего гиперболу эволюции в прошлое вплоть до начала зарождения жизни на Земле и получившего                прогноз   наступления сингулярности истории уже в окрестностях 2030-го года10.

    Конечно, понятие сингулярности истории – это математическая                     абстракция, и усилия ученых направлены на поиск событий и явлений,                 способных обнаружить в настоящем поводы для оптимизма. Успехов в этом деле пока не много, но наиболее значительным является демографическая модель профессора физики(!) Сергея Петровича Капицы, согласно которой население планеты, становясь все более согласованной системой, впервые за 2 миллиона(!) лет меняет гиперболическую тенденцию роста – прекращает устремление в бесконечность. Начавшийся в 70-х годах прошлого века                      фазовый демографический переход должен завершиться в 60-х годах этого века. При оптимальном сценарии, если человечеству удастся устранить                 пугающие экономические и культурные перекосы, его численность остановится на отметке 12-13 млрд. человек, а если нет…11 [4].

    Уже ближайшее будущее поражает воображение футурологов                        громадными перспективами развития науки и техники. Это и сетевые, и               нанотехнологии, выращивание органов и клонирование организмов, и многое другое. Наша мощь взмывает по гиперболе. Хватит ли у нас мудрости с ней совладать? – вот главный вопрос, впервые столь остро вставший перед                     человечеством и в первую очередь перед его научным авангардом. 

2.5. Наиболее значительные научные события

в России/СССР 20-го столетия 

    1900-1915 – В.М. Бехтерев – нейрофизиология – исследования мозга;

    1906-1937 – В.И. Вернадский – биология – изучение биосферы (области жизни) и геохимической деятельности живого вещества;

    1908 – И.И. Мечников – физиология и медицина – Нобелевская премия «за труды по иммунитету»;

    1911 – Н.Д. Зелинский – химия, открытие дегидрогенизационного и   
гидрогенизационного катализов; исследования в каталитической изомеризации;

    1916 – Н.И. Вавилов – биология, генетика – открытие Закона гомологических рядов;

Информация о работе Развитие естествознания и науки в России в 18-21 вв