Менеджмент в китайском управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Специфические способы китайского управления привлекают сегодня особенное внимание ученых и практиков всего мира. Объяснение этому очень простое. Эта древняя и величайшая страна мира после полутора столетий пребывания в нищете и разрухе почти мгновенно по меркам исторического времени расцвела и вышла в десятку мировых лидеров, уверенно догоняя своих основных конкурентов – Японию и США.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..5
1 Понятие управление…………….........................................................................7
2 Типы руководителей……………………………………………………..……..9
3 Качества и навыки руководителя……………………………………………..13
4 Взаимоотношения между руководителем и подчиненными………………..21
Заключение…………………………………………………………………….....27
Литература……………………………………………………………………….29

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Вообще, в старом Китае  считалось, что хороший чиновник или слуга должен уметь говорить, а правитель должен уметь слушать. Чиновник должен уметь исполнять  дела, а дело правителя – это  правильно применять людей. Это  умение разбираться в людях, посылать их на соответствующие их уровню задания, правильно назначать на должности, своевременно поощрять и если необходимо – наказывать, невзирая на лица.

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЕННЫМ

В Китае более четко, более  жестко выстроены взаимоотношения  между руководителями и подчиненными. В трудовом коллективе существуют принимаемое  всеми его членами разграничение. К назначенному на должность человеку сразу начинают относиться по-другому, даже если это бывший коллега. К руководителя относятся сначала как к руководителю, а потом – как к человеку. В России обычно наоборот: сначала относятся как к человеку, а потом – как к руководителю.

О том, насколько важно  выстраивание правильных взаимоотношений  между руководителем и подчиненными, в Китае знали давно. Здесь  имеется многовековая практика налаживания  правильных отношений. Об этом свидетельствуют  и всякого рода древние тексты. Для примера вновь обратимся к книге «Искусство управления» канцлера Чжугэ Ляна, в которой он дает многочисленные советы по управлению страной.

В разделе «Государь и  слуга» читаем: «Образцом правильных отношений между государем и  слугой служат отношения между Небом  и Землей, и если они приближаются к этим высшим образцам, следовательно, государь обращается к слуге с  добротой, а слуга служит господину  с чувством совести и чести.

Если у человека «двойное»  сердце, т.е. два типа намерений, то он не может служить государю. А если государь сомневается в правильности своих действий, то он не может управлять  своими слугами.

Если «верхи» и «низы» ценят ритуал, тогда народом легко  управлять. Если «верхи» и «низы» в гармонии и послушности, тогда  полностью исчерпывается Путь государя и слуги. Государь с помощью ритуала  направляет слугу, чиновника. Чиновник с помощью верности служит государю, а государь замышляет, строит стратегию  своего управления с помощью замысла, использует замысел для того, чтобы  управлять. Чиновник же использует свою способность замысла для того, чтобы служить (в данном случае под «замыслом» следует иметь в виду способность порождать какие-либо реализуемые идеи, т.е. прагматичное, деятельное мышление).

Государь и слуга –  это «верх» и «низ», для верхов и низов корнем и основой является ритуал. Для отца и сына вверху и  внизу родственность является основой  доброты. Для мужа и жены вверху и  внизу гармонией осуществляется покой или счастье для семьи.

Если верхи не могут, и  в них нет правильности, тогда  низы не могут, и у них нет возможности  правильно ориентироваться на верхи. Если верхи искажают, то внизу кривизна. Если наверху смута, то внизу –  непокорность.

Таким образом, государь должен только наводить правильный порядок, исправляя  имена, а чиновник, слуга должен только служить. Таким образом, просвещенный государь занимается постоянной коррекцией своего правления, и тогда верный чиновник все свое служение отдает государю.

Тот, кто изучает, учится – тот наставник со светлым  мышлением, а тот, кто служит –  это государь со светлым мышлением. Таким образом, устанавливается  целостная система должностей и  функций, определяются позиции, жалование, награды, учреждаются знатные титулы. Таким образом, распределяется система  правильного называния имен в  управлении, соотнесенная с небесными  установлениями. Так устанавливается  система алтарей, которые позволяют  связать земные дела с небесными  циклами, и тогда индивидуальная корысть не разрушает справедливых общественных принципов. Тогда ложное не вмешивается в истинное, и в этом исчерпывается путь наведения порядка в стране.»

Из данного текста следует, что у каждого в этом мире свое предназначение. У одних – править, у других – служить. Так установлено  Небом (т.е. божеством), и человек  не волен менять этого. Однако не следует  считать, что одни установления (в  данном случае должности или обязанности) легче или тягостнее других. И  управление, и служение требуют чистоты помыслов и полной самоотдачи, только тогда управляемая система гармонична.

Но у Чжугэ Ляна описывается идеальная ситуация. Мы знаем, что в реальной жизни это не всегда просто реализовать. Почему? Ответ на этот вопрос будет различным на Западе и в Китае. И в этом ответе западному человеку открывается еще один парадокс восточной системы управления. Поясним. Если в организации идет что-то не так, подчиненные не выполняют план, опаздывают, делают ошибки в работе, как поступит западный руководитель? Он будет разбираться в ситуации, искать ее причины, возможно, поменяет или уволит каких-то менеджеров или специалистов. Его основная задача не люди, а результат управления.

Совершенно по-другому  построена идеальная китайская  модель. В ней каждый работник, каждый менеджер должен переживать как за свою собственную работу, так и  за успех всей организации, чувствовать  личную ответственность за результаты ее деятельности. Поэтому упор делается на умения и качества не только руководителя, государя, но и служащего, чиновника. Китайский тексты, описывающие то, каким должен быть чиновник, писались, в первую очередь, для них самих, ими читались и применялись в  повседневной практике. Они не был  руководствами для руководителей  по воспитанию идеальных чиновников.

Идею того, что и руководитель, и подчиненный должны самостоятельно и добровольно совершенствовать свое отношение друг к другу, понять нетрудно. Однако человеку с западным складом ума сложно осознать практическую сторону этой идеи и тем более ее принять. Это происходит из-за того, что на протяжении всей истории западной цивилизации здесь царила только одна модель управления – «начальство центрическая». Ее основная идея выражена в популярной в России поговорке: «Начальник всегда прав!». Априори считается, что именно руководитель должен задавать тон трудовых отношений в организации и соответствующих образом воспитывать подчиненных через предъявление тех или иных требований к их трудовым характеристикам. При этом мало учитывается то обстоятельство, что основные характеристики человека как личности закладываются до 5-6 лет, и в дальнейшем поменять их непросто даже по собственной воле, не говоря уж о посторонней. Кроме того, в западных организациях, чаще всего, речь идет только о материальных успехах компаний, которые выражаются в соответствующих показателях и значениях. Даже там, где заботятся о создании так называемой корпоративной культуры и морального климата, это также направлено на повышение общей эффективности труда, а в итоге – на извлечение получаемой прибыли.

На Западе нет представлений  о согласованности усилий по совершенствованию  руководителя по отношению к подчиненным (чиновникам), а подчиненных –  по отношению к руководителю (государю) и компании (государству), ибо на Востоке и Западе различаются  представления о ценностях и  успешности, о чем уже было сказано  в предыдущих главах. Подчиненный  не просто должен не препятствовать управлению собой, но всемерно помогать в этом руководителю. В китайской идеалистической  управленческой традиции процесс управления это не просто субъект-объектные отношения, а целостное явление, направленное на максимальную эффективность всей системы. Из такого представления об управлении следует, что его осуществляет не только руководитель, но в равной мере и его подчиненные, а сам смысл понятия «управление» приобретает иной, чем на Западе, характер. Именно поэтому управлять по-китайски – это значит взращивать внутреннюю моральную силу, которая и является главным инструментом такого управления.

В качестве примера текстов  для подчиненных кратко изложим  содержание книги «Чэнь дао» («Путь чиновника») автора Ван Тянь-Си, жившего при династии Мин. В ней речь идет о пути государственного служащего. Даются всякого рода наставления, как следует служить. Служба чиновника должна осуществляться с помощью восьми основных качеств:

- верность;

- почтительность;

- искренность;

- прямота;

- усердие;

- осторожность;

- честность;

- ясность.

Эти восемь качеств являются основой для управления. В служении государю решимость стоять за него, делать все для него – является верностью. Осторожное старание и всякое отсутствие любого пренебрежения и  лени называется почтительностью. Ясность  в сердце и отсутствие лживости называется искренностью. Праведные слова без  того, что называется «задним умом», называются прямотой. Старание быть справедливым и утром и вечером, следовать  этому без лени – называется усердием. Не допускать в делах никаких  неправедных слов и не делать утечки информации – называется тщательностью, осторожностью. Покой и сдержанность в движениях, чтобы не загрязнять внутреннюю чистоту, - называется честностью. Видение закона, понимание его, на основании чего делается различение – называется ясностью.

Не надо думать, что вышеизложенные принципы носят только идеальный  характер или были распространены лишь в Старом Китае. Сегодня эти взгляды  также находят отражение в  управлении. Например, повсеместно  существует порядок, который пугает людей, ничего не понимающих в Китае - это планерки. Перед ресторанами, магазинами выстраивается персонал в линеечку, а старший смены или другой руководитель проводит инструктаж. Внешне похоже на утреннее построение в армии. Только здесь люди слушают, общаются между собой, т.е. между ними устанавливается связь, и только потом расходятся по своим рабочим местам. И при этом у китайцев, с одной стороны, нет панибратства, с другой, значительно более подчеркнутое уважение подчиненного к руководителю, но при этом совершенно нет подобострастия.

Большое значение придается  ритуальным, церемониальным взаимоотношениям. Так, например, не принято, чтобы подчиненный  обращался с просьбами, ходатайствами  или жалобами «через голову» своего начальника, напрямую к высшему руководству. Потому что люди должны придерживаться существующей иерархии в трудовых отношениях. Но в то же время в Китае всегда приветствуется и считается добродетелью способность обратиться с критикой прямо к руководителю: «Не делай  так! Так нельзя!» В первую очередь  это касается морально-нравственных аспектов поведения начальника.

В целом же стараются избегать конфликтов, не доводить ситуацию до обострения. Ориентация на бесконфликтность можно  назвать национальной чертой. Тем  не менее китайские трудящиеся в экстренных ситуациях могут и взбунтоваться – например, устроить забастовку. И это будет считаться законным. Такое бывало раньше, еще в 1980 – начале 1990-х гг., но сейчас забастовки практически не встречаются.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для китайцев деньги без  жизни - ничто, но и жизнь без денег  лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным  выражением и мерилом любви и  чувства солидарности в рамках той  же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят детям  на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный  урок важности денег как знака  личной симпатии. Те же красные конверты дарят новобрачным в день их свадьбы.

Китайские торговцы традиционно  склонны снижать цены за счет более  быстрого оборота капитала и довольствоваться даже незначительной прибылью. Китайцы  готовы работать почти круглые сутки  без выходных и праздников. Современные  китайские предприниматели любят  подчеркивать, что истинная мера жизненного счастья - это работа, которая одновременно приносит доход и моральное удовлетворение. Очевидным фактом является то, что  китаец умеет находить интерес в  любой работе и потому прилежно ее выполняет. А где есть неподдельная личная заинтересованность и хорошие  навыки, там легко появиться и  общественному, и экономическому успеху. Отсюда и высокая конкурентоспособность  китайских предприятий и магазинов  там, где есть китайские общины. Одним  словом, по китайским представлениям, жизнь нужно использовать для  того, чтобы зарабатывать деньги, а  чтобы жить воистину, нужно быть богатым.

В китайском бизнесе доминируют семейные или, по крайней мере, семейные в своей основе предприятия. В  китайском деловом мире господствуют мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве одного вида продукции  или оказании очень узкого спектра  услуг и, как правило, вписанные  в более широкую сеть смежных  и обслуживающих друг друга предприятий. Расширение бизнеса сопровождается выделением из компании смежных, но в  значительной мере самостоятельных  структур, остающихся верными принципу узкой специализации. Приверженность китайцев к малому и среднему бизнесу  особенно заметна на периферии китайской цивилизации и в странах ЮВА, где китайская община существует в чуждом этническом и культурном окружении и развивается вполне автономно.

Главным качеством китайского менеджера является виртуозное мастерство, вырабатываемое многолетними и методическими  упражнениями. Именно таков общий  идеал человеческой практики в китайской  цивилизации.

Важная особенность китайского делового уклада - общая аморфность отдельных конгломератов компаний и всей бизнес - паутины делового сообщества при наличии твердой  патерналистской власти хозяина  в каждой семейной или, в лучшем случае, преимущественно семейной фирме. Это  обстоятельство весьма затрудняет определение  кредитных рейтингов для китайских  корпораций и вообще получение сколько-нибудь внятной информации о деятельности отдельных китайских предпринимателей. Соответствующие агентства и  консалтинговые фирмы, как правило, не могут сказать ничего конкретного  ни о происхождении китайского капитала, ни, главное, о методике принятия решения  в китайских компаниях. Преобладающая  роль общей паутины связей препятствует появлению в китайском бизнесе  ярких корпоративных брендов. В  этом заключается одна из самых больших  слабостей китайского стиля менеджмента.

Информация о работе Менеджмент в китайском управлении