Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа
Непосредственное восприятие поэзии А. Ахматовой не раз наталкивало многих исследователей и читателей на мысль о родстве ее Музы с Музой А.С. Пушкина. Однако попытки в определении степени и сущности этого родства не всегда были плодотворными, что вызывало скепсис со стороны другой части исследователей, считающих «резонными возражения по этому поводу. В.В. Виноградова и его тезис: «Надо идти тому, кто хочет, от изучения стиля Ахматовой к ее восприятию. Пушкина и тогда искать в ее поэзии отражение пушкинской тени, а не закрывать индивидуальных отличий ее музы указанием на сходство ее скелета с воображаемым скелетом стиля Пушкина».
Первой особенностью пушкинского текста, на которую обратил внимание Ю.М. Лотман, является принцип сознательных противоречий, которому следовал автор "Евгения Онегина": "Пересмотрел все это строго; / Противуречий очень много, / Но их исправить не хочу". Ахматова, используя в тексте поэмы прием автометаописания, в окончательной редакции произведения заострит внимание на наличие "противуречий", которые откажется исправлять.
Ахматова, перечисляя лирические произведения Пушкина, в которых уже в 20-е годы прозвучала «тема уязвленной совести», назвала «грандиозным» стихотворение «Воспоминание». У Пушкина отсутствует слово совесть, но есть перифраз – «змеи сердечной угрызенья». У Ахматовой нет ключевого для Пушкина слова воспоминание, но характеристика совести на фоне двух последующих четверостиший выглядит как перифрастическое утверждение способности совести осуществлять своб казнь, вызывая неотступные воспоминания. И совесть у Ахматовой, и воспоминание у Пушкина предстают как аллегорические фигуры: воспоминание «свой длинный развивает свиток», с совестью ведутся переговоры. Отзвук «Воспоминания» мы находим и в ее комментарии – «проза о поэме».
Восприятие Ахматовой пушкинских образов помогает увидеть сходство с избранною ею тональностью в обрисовке персонажей «Поэмы без героя»: беспечность, жестокость. Ахматову сближает с Пушкиным не только внимание к «грозным вопросам морали», теме возмездия, теме совести-воспоминания, но и стремление избежать при их решении «лобового морализирования». Мотив двойничества связан с «вопросами морали», несомненно, усиливает их звучание. Тема греха объединяет всех двойников. Лирическое начало «маленькой трагедии» - отражение пушкинских мыслей и чувств при объективности и независимости созданных им образов. Аналогичным путем идет и Ахматова. Она объективно рассказывает историю, произошедшую в известное время с известными лицами, обладавшими резко очерченными характерами и соответствовавшими им судьбами. Лирическое начало «поэмы без героя» - напряженное переживание собственной судьбы, общей с судьбою своего поколения, в категориях совести-воспоминания и возмездия. Мотив двойничества позволяет провести параллель между абсолютно не похожими судьбами главных героев драмы. Все они несут ответственность за свершившееся зло как представители своей эпохи. Подсказан Пушкиным и способ возмездия.
Внимание Ахматовой к тем произведениям Пушкина, в которых она видела именно проявление лирического начала, позволяет обнаружить и некоторые другие слои пушкинского влияния, определяющие выбор изобразительных средств для решения «грозных вопросов морали».