Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:23, контрольная работа
Моя работа называется «Природа глазами Чехова». Я выбрала эту тему, потому что мне показалось интересным взглянуть на жизнь и деятельность моего земляка Антона Павловича Чехова по- новому. Цель моей работы доказать, что Антон Павлович Чехов был не только выдающимся писателем и драматургом, но и естествоиспытателем, человеком любившим и уважающим природу, мечтавшим, что когда-нибудь человечество будет жить в мире, подобном саду.
Незабываемое впечатление произвели на писателя озеро Байкал с его бирюзовыми, прозрачными водами , река Селенга, которую Чехов охарактеризовал двумя словами- «сплошная красота». Восхитило его и Забайкалье, где он нашел все: «и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. «Днем скачешь по Кавказу, ночью, по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния- и так вся тысячу верст».[ ]
На обратном пути Чехов посетил Индию, Цейлон и через Суэцкий канал и Константинополь вернулся в Европу, в Одессу. С Цейлона Чехов захватил двух редких зверьков- мангустов. В конце декабря он был уже в Москве, и поселился на Малой Дмитровке.
Здоровье после тяжелого путешествия ухудшилось, но это не помешало Чехову в марте 1891 года выехать за границу. На этот раз его маршрут: Вена- Венеция- Болонья- Флоренция- Рим- Неаполь- Ницца- Париж. Культурные столицы Европы произвели на писателя незабываемые впечатление. «Замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видал. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса[7, с. 86]На обратном пути из Венеции Чехов проводит несколько дней в Париже, осматривая его достопримечательности, бывает на выставках. В своих письмах из-за границы Антон Павлович часто жалуется на невозможность работы вне дома. «Пора домой. Хочется работать».
Летом 1891 года Чехов возвращается в Россию и вместе с семьей селится на даче Алексине( на Оке), а потом в усадьбе в Богимово. «Я перебрался на другую дачу. Какое раздолье!..Прекрасный парк, пруд, речка с мельницей, лодка…»[ 7, с. 78 ] Старинный дом в Богимове Чехов потом описал в сказке «Дом с мезонином». «Тут всегда,- писал Чехов о доме,- даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал, казалось особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией».[ ]
В Богимово Чехов взял с собой и мангустов. Однажды в богимовском парке была замечена большая змея. Антон Павлович попросил принести мангуста. «Я сбегал за зверьком,- вспоминал М. П. Чехов, и- спустил его на землю. И едва он увидел змея, как превратился вдруг в круглый шар и, так и замер на месте. Со своей стороны змея, почуя невиданного врага, свернулась клубочком и подняла голову кверху. Произошла долгая немая сцена взаимного гипноза. Затем мангуст вдруг точно очнулся от него, бросился на змею, схватил ее зубами за голову, разгрыз и потащил за собой в траву». [10, с. ]
Писатель очень много работал, он был постоянно в состоянии творческого
напряжения. Однако к началу 90-х годов Чехов острее почувствовал необходимость быть ближе к народу, знать его нужды, глубже изучить народные характеры. «Если я врач,- пишет он в 1891 году,- то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангустами. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек, а эта жизнь в четырех стенах, без природы, без людей, без отечества, без здоровья, без аппетита- это не жизнь…» [ ]Поэтому Чехов все настойчивее стремился переехать в деревню. К тому же и враги советовали изменить ему образ жизни. Писателю требовался климат с умеренно морозной зимой и теплым летом. И имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии, в пятнадцати километрах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги как нельзя лучше подходило писателю. Его расположение- в средней полосе России, соответствовало необходимым природным условиям: зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом. Средние температуры января составляют -8о-13о с. Периоды с сильными морозами(-25о 30о с) редки и, как правило, непродолжительны. Зимой преобладает пасмурная погода. Однако в январе и, особенно в феврале немало ярких и солнечных дней. Весной солнечных дней ещё больше, это самое сухое время в году. В марте начинает таять снег, в начале апреля вскрываются реки в мая бурно оживает природа. Лето теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Средние самого теплого месяца, июля, составляют +22о + 26о с. Но изнуряющая жара свыше 30о с- не частое явление..
В феврале 1892 года писатель купил имение Мелихово. Вскоре вся семья Чеховых переехала туда. Мелиховская усадьба была заброшенной. Дружная семья Чеховых вложила много сил, чтобы обустроить её. Дом был заново построен. Здесь во всей полноте проявилось умение Чехова украшать жизнь: он по-новому ведет хозяйство, целые дни копается в саду, занимается посадками.
Игра в земледельца, хозяина, очень занимает Чехова: его письма пестрят упоминаниями о сараях, амбарах, парниках, лопатах, клевере, овсе, лошадях.
С первых же лет жизни в Мелихово Чехов занимается благоустройством собственного сада. Антон Павлович занимался посадкой цветов и деревьев. С особым увлечением разводил он фруктовый сад «…Питаю слабость к фруктовым деревьям»,- писал он. Обычно ранним утром он выходил в сад и подолгу осматривал каждое дерево или розовый куст: то подрежет сучок, то поправит веточку, а то долго сидит у ствола и что-то наблюдает на земле- вспоминает М. Чехов. Антон Павлович любил свой сад и гордился им. Каждую аллею, каждое дерево он показывал в особом освещении. « Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда красные стволы, а дуб надо смотреть в сумерки»-говорил он. Совершенно исключительное тяготение было у него к цветам. Он с любовью и терпением ухаживал за ними. Он говорил: «Я, если бы не литература, мог бы быть садовником»[ ]. Из близкого общения писателя с природой, из его увлечения садами, цветами, посадками деревьев вырастает в творчестве Чехова самый поэтический образ природы- образ сада как символа жизни. Этот образ находит отражение во многих произведениях писателя.
Усадьба была маленькой, лес - «розговой», пруд в несколько аршин после полутораверстного на Луке казался игрушечным ,речка Лисенка после многоводного Псла- ручейком. « Тут все в миниатюре,- писал Чехов,- маленькая липовая аллея, пруд величиной с аквариум, маленький сад и парк, маленькие деревья,- но пройдешься раз другой, вглядишься- и впечатление маленького исчезает. Очень просторно»[7, с. 92] . Чехов получил то, о чем всегда мечтал. Усадьба для него не только собственный дом, существование, природа- это образ жизни, который казался ему идеальным: в единстве природного и культурного, работы души и работы рук. Деятельной натуре писателя всегда не хватало физического труда- теперь его было а избытке.
Впервые он встречал раннюю весну не в городе. «Да, в деревне теперь хорошо. Не только, хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. Прилетели скворцы, везде журчит вода, на проталинах уже зеленеет трава. Настроение покойное, созерцательное. У меня не гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто умеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна».
Жизнь в Мелихово положительно влияет на здоровье Чехова. Этому способствует умеренно-континентальный
климат средней полосы. Зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом.
Жили в Мелихове две собаки-таксы, подарок Лейкина: длинный Бром Исаич, по прозванию «Царский вагон», и Хина Марковна, или «Рыжая корова». «Первый ловок и грибок, вежлив и чувствителен, вторая, неуклюжа, толста, ленива и лукава. Оба любят плакать от избытка чувств». С собаками хозяин любил разговаривать и на общение с ними времени не жалел:»- Хина Марковна!..Страдалица!.... Вам бы лечь в больницу!...Вам-ба, там-ба, полегчало-ба-б!»[10, с ] В начале апреля в Мелихове гостили многие друзья и знакомые семьи. «Он был гостеприимен, как магнат»- начнет свою книгу «О Чехове» Корней Чуковский и приведет массу примеров, как Чехов всегда звал, приглашал, к себе в гости множество людей . Но с годами это стало уже утомлять. У него останавливались земские деятели, врачи, охотники,..В конце концов, для уединения от собственных гостей Чехов построил маленький флигель во дворе усадьбы, в скрытом яблонями и вишнями углу. Зимой флигель заносило сугробами. Прорытая к нему дорожка напоминала траншею. Деревья, кусты и снега охраняли здесь тишину. В этом флигели было написана «Чайка»
В 1877 году внезапно обострилась болезнь Чехова. Однажды во время поездки в Москву, когда он зашел пообедать в ресторан «Эрмитаж», у него горлом хлынула кровь. Писателя положили в клинику профессора Остроумова. Врачи назвали болезнь, которой Чехов болел уже давно, но в которой он не решался признаться самому себе. Это была чахотка. Писателя отправили за границу лечиться.
Чехов уезжает во Францию, и селится на берегу Средиземного моря, в Ницце. Многое нравилось ему там: тепло, уличные певцы и море, которое казалось ласковым и трогательным. Чехова восхищает климат средиземноморья: ясное голубое небо, лето жаркое и сухое, и теплая мягкая зима. Осадки в Ницце редки. Даже если погода не выдерживает и посылает на этот райский уголок проливной дождь, через пару часов небо снова становится голубым и погода меняет свое настроение на солнечное. Иногда ветер «мистраль» нагоняет в этот регион пыльные бури, однако, Ницца укрыта от них холмами, которые расположены в северной её части.
Однако Чехова тянуло назад в Россию, с каждым днем разлука с родиной становилась все невыносимее. «Дела мои не важны- в том смысле, что, кажется, я уже начинаю тосковать по родине. Работаю к великой моей досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим столом неудобно; чувствуешь себя так, словно подвешен за одну ногу вниз головой».[ ]
Наконец, в 1899 году Чехов перебирается в Россию, в Крым. Врачи разрешили ему жить только на юге. Климат как нельзя лучше подходил больному Чехову. В целом он имеет черты умеренного пояса. Но южный берег Крыма от мыса Айя на западе до горы Карадаг на востоке называют субсредиземноморьем - основные черты его климата (продолжительность солнечного сияния, температура воздуха, режим осадков) близки к районам Средиземного моря, а растительный и животный мир схожи с субтропиками. Средняя температура января +4о с. .Северная, равнинная часть Крыма имеет континентальный климат умеренного пояса. Морозы могут достигать -30о с, но средняя температура января от -2о до +1о с. Лето в Крыму повсюду жаркое и солнечное, ясную погоду приятно освежают короткие ливни, чаще всего в полдень. На побережье летние ночи теплые, в горах прохладные и свежие.
В Ялте, пригородной татарской деревне Аутке, среди тенистых улиц, Чехов купил пустырь по соседству со старым мусульманским кладбищем, весь в чертополохе. Здесь писатель построил небольшую дачу. Шутя, он называл ее коробкой из-под сардин,- в столовой и спальне с трудом расставили мебель. Куприн считал, что чеховская дача стала «самым оригинальным зданием» в Ялте. «Вся белая, чистая, легкая красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными- то широкими, то узкими- окнами, она походила бы на здания в стиле «модерн», если бы в ее плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус.[ ]
Антон Павлович окружил свой новый дом густым садом. На новом месте он возобновил жизнь, внешне похожую на мелиховскую, уединенную жизнь человека, который работал за письменным столом, а отдыхал, ухаживая за деревьями в саду. Он копал землю, доставал семена, подстригал кусты, сажал миндальные деревья и черешни, камелии и тюльпаны, лилии и гиацинты- сажал все сам, своими руками.
Даже пальмы- жирные, колючие и какие-то наглые, они не нравились Чехову, но, сажая их в своем саду и следя изо дня в день за их ростом, он словно брал на себя ответственность за жизнь этих растений, старался полюбить их.
Целые дни проводил он в саду, подолгу всматриваясь в каждый куст и медленно переходя от одного деревца к другому, как врач, совершающий обход своей палаты. «Многие видели, как Антон Павлович по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал стволы роз серой или выдергивал сорные травы из клумб. А какое было торжество, когда среди летней засухи, наконец, шел дождь, наполнявший водой запасные глиняные цистерны».- писал Куприн.[ ]
Чехов хотел, чтобы сад был необыкновенным. И, когда в первый год оказалось, что посаженные им деревца все до одного принялись, когда среди старых груш закричали синицы и зацвел розовыми цветами миндаль,- Чехову, в самом деле, казалось, что сад был у него необыкновенный. «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто, и все самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз и прочих”[7, с 128]. К лету 1903 года в Чеховском саду уже росли кедр атласский, магнолия, хурма китайская, гледичия, ива вавилонская, абрикосовые, грушевые деревья, кипарисы. Все было продуманно. Когда Мария Павловна предложила посадить каштан, Чехов писал ей: «Каштан широкоразвесист, он займет половину сада, а сад и так мал. Погоди, через 2-3 года ты увидишь, что я посадил именно то, что нужно. Думаю, что это так, ибо я прежде, чем сажать, размышлял долго».[ ]
Часто бывавший в Ялте писатель А.И. Куприн рассказывал, как Антон Павлович говорил ему о своем стремлении к преобразованию природы, окружающей человека: «При мне здесь посажено каждое дерево, и конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. А вот я пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь тогда будет
необыкновенно легка и удобна».[ ] В этих словах весь Чехов, искренне верящий в будущую прекрасную жизнь человека.