Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:23, контрольная работа
Моя работа называется «Природа глазами Чехова». Я выбрала эту тему, потому что мне показалось интересным взглянуть на жизнь и деятельность моего земляка Антона Павловича Чехова по- новому. Цель моей работы доказать, что Антон Павлович Чехов был не только выдающимся писателем и драматургом, но и естествоиспытателем, человеком любившим и уважающим природу, мечтавшим, что когда-нибудь человечество будет жить в мире, подобном саду.
Исследовательская работа
МОУ лицей №7
Природа глазами Чехова
Работу выполняла: Сафиулина Светлана
г. Таганрог
2010 год
Моя работа называется «
Природа глазами Чехова». Я выбрала эту тему, потому что мне показалось интересным взглянуть на жизнь и деятельность моего земляка Антона Павловича Чехова по- новому. Цель моей работы доказать, что Антон Павлович Чехов был не только выдающимся писателем и драматургом, но и естествоиспытателем, человеком любившим и уважающим природу, мечтавшим, что когда- нибудь человечество будет жить в мире, подобном саду.
Жизнь человека и природа
тесно связаны, поэтому не удивительно, что многие авторы в своих произведениях затрагивают эту тему. Неповторимая красота русской природы во все времена пробуждала талантливых людей браться за перо.
Сколько писателей и поэтов в стихах и прозе воспели эту красоту! В своих
произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о последствиях, к которым может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Неизмеримо велико наследие
литературы ХIХ века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человек, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные струны человеческой души.
3
Любил, ценил, уважал, воспевал природу в своих произведениях и Антон Павлович Чехов. Через всю свою жизнь пронес любовь к родной природе.
Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов родился 29 января в 1860 году в городе Таганроге. Это был южный, портовый город. Длинная полицейская улица, на которой в одном из домов родился Антон Павлович, одним концом упиралась в грязную площадь, другим выходила на высокий обрывистый берег моря.
Общий уклад жизни был как везде- с лавками, трактирами, ежегодно шумящей ярмаркой, смотром гарнизона в табельные дни, пустырями, заросшими бурьяном, масляными фонарями и местными дурачком на бойком перекрестке.
Таганрог имел другой лик - степной, морской. Как морской торговый, так и морской солнечный, песчаный.. Город стоял на берегу теплого залива, а прямо за шлагбаумом начиналась степь.
В степи стояли курганы; больших, впрочем, не было - самый высокий, по измерениям местных естествоиспытателей, составлял 25 футов. Но и с них обзор получался превосходный: кругом лежала ровная степь. Первую попытку описания приазовской степи Чехов предпринял еще а рассказе, написанном в 1882 году - «Двадцать девятое июня». «Видны были все курганы и далекая, похожая на облако, Саур - Могила с остроконечной верхушкой. Если взобраться на нее, то видны барские усадьбы, хутора немцев и молокан, деревни, а дальнозоркий калмык увидит даже город и поезда железных дорог».[ Из письма А. П. Чехова от 25 июня 1898 г.] «Донецкую степь я любил и когда- то чувствовал в ней себя как дома и знал там каждую балочку».(1898)
Это была пригородная, «домашняя» степь. Настоящая степь начиналась дальше, верстах в сорока от Таганрога; ее Антон видел, когда ездил с братьями на лето в деревню Княжну, к деду, управляющему имением графини Платовой.
Природа для Чехова- часть его существования. Времена года- важные этапы жизни. Любая перемена погоды- явления, равноценное литературным, общественным делам: о дожде, снеге он упоминает в письмах в одном ряду с ними. Прилет птиц- крупнейшее событие, он пишет о нем Суворину в марте 1891 года вместе с сообщением о работе над «Дуэлью». Птиц Антон знал профессионально, и когда он попал на знаменитый московский птичий рынок на Трубной площади, нового там для него оказалось мало….
Свою связь с природой Антон Павлович всю жизнь ощущал очень остро: причина тому- природные условия Таганрога. Климат города сухой, умеренно- континентальный с избытком тепла и относительным недостатком влаги. Для него характерны мягкая осень, слякотная зима, бурная весна, жаркое лето. Из природных аномалий следует отметить сильные ветра, сопровождаемые иногда нагонной волной, что приводит к подмыванию берега и оползням. Все эти характерные для Таганрога природные явления Чехов запомнит на всю жизнь, они найдут отражение в творчестве писателя.
Детство между душной лавкой и морем, тесным коридорами гимназии и бесконечными степными просторами, жизнь, которая так явственно показывала значение того природновещного окружения, в которое погружен человек, все это готовило и обещало необычно острое художественное восприятие мира.
Свои последние гимназические
каникулы Чехов проводит, в городе, у моря на хуторе у отца своего ученика Пети Кравцова. Впредь у моря и в степи он будет уже гостем. Позже Чехов напишет о Таганроге: «Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, хотелось бы пожить в Таганроге, подышать дымом Отечества». «Таганрог становится красивым, жить в нем скоро будет удобно- и, вероятно, в старости (если доживу) я буду завидовать вам….»[ ]
В 1879 году Чехов покидает Таганрог и приезжает в Москву, где поступает на медицинский факультет
Московского университета, который заканчивает в 1884 году, выдержав экзамен на звание врача.
Несколько лет подрят(1885-1887) Чехов и вся его семья выезжают на дачу в Бабкино вблизи Воскресенска. Здесь же часто живет Левитан. Оба любят природу средней русской полосы, подолгу бродят в окрестностях Бабкино. Левитан восхищался талантом Чехова, особенно ценя чеховские картины среднерусской природы. И Чехов отдавал должное пейзажам Левитана, говоря, этот художник - «огромный самобытный и оригинальный талант».
Позднее Левитан, посетив Чехова в Ялте, написал для него картину «Стог сена»; её писатель расположил в нише камина. В ялтинском доме хранятся и другие картины, подаренные ему Левитаном,- «Река Истра», «Тяга», «Дуб и береза».
О Бабкино и Чехов и Левитан вспоминал впоследствии с теплым чувством. «Дача моя находилась в 3-х верстах от Воскресенска в имении Киселева…Нанял я дачу с мебелью, овощами, молоком и прочим..Усадьба, очень красивая, стоит на крутом берегу…Внизу река, богатая рыбой, за рекой громадный лес, по ту сторону реки тоже лес…Около дачи оранжереи, клумбы .Я люблю начало мая в деревне….Весело следить за тем, как распускается зелень, как начинают петь соловьи…Вокруг усадьбы никто не живет, и мы будем одиноки…» [7,с.56]. Бакинская жизнь дала Чехову сюжеты для рассказов «Налим», «Дочь Альбиона», «Ведьма», «Агафья», «На реке» и др.
Страстно любя природу, Чехов предпринял поездки в Таганрог, Святые горы, Новочеркасск, о которых он написал в письме к родным: «Напоэтился я по самое горло: на 5 лет хватит. Чувствовал запах степи и слышал, как поют птицы. Видел старых приятелей- коршунов, летающих над степью..Курганчики, водокачки, стройки- все это знакомо и памятно»[ ].
В конце 80-х годов у Чехова созревает решение поехать на остров Сахалин. 21 апреля 1890 года отправился в поездку. Проезжая по Сибири, он жадно всматривался в жизнь городов и деревень. Писатель умудрялся записывать свои впечатления, сидя в повозке или на постоялом дворе, на станциях, в беспокойных номерах гостиниц. Написанные очерки он отсылал в газету « Новое время», где они и печатались под заглавием «Сибири».
Поездка больного Чехова на остров Сахалин, длившаяся два с половиной месяца в одну сторону, трехмесячная напряженная работа по переписи и изучению положения и быта, каторжных на острове- это ли показатель гражданского мужества писателя, не побоявшегося тяжелых дорожных испытаний! «От Тюмени до Иркутска воевал с холодом и разливами рек; холода были ужасные,… Что ж касается разливов, то это казнь египетская. Реки выступали из берегов из берегов и на десятки верст заливали луга, а с ними и дороги; то и дело приходилось менять экипаж на лодку, лодки же не давались даром- каждая обходилась пуда крови, так как по целым суткам сидеть на берегу под дождем и холодным ветрам и ждать, ждать… От Томска до Красноярска отчаянная война с невылазной грязью…От Красноярска до Иркутска страшнейшая жара и пыль…Многое видел и много пережил, и все чрезвычайно интересно для меня не как для литератора, а просто как для человека. Тайга, станции, ямщики, дикая природа, дичь, физические мучительства, причиняемыми дорожными неудобствами, наслаждения, получаемые от отдыха,- все, вместе взятое, так хорошо, что и описать не могу». [7, с. 80 ]
Следует заметить, что все природные явления, описанные Чеховым, обусловлены географическим положением Сахалина. Климат острова умеренный муссонный. Характерна холодная, более влажная, чем на материке, зима и прохладное дождливое лето. Охлаждающее воздействие сибирского континентального муссона зимой и холодных вод Охотского моря летом придают климату суровость, аномальную для данных широт. С зимними циклонами связаны сильные бураны и снегопады. Холодное Курильское течение охлаждает северную и среднюю части Большой Курильской гряды, а также и тихоокеанские склоны южных островов, способствуя возникновению затяжных низовых туманов. Склоны южных островов, обращенных в сторону Охотского моря, обогреты теплым течением Соя. Зимний муссон и циклоны полярного фронта приносят частые метели и штормы. Наибольшее количество солнечных дней приходится на осень. На нее же приходятся и особенно сильные тайфуны со штормами и ураганными ветрами.
Восхищение Чехова вызывали красоты сибирской природы, в особенности Енисея и Забайкалья. О Енисее он писал: «Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга народная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью; яркие золотые надежды сменились у нее
немочью, которую принято называть пессимизмом, на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и вовсе не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая со страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисея тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том- горы, напоминающие мне о Кавказе, такие же дымчатые и мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега…».[ ]. Чехов был покорен не только Енисеем, но и величавостью приенисейской природы- гор, распадков, тайги. «Сила и очарование тайги, писал в очерке «По Сибири»,- не в деревьях- гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается». Необъятность, простор- главная «сила и очарование» тайги, но далеко не единственная. Не менее удивителен мир её пронзительных красок, звуков и запахов. «Заливались птицы, жужжали насекомые; хвои, согретые солнцем, насыщали воздух густым запахом смолы, поляны и опушки у дороги были покрыты нежно- голубыми, розовыми и желтыми цветами, которые ласкают не только одно зрение…»[ ]