Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Осень"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель нашей работы – исследование и анализ поэтических средств образности и выразительности в стихотворении А. С. Пушкина «Осень». Данная тема предусматривает изучение особенностей идейно-художественного своеобразия стихотворения и его места в творчестве поэта с одной стороны и изучения особенностей языка художественного текста с другой. Таким образом, в курсовом исследовании мы будем опираться на исследования в области литературоведения и лингвистического анализа текста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….... 3
Глава I. Филологический анализ художественного текста: основные положения. История вопроса ………............ 7
Глава II. Экстралингвистические параметры стихотворения «Осень» А.С. Пушкина………………………………… 13
Глава III. Лингвистический анализ произведения …………… 19
Заключение………………………………………………………… 25
Литература……………

Содержимое работы - 1 файл

курсовая 2 Пушкин.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

      2) Определение функционально-стилевой  принадлежности художественного  текста и особенностей его  жанрово-стилевой организации.

      3)    Анализ    ритма    и    рифмы,    интонации    и    фонетических особенностей   текста.   Следует выяснить также и круг образных ассоциаций, связанных с теми или иными звуками в поэтической речи. Необходимо установить, какие звуки и звуковые сочетание   преобладают   в   стихотворной   изобразительности,  какие наиболее активно участвуют в построении образа.

      4) Определить    особенности    структуры    и    композиции    стихотворения. Тут следует отметить, как влияют они на построение лирического образа.

      5)   Анализ   сильных   позиций,   которыми   в   тексте  являются заголовок, эпиграф, первая и последняя фразы, ключевые слова, антропонимы. Сильные позиции в стихотворении обнаруживаются в смысловом стержне   и   помогают   проникнуть   в   тему    и   идею стихотворения.

      6)    Исследование   морфологических  средств,   На этом этапе необходимо уcтановить преобладающие и наименее употребительные часть речи.

      7)  В   рамках   структурной   лексической   характеристики необходимо провести следующую работу:

      -   составить словарь данного стихотворения;

      - выяснить количество словоупотреблений и слов в данном произведении. Сделать вывод о его лексическом богатстве;

      - распределить все слова по тематическим группам, установить, сколько   тематических   групп   в   лексике   выделено   в   этом стихотворении;

      -  выделить прямые и переносные словоупотребления;

      - охарактеризовать стилистически маркированную лексику.

      8) Выявить все явления поэтического   синтаксиса:   асиндетон   (бессоюзие),   амплификация, риторические вопросы, обращения, фигуры умолчания, параллелизм и др.

      9)  Выявить тропы и стилистические фигуры; обратить внимание на повторы, выяснить, какова их роль в стихотворении; выявить какие метафоры, эпитеты, сравнения и др. использует автор в тексте. Есть ли в произведении символы, каково их значение; какие образы возникают, благодаря взаимодействию языковых средств всех уровней; единицы какого уровня более активно творят образ в данном стихотворении.

      В своем исследовании мы исходили из того, что филологический анализ опирается на лингвистический, ибо анализ языкового материала   художественного    текста    представляет    собой первоочередную задачу.  Лингвистический анализ рассматривается как исходная позиция     филологического анализа, без которой  невозможен  ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни другие виды анализа художественного текста.

      К настоящему времени многие принципиальные для лингвистики текста вопросы  успешно решены: определен предмет  ее изучения, описаны основные текстовые  единицы и категории текста, выявлены закономерности семантической, структурной и коммуникативной его организации, осознана необходимость изучения текста с учетом его жанровых особенностей и во взаимодействии с культурой. Достижения лингвистики текста последней трети XX века послужили толчком формирования новой комплексной дисциплины — филологического анализа текста, которая опирается на эти достижения, вбирает их в себя и дополняет анализ текста его историко-культурологическим комментарием, анализом жанрово-речевой организации.

 

        ГЛАВА II. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СТИХОТВОРЕНИЯ «ОСЕНЬ»

      А.С. ПУШКИНА 

      «В любом литературно-художественном произведении сознательно или бессознательно отображена творческая личность автора, особенности его творческого поведения и жизненной судьбы. Знание этих фактов представляет собой те предтекстовые, затекстовые пресуппозиции, без которых читатель не может полноценно понять замысел автора и осмыслить содержание текста» [1, 61].

      Ю.Н. Чумаков полагает, что А.С. Пушкина  занимала мысль, о том как круговорот природы творит самого художника. Но поэт не приходит к утверждению подобия человека и природы: время лирического вдохновения для него – это время увядания в природе. Об этом он пишет в письме П.А.Плетневу в конце августа 1830 года перед отъездом из Москвы в Болдино: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает».

      «Осень» (или синонимы «творчество», «вдохновение») является не только базовым концептом  исследуемого одноименного стихотворения, но и всего творчества поэта. «Унылая пора» - любимое время года Пушкина, время душевного подъема и поэтического творчества. Но нам представляется необходимым сравнить, как менялось отношение поэта к осени в разные периоды его жизни. Обращение к стихотворениям «Ненастный день потух...» (1824), «19 октября» (1825) позволит сделать следующие выводы. Образ осени в стихотворениях Пушкина постепенно наполняется изнутри, рождает целый ряд зачастую противопоставленных ассоциаций. Осень в стихотворении 1833 года значит для поэта много больше, чем прежде. Она несет в себе представление об увядании, уходе, смерти и одновременно (вопреки традиции) становится символом обновления.

      Известно, что «Осень» представляет собой своего рода синтез целого ряда более ранних высказываний, и каждый из «очерков времен года», содержащихся в стихотворении, может быть сопоставлен с другими, предшествующими произведениями поэта. Сравнение описаний весны, зимы, лета в «Евгении Онегине» (начальные строфы VII главы) с описаниями времен года в «Осени» позволит без труда обнаружить отсутствие в них той «легкой шутливости», какой проникнуты строфы стихотворения. Картины природы здесь даны в несколько сниженном, «непричесанно-бытовом» виде. Перед нами не праздник, а будни жизни. Эти описания имеют, в известной степени, полемический характер: Пушкин утверждает право поэзии на обращение к «низкой» природе. Однако тут же в стихотворении мы найдем полное чарующей прелести описание осени. При этом проза и поэзия не только соседствуют, но и взаимодействуют. Поэт раскрывает красоту, поэзию повседневного. Пушкин 1833 года – убеждённый реалист. Пафос реализма – анализ. Поэт в «Осени» не демонстрировал, а анализировал феномен своего осеннего творчества, то есть искал и объяснял его причину.

      В стихотворении «Осень» нашла воплощение одна из характерных особенностей зрелого творчества Пушкина: жизнь, дается как диалектический процесс — в движении/ в сложном единстве и борьбе противоположных состояний.

      Произведение  написано Пушкиным в 1833 году. Александр Сергеевич приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». Стихотворение «Осень», одно из крупнейших и самых значительных в творчестве Пушкина А.С. 1830-х годов, со времени его первой публикации В. Жуковским в «посмертном» издании сочинений поэта не раз привлекало к себе внимание критиков, комментаторов и исследователей. Что касается изучения стихотворения, то, начиная от первого научного редактора сочинений Пушкина Анненкова П.В. и до нашей современности, им занимались в той или иной степени комментаторы и биографы Пушкина. В работах современных литературоведов сделано немало для изучения этого сложного и многосмысленного стихотворения. Но оно принадлежит к тем произведениям А.С. Пушкина, изучение которых никогда не будет исчерпано.

      Эпиграфом к стихотворению взяты державинские слова «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?», взятому из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская». Этим эпиграфом Пушкин утверждает тесную связь своего стихотворения со знаменитым посланием Державина, в котором прославляется покой и уединение на лоне сельской природы. У Пушкина мотив уединения, отхода от сует светской жизни так же имеется, хотя и не играет такой важной роли, как у Державина. Пушкин А.С. восторгается видом осенней природы, ее пышностью и красотой:

              Унылая пора! Очей очарованье!

      Ощущение  здоровья, душевной бодрости наполняет  стихотворение и придает ему  оптимистическое, жизнеутверждающее  звучание:

              И с каждой осенью я расцветаю вновь…

      Жанр  произведения – стихотворение, поэтому  большое внимание уделено лирическим переживаниям. Сам же Пушкин определил жанр как отрывок.  Такое определение жанра станет понятным лишь после характеристики композиционной схемы произведения, которая постоянной осложняется обилием противопоставлений, контрастов, оттенков и ассоциаций, что говорит об открытости композиции. Гусакова О.Я. пишет: «Лирика Пушкина – это всегда разговор о высоком, значительном, прекрасном. В этом смысле стихотворения поэта всегда есть отрывок» [4, 36].

      «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются  между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой  и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.

      Композиционно стихотворение двухчастно, его двенадцать октав дважды группируются по шесть. Первая и седьмая октавы целиком посвящены осеннему пейзажу. Можно заметить и переклички, и переосмысления, и контрасты между обеими частями. Однако двухчастность, как часто бывает у Пушкина, не навязчива, спрятана глубоко в структурном типе, исподволь уравновешивая композицию и придавая теме дугообразное движение.  Движение темы все время меняет направление. Первая октава вполне соответствует заглавию, но три последующие изображают остальные времена года. Возвращение к осени в пятой октаве немедленно вызывает еще более далекое уклонение от темы. Седьмая октава начинает новое развертывание мотива осени, но и здесь он спустя три строфы иссякает, уступая дорогу теме поэтического творчества.                                      

      Композиционная  двухчастность «Осени» тесно связана со стилистической полифонией, которая, в свою очередь, зависит от ритмической организации. Ритм стихотворения, взятый сам по себе, не представляет из себя ничего оригинального; в нем выявляют себя обычно законы шестистопного ямба; преимущественная ударность 1, 4-й и 6-й стоп; переменная — во 2-й и 3-й и перевес пиррихиев в 5-й стопе. «Сравнивая ритмический рисунок — четырехстопный ямб — чернового наброска I строфы с окончательным вариантом метрической формы стихотворения — шестистопным ямбом… приходим к достаточно точным выводам. В размер шестистопного ямба лучше укладывается интонация раздумья, неторопливого размышления, свойственная стихотворению. Эта же экспрессия отличает поэтические переносы в пределах строфы и инверсии. Они помогают автору отражать в произведении эпическое спокойствие, философское раздумье и разлитые лирические оттенки в созерцании окружающего мира. Кроме того, поэтический перенос существенно облегчает длинную строчку шестистопного ямба», - отмечает исследователь Гусакова Ольга Яковлевна [4, 34]. На наш взгляд, поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в жизнерадостный тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения. «Форма октав давала Пушкину возможность эпического повествования, изображения широкой картины действительности. Каждая из строф сама по себе настолько объемна, что содержит самостоятельную картину пли посвящена особой теме» [13, 62].

      Пушкин  хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».

      Сходны в стихотворении образы осенней природы - лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».

      Место «Осени» в системе лирики Пушкина определяется прежде всего оригинальным соединением в ней лирического и эпического начал. Это не означает, что стихотворение принадлежит к обычному лирико-эпическому жанру; например, оно не похоже на балладу с сюжетом и авторской эмоциональной окраской. Сюжета в общепринятом смысле в «Осени» нет. В ней наличествует эпичность временных и пространственных масштабов и, главное, эпичность внутреннего состояния. Отсюда соприкосновение «Осени» в существенных чертах структуры и жанра не столько с лирикой, сколько с романом в стихах            А.С. Пушкина 
 
 

 

ГЛАВА III. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

      «В художественном тексте заложен смысловой заряд, сила воздействия которого не ограничена местом и временем, ибо содержание художественного текста не замкнуто и относительно бесконечно. Об этом свидетельствует тот факт, что великие произведения искусства не утрачивают актуальности многие века и в разные времена интерпретируются и воспринимаются по-разному» [1, 95]. Этому способствует тот факт, что разнообразие семантических значений, изначально заложенных в языковой материал произведения, может варьироваться в разные периоды изучения произведения.

      Лирическое  произведение благодаря высокой  информативной насыщенности и точной внутренней организации отличается повышенной упорядоченностью и цельностью. Языковые средства в поэтическом тексте несут эстетическую и художественную мотивированность. В художественном тексте нет безразличного к содержанию материала, нет случайного словоупотребления. Так, каждое художественное произведение представляет собой  взаимодействующую триаду: идейно-эстетическое содержание – образный строй – художественная речь. В данной главе мы обратимся к анализу художественного языка исследуемого произведения.

      Интонационно-фонетическое оформление лирического произведения передает настроение стиха, его музыкальность и поэтичность, помогает понять идею поэта. В стихотворении «Осень» А.С. Пушкина преобладает разговорная интонация, которая создается посредством непринужденная беседа автора с читателем, многочисленные отступления от темы, иронические замечания, необычная для лирики свобода повествования. Автор разговаривает с читателем. Ом не только рисует картину осени, но и рассказывает о деревенской жизни, о себе самом. Как и в «Евгении Онегине», автор здесь не лирический герой, не эмоциональный центр стихотворения, а повествователь, рассказывающий обо всем с эпической обстоятельностью и объективностью. Многочисленны обращения к читателю («Извольте мне простить ненужный прозаизм», «Но мне она мила, читатель дорогой», «Как объяснить?»).

Информация о работе Лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Осень"