Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:53, доклад
Нетрудно заметить, что многочисленные научные публикации, сообщения в средствах массовой информации, статистические данные контрольных и надзорных органов по соблюдению трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в нашей стране по-прежнему свидетельствуют о весьма неблагоприятных сложившихся тенденциях в сфере соблюдения трудовых прав граждан РФ.
В
ходе обсуждения практики заключения
коллективных договоров в организациях
и у индивидуального
Потенциал применения коллективных договоров, его законодательное предназначение гораздо шире: прежде всего на уровне коллективно-договорного регулирования труда устанавливается наиболее высокий уровень прав и гарантий работникам.
Что касается института трудового договора, то студентам следует ознакомиться с законодательными неточностями, в том числе в терминологии, пробелами, механизмом реализации некоторых норм.
При этом необходимо учесть, что, согласно практике прокурорского надзора за исполнением требований ТК РФ и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наибольшее число нарушений встречаются как раз по вопросам возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений. Кроме того, большая часть трудовых споров связана с расторжением трудового договора, незаконным увольнением работников.
Продолжает сохранять актуальность и проблема соотношения трудовых договоров и гражданско-правовых договоров, связанных с трудом (преимущественно договоров подряда и возмездного оказания услуг). В специальной юридической литературе можно обнаружить целый ряд критериев их разграничения, в том числе по правовым последствиям.
Как свидетельствует практика, трудовые отношения нередко незаконно оформляются по устной договоренности между сторонами либо по письменной договоренности в виде "договора", "контракта", "соглашения" и т.п., что не соответствует единственной законной форме выражения трудовых отношений - заключения в письменной форме в двух экземплярах трудового договора.
Нередко гражданин, заключая и подписывая такой "договор", не имеет четкого и грамотного с юридической точки зрения представления о том, в какие отношения он вступает.
На практике выявляется, что граждане, подписывая, как они полагают, трудовые договоры, не имеют никаких социальных льгот в сфере труда, а при обращениях в судебные инстанции выясняется законность действий так называемого работодателя, другой стороны отношений. Отсюда складывается не соответствующее реальной действительности представление о несоблюдении норм трудового законодательства и подкупе суда.
Однако "псевдоработник" даже не полагает, что он сам себя лишил социально-трудовых льгот, когда-то необдуманно подписав договор гражданско-правового характера, что трудовым законодательством не регулируется.
Но возможна и иная ситуация. Когда работодатель заключил гражданско-правовой договор, а фактически сложились трудовые отношения с работником, последний может в судебном порядке, руководствуясь положениями статьи 11 ТК РФ, доказать этот факт и понудить работодателя заключить с ним трудовой договор.
Рассматривая проблемы дифференциации норм правового регулирования труда отдельных категорий работников, нельзя не обратить внимание на проблему привлечения к труду иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны.
Указанная проблема сопровождается множеством неблагоприятных тенденций, в частности, по состоянию и динамике незаконной трудовой миграции, угрожающей культурной и территориальной целостности РФ в связи со стремлением мигрантов к созданию национально-культурных автономий и т.п.
Обоснование
привлечения иностранных
Существующий разрешительный порядок по привлечению иностранцев к труду вызывает сомнение в необходимости его усложнять либо, наоборот, упростить.
Интересно
заметить, что усложненная
--------------------------
<5>
См., например: Чашин А.Н. Юридическое сопровождение
адвокатом процесса привлечения иностранной рабочей силы
// Трудовое право. 2006. N 8. С. 24 - 26.
Что же касается предложений и нововведений, как-то: создание "трудовых бирж" - банков данных, где иностранные работники могли бы получать информацию о наличии вакантных рабочих мест у себя на родине, то это представляется малореальным для внедрения в жизнь.
Не менее спорными по отдельным моментам и интересными являются особенности трудоправового статуса работников в религиозных организациях. Так, при заключении трудовых договоров в религиозных организациях зачастую остро встает вопрос о четкости критериев деловых качеств работника, его отношении к религии, к определенному вероисповеданию.
Также имеются проблемы по защите персональных данных работника, полученных работодателем - религиозной организацией при заключении трудового договора; по оплате труда. Последний вопрос законодательно не урегулирован, что порождает на практике появление труда работников в религиозных организациях, что называется, "на добровольных началах (основах)".
Рассматривая проблему правового положения руководителя организации, нельзя не заметить, что определение руководителя организации нуждается в единообразном законодательном подходе и, соответственно, в доработке.
Сам статус руководителя организации имеет смешанную правовую природу происхождения, комплексный характер урегулирования, что до сих пор приводит к замешательству: нужно ли с руководителями организаций заключать трудовые договоры. Хотя ТК РФ однозначно ответил на этот вопрос.
Помимо
доктринального решения проблемы определения
пределов полномочий руководителя во
избежание известных
Кроме того, думается, по-прежнему остается неразрешенным вопрос о заключении трудового договора с руководителем организации, если он же является собственником имущества организации и ее учредителем.
Особое внимание нужно уделить проблеме юридической ответственности за нарушение трудового законодательства РФ.
Данный институт носит межотраслевой, комплексный характер регулирования.
Различный
характер правонарушений в сфере
труда (по своему содержанию и субъектному
составу) приводит к применению на практике
норм различной отраслевой принадлежности
(согласно видам юридической
Виды же самих правонарушений трудового законодательства разбросаны по всему ТК РФ: статьи 54, 55, 90, 362, 363, 378, 416, 417 и др., где закрепляется сама возможность юридической ответственности без конкретизации состава правонарушения. Перечисленные нормы носят отсылочный характер.
Между тем при сравнительном анализе норм ТК РФ и КоАП РФ нетрудно обнаружить межотраслевые расхождения: в кодифицированных актах устанавливаются различные нарушения, имеются серьезные различия в составах правонарушений и его составляющих элементах.
Принято считать, что такая коллизия норм должна решаться в пользу КоАП РФ, поскольку административная ответственность (пусть даже за несоблюдение норм трудового законодательства РФ) специально устанавливается именно в этом кодифицированном акте.
В то время как ТК РФ механизма реализации норм о юридической ответственности в трудовом праве, как правило, не содержит и включает в себя лишь бланкетные нормы права.
Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить, что проблемы трудового права не исчерпываются теми, что перечислены в настоящей статье.
Круг актуальных проблем во времени постоянно меняется. Какие-то спорные вопросы в части либо полностью, временно или на достаточно постоянной основе разрешаются, появляются новые.
И,
поскольку трудовое законодательство
несовершенно, определенную ценность
представляет не просто обозначение проблемы,
но и законодательные предложения, правоприменительные
изменения, доктринальные и научно-теоретические
переосмысления существующих понятий,
категорий и юридических конструкций.
ПРОБЕЛЫ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ В СФЕРЕ ТРУДА
К.К. УРЖИНСКИЙ
Уржинский Константин Константинович, доцент кафедры экономики, предпринимательства и права Белорусского государственного экономического университета, аналитик Московского городского правового центра "Защита", кандидат юридических наук.
Динамичное развитие общественных отношений в современном Российском государстве в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Не вдаваясь в подробный научно-правовой анализ данного явления, отметим, что наличие пробелов в праве, как мы только что упомянули, вполне объективно, о чем в свое время писал известный теоретик В.В. Лазарев, подчеркивая их неизбежность даже при идеально отлаженной нормотворческой деятельности <1>. Далее необходимо указать, что пробелы в праве - это, безусловно, негативное явление (о чем также говорится в юридической литературе), которое дестабилизирует существующий в обществе порядок, затрудняет нормальную реализацию прав и свобод в конкретных отношениях, снижает эффективность действия законодательства, создает дополнительные трудности в правоприменительной деятельности <2>. Ученые отмечают, что в трудовом праве имеются многочисленные пробелы, и это явно нежелательно, так как вызывает много негативных последствий <3>. Как справедливо указывает Г.С. Скачкова, пробелы в трудовом праве не позволяют стабильно и всесторонне защищать права наемных работников, последовательно охранять законные интересы сторон правоотношений в сфере труда <4>. Однако пробелы в правовом регулировании несут все же и некоторые положительные моменты. Они активно, как пишет Г.С. Скачкова, стимулируют правоприменительную практику и юридическую науку в поиске решения возникших проблем, их объяснения и разработке инвариантных путей решения, что, в свою очередь, способствует постоянному совершенствованию системы права <5>.
--------------------------
<1> См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. С. 3.
<2> См.: Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник / Отв. ред. С.А. Чибиряев. М., 1998. С. 266.
<3>
См.: Дресвянкин В.Д. Пробелы в
российском трудовом праве:
<4>
См.: Скачкова Г.С. Пробелы в
трудовом праве: некоторые
<5> См.: Там же.
В этой связи в контексте нашей статьи (вопросов защиты прав и законных интересов в сфере труда) хотелось бы рассмотреть некоторые пробелы в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации (РФ). Остановимся вначале на ст. 4 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), в которой сформулирована законодательная дефиниция принудительного труда. Так, в соответствии с данной нормой к принудительному труду относится, в частности, работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере. Положения ст. 4 ТК РФ нашли свое творческое развитие в ст. 142 ТК РФ. Так, согласно ст. 142 ТК РФ в качестве самозащиты в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В части 3 ст. 142 ТК РФ предусмотрено, что в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Однако указанные выше положения ст. 142 ТК РФ не доведены до логического завершения. Так, неурегулированным остается вопрос о правовом положении работников, которым не выплачивается заработная плата и которые в связи с этим приостановили работу. Прежде всего, вызывает сомнение само понятие "приостановка работы": означает ли это простой или же эту ситуацию следует приравнять к вынужденному прогулу? Далее, возникает вопрос о том, сохраняется ли в этом случае за работником заработная плата, если да, то в каком размере: в размере средней заработной платы на все время приостановки работы, или же здесь следует применять, например, правила ст. 157 ТК РФ? А как быть в той ситуации, когда работник, выйдя на работу (в соответствии с ч. 4 ст. 142 ТК РФ) после письменного уведомления работодателем (о готовности выплатить причитающуюся ему заработную плату), не согласен с размером причитающихся ему выплат? К сожалению, в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами РФ ТК РФ" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63) ничего не сказано по данному вопросу. И наконец, в вышеназванной ст. 4 ТК РФ говорится о нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, а в ч. 1 ст. 142 ТК РФ просто о задержке выплаты, т.е. имеет место определенная терминологическая несогласованность двух фактически взаимосвязанных норм ТК РФ. Безусловно, все названные выше законодательные нестыковки можно квалифицировать как пробел, который в конечном итоге затрудняет защиту прав работников в данной ситуации.