Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Михаила Никифоровича Каткова, публициста и издателя. Главным его оружием было печатное слово. Ему на четверть века, едва ли не единственный раз в мировой истории, удалось превратить печать в действительную «четвертую власть» в государстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАТКОВА М.Н. 4
1.1.Биография Каткова 4
ГЛАВА 2. М.Н. КАТКОВ - ИЗДАТЕЛЬ 23
2.1. «Русский вестник» 23
2.2 «Московские ведомости» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Изменение политической линии «Р.в.» незамедлительно сказалось на его литературном содержании. В области эстетики журнал энергично пропагандировал идеи «чистого искусства» (статьи Н.Соловьева, критические выступления Авсеенко и П.Щебальского и др.), выступая против гражданской эстетики Чернышевского и утилитаризма Писарева. В области поэзии журнал брал курс на Вяземского, Алексея Толстого, Фета, Щербину, Майкова, Тютчева и др. Среди прозаиков характерное место занимает тот же Фет (цикл статей об усадебном хозяйстве, полный возмущения крестьянской «распущенностью» и сделавший их автора мишенью многочисленных насмешек демократической журналистики). Знаменательна роль «Р.в.» в создании так наз. «антинигилистической» беллетристики, в самом неприглядном виде изображавшей революционное движение 60-х гг. и его идеологов. Началом ее должны были служить «Отцы и дети» Тургенева, которые Катков всячески стремился истолковать как памфлет на «молодое поколение». Эта реакционная беллетристика была представлена романами Писемского («Взбаламученное море»), Клюшникова («Марево»), Крестовского («Кровавый пуф»), Лескова («Некуда», «На ножах»), Авсеенко («Злой дух»), Орловского («Вне колеи»), Дьякова («Кружковщина») и особенно Б.Маркевича («Марина из Алого Рога», «Перелом», «Бездна»). Из крупных писателей крепче всего была связь с «Р.в.» у Достоевского, печатавшего здесь почти все свои произведения последнего периода. Что касается Тургенева, напечатавшего в журнале роман «Дым», и Л.Толстого («1805 год» и «Анна Каренина»), то оба в конце концов ушли из журнала, не соглашаясь с резко-реакционными позициями его редактора. Катков твердо проводил в журнале свои взгляды, отказываясь от печатания всего, что могло отвлечь читателей «Р.в.» от политической борьбы (такова глава из «Бесов», содержавшая в себе исповедь ее героя Ставрогина, растлившего ребенка) или что проводило неприемлемые для него политические тенденции (последние главы «Анны Карениной», в к-рых Толстым была дана критика столь заботливо пропагандировавшегося правительством славянского движения 70-х гг.).
В 80-х гг. в «Р.в.» уже не участвовал ни один из крупных писателей (исключая Фета, помещавшего в нем свои рассказы и отрывки из воспоминаний), и журнал окончательно сделался средоточием эпигонов крепостнической литературы.
«МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ», одна из старейших русских газет, ведущий орган национально-патриотической мысли до 1917.
Основана в 1756 как издание Московского университета (формально принадлежала университету вплоть до 1909). Первое столетие была скорее бюллетенем новостей и сборником правительственных постановлений. Правда, периодически «Московские ведомости» передавали частным арендаторам, которые пытались превратить газету в литературно-художественное издание. Однако настоящую роль в русской истории газета стала играть в 1863, когда ее возглавил М. Н. Катков (собственно, первый раз газету он возглавлял в 1850—55, но тогда в ней нельзя было помещать публицистические статьи). Под руководством Каткова «Московские ведомости» стали газетой православно-монархического направления, при этом не превратившись в правительственный официоз. Напротив, периодически «Московские ведомости» вступали в конфликт с министрами и влиятельными сановниками, в силу ряда обстоятельств выступавшими против традиционных истинно-русских охранительных начал. В результате «Московские ведомости» стали чем-то большим, чем газета. Публицист Н. П. Гиляров-Платонов писал о значении газеты: «Московские ведомости» образовали своего рода департамент, в котором обсуждались и подготовлялись к решению важнейшие вопросы по внутренней и внешней политике, — департамент не официальный, с голосом независимым и не властным, но к звукам которого нельзя было остаться глухим и которого сила удваивалась настойчивым повторением раз поставленных положений и беспощадной полемикой с противниками, кто бы они ни были и где бы ни стояли, — в рядах ли публицистики, на верхних ли ступенях государственной иерархии». «Московские ведомости» при Каткове стали интеллектуальным центром национальных сил, выполняя те функции, которые в других странах выполняли политические партии. Позиция газеты, поддерживавшей Царя против царских министров, часто приводила к конфликтам. При М. Н. Каткове газета имела в общей сложности 11 цензурных взысканий.
После смерти Каткова «Московские ведомости» на время утратили значение ведущей национальной газеты. Новый редактор С. А. Петровский, возглавлявший «Московские ведомости» в 1887—96, несмотря на то, что он прошел хорошую выучку у М. Н. Каткова, во многом уступал ему и как редактор, и как публицист. Да и во 2-ю пол. царствования Императора Александра III от журналистов требовались иные качества. В 1896 Особое совещание при МВД первоначально рассматривало на пост редактора кандидатуру известного поэта, философа и публициста кн. Д. Н. Цертелева, однако в конце концов остановилось на кандидатуре директора Лицея Цесаревича Николая давнем сподвижнике Каткова В. А. Грингмуте. Решение было утверждено Государем Николаем II, начертавшем на представлении совещания: «Очень рад этому выбору». Грянувшая через несколько лет смута доказала наглядно, что Царь не ошибся в своем выборе. Грингмут превратил «Московские ведомости» в один из мощных бастионов на пути крамолы. На страницах газеты разоблачались действия революционеров и либералов, а также их тайных покровителей в высших сферах (Витте, кн. Святополк-Мирский и пр.). Отстаивая православно-монархические ценности, редактор «Московских ведомостей» повел непримиримую борьбу со всесильным временщиком Витте, для которого В. А. Грингмут стал могильщиком, как в свое время М. Н. Катков для М. Т. Лорис-Меликова. Во многом благодаря Грингмуту в конце концов пало правительство Витте, который в итоге настолько возненавидел редактора «Московских ведомостей», что не гнушался даже распространять о нем в обществе клеветнические измышления. Во время революции редакция «Московских ведомостей» стала в полном смысле штабом контрреволюции в Москве. 2.03.1905 со страниц газеты прозвучал призыв Грингмута создать для борьбы с крамолой монархическую партию. 24.04.1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро для организации партии. Этот день впоследствии принято было считать днем рождения Русской Монархической партии (РМП). При Каткове его сторонников называли «партией Московских ведомостей», теперь при «Московских ведомостях» появилась настоящая национальная партия.
После безвременной кончины Грингмута наметился некоторый спад в газете. Правительство пыталось передать «Московские ведомости» в руки более умеренных деятелей, — в 1907—08 редакцию возглавляли барон А. Э. Нольде и известный славист А. С. Будилович. После смерти Будиловича с н. 1909 в «Московских ведомостях» началась эпоха Л. А. Тихомирова, который давно сотрудничал в газете. Тихомиров критически относился к тому, что при Грингмуте газета фактически превратилась в орган РМП, что невольно сузило круг ее читателей. Новый редактор, очарованный в первое время П. А. Столыпиным, стремился превратить газету в мощный непартийный правый орган, проводящий политику энергичного премьер-министра. Тихомиров надеялся, что Столыпин, в конце концов, восстановит подлинное Самодержавие в том виде, в каком оно представлено было в классическом сочинении Тихомирова «Монархическая государственность». Однако постепенно редактор «Московских ведомостей» все более и более разочаровывался в Столыпине, а злодейское убийство главы правительства привело Тихомирова к мысли о бесперспективности борьбы. Эпоха Тихомирова, начинавшаяся столь многообещающе, оказалась короткой, в 1913 он отказался от руководства газетой. Последними издателями-редакторами газеты были братья Назаревские. В 1914—15 «Московские ведомости» возглавлял близкий сподвижник лидера московских монархистов прот. И. И. Восторгова Б. В. Назаревский, при котором «Московские ведомости» снова стали фактическим органом монархических союзов Москвы. В этот период в газете публиковались статьи о. И. И. Восторгова, К. Н. Пасхалова, архим. Макария (Гневушева), В. В. Томилина, С. С. Бутурлина, Е. Поселянина, А. А. Александрова, М. Д. Плетнева, Ф. А. Преображенского и др. видных деятелей монархического движения. С н. 1916 его сменил видный московский историк В. В. Назаревский, бывший последним редактором-издателем одной из старейших газет России. Это были публицисты, верные традициям «Московских ведомостей», но другой была Россия, — страна шла к революции, голос патриотов-охранителей уже заглушался разнузданными кампаниями либеральной и революционной прессы. В отличие от большинства правых органов «Московские ведомости» продолжали существовать и после февральской революции, и были закрыты 27.10.1917, на третий день после захвата власти большевиками.
Мы рассмотрели деятельность Михаила Никифоровича Каткова, русского публициста и издателя. Главным его оружием было печатное слово. Также он был основоположником русской политической журналистики. Создал Катков и специальный жанр антинигилистического романа. Вообще по натуре Михаил Никифорович был типичным «пассионарием» в совершенно Гумилевском значении этого слова. Он сочетал фантастическое упорство, волю к знаниям, огромный талант и внутреннюю силу с каким-то кипучим фанатизмом и готовностью крушить все и вся на пути к цели и не щадить никого и ничего. Белинскому, дружившему с ним в молодости, Катков казался диким, необузданным, самолюбивым ребенком, таящим в себе невероятные силы, которые сотрясут все вокруг.
1. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
2. Любимов Н. А. М. Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889;
3. Макарова Г. Н. Охранитель // Славянин. 1996. № 1;
4. Неведенский С. Г. Катков и его время. СПб., 1888;
5. Памяти М. Н. Каткова. Сборник. М., 1897;
6. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия.(М.Н.Катков и его издания). М., 1978;
7. Попов А.А. М.Н.Катков: К вопросу о его социально-политических взглядах // Социально-политический журнал. 1992. N 9.
8. Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. М., 1991.
9. Сементковский Р. И. М. Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность: Биогр. очерк Р. И. Сементковского: С портр. Каткова, грав. в Лейпциге Геданом — Санкт-Петербург : тип. Ю. Н. Эрлих, 1892 (обл. 1891).
[1] (М. 1836)
[2] (М. 1837)
[3] (1838 г., кн. I)
[4] (1839 г., т. VІ, кн. 11, отд. VI, стр. 47—64)
[5] (1840 г., т. XII, кн. 10, отд. V, стр. 15—50)
[6] (1840 г., т. IX, кн. 4, отд. V, стр. 37—72)