Жизнь декабристов и их потомков. Рылеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

В этом человеке была какая-то притягательная сила, покорявшая сердца и подчинявшая умы. «Он был не хорош собой, говорил просто, но не гладко», - вспоминает о нём современник. Однако стоило Рылееву коснуться любимой темы – любви к родине, как мгновенно лицо его изменялось: «Черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устанешь любоваться им». Те, кто когда-либо видели поэта-декабриста, навсегда запомнили его благородный облик: «Глаза тёмные, с выражением думы, и часто блестящие при одушевлённой беседе, голова, немного наклонённая вперёд, при мерной поступи». Это была высшая красота, красота вдохновения и взволнованной мысли: «Во взорах его выразительных глаз, во всех чертах его лица виднелась восторженность к великому делу». Так говорили о Кондратии Федоровиче Рылееве современники, люди различных характеров и воззрений: его друг М. Бестужев, его знакомый Розен, его ближайший соратник Е.П.Оболенский – все декабристы.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

          Введение.

     В этом человеке была какая-то притягательная сила, покорявшая сердца и подчинявшая  умы. «Он был не хорош собой, говорил  просто, но не гладко», - вспоминает о  нём современник. Однако стоило Рылееву  коснуться любимой темы – любви  к родине, как мгновенно лицо его  изменялось: «Черные, как смоль, глаза  озарялись неземным светом, речь текла  плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устанешь любоваться им». Те, кто когда-либо видели поэта-декабриста, навсегда запомнили его благородный  облик: «Глаза тёмные, с выражением думы, и часто блестящие при  одушевлённой беседе, голова, немного  наклонённая вперёд, при мерной поступи». Это была высшая красота, красота вдохновения и взволнованной мысли: «Во взорах его выразительных глаз, во всех чертах его лица виднелась восторженность к великому делу». Так говорили о Кондратии Федоровиче Рылееве современники, люди различных характеров и воззрений: его друг М. Бестужев, его знакомый Розен, его ближайший соратник Е.П.Оболенский – все декабристы.

     Что делало Рылеева притягательной силой, властелином человеческих сердец? По уверению современников, Рылеев говорил  «не гладко»; речь его «просто  текла…без фигурных фраз и возгласов». «Рылеев, - сообщает Н.Бестужев, - был  не красноречив и овладевал другими  не тонкостями риторики или силою  силлогизма, но жанром простого и иногда несвязанного разговора, который в  отрывистых выражениях изображал всю силу мысли, всегда прекрасной, всегда правдивой, всегда привлекательной». Человек высокой духовной красоты, напряжённой мысли, волнующей искренности и, вместе с тем, трагической жизни, выдвинутый событиями 14 декабря 1825 года, Рылеев выступает перед нами на фоне своей эпохи как один из пленительных образов нашего исторического прошлого. 
 
 
 
 
 
 
 

           1.  К.Ф. Рылеев. Годы формирования личности.

           1.1 Детство

     Кондратий Фёдорович Рылеев родился 29 сентября 1795 года в принадлежавшей его отцу, небольшой усадьбе Батово, Петербургской губернии. Отец его, подполковник в отставке, был небогатым помещиком и человеком сурового нрава. С шести лет Рылеев уже отдан был в Первый кадетский корпус в Петербурге. Отец, видимо, не скучал по сыну. Живя в Киеве, где он состоял управляющим у князя Голицына, Фёдор Андреевич Рылеев то по три года не отвечал на письма сына, то иронизировал над его почтительными просьбами о материальной помощи.

     В прошлом кадетский корпус был  передовым учебным заведением, самым  значительным в стране после Московского  университета. Однако теперь кадетский  корпус вступил в печальную полосу своего существования. Директором стал Максимилиан фон Клингер. Он ввёл жестокие телесные наказания. За самые невинные детские шалости детей подвергали  от 30 до 50 ударам,  а в более важных случаях это число утраивалось. Не избегал общей участи и Рылеев, причём вовсе не из-за детского легкомыслия. Секли его нещадно. Рылеев порою брал на себя вину своих «однокашников». Вполне понятно, что это всё возбуждало в его товарищах чувство любви и уважения к нему.

     Кадетский корпус не мог способствовать быстрому развитию Рылеева. Программа отличалась крайней многопредметностью; учителя подбирались без особенной тщательности, получали грошовое жалованье и преподавали спустя рукава. Однако Рылеев учился прилежно и окончил корпус в «первом разряде». Школьные занятия он дополнял самостоятельным чтением книг из корпусной библиотеки. Начитанность сказывается в его манере письма – в склонности к витиеватым оборотам.

     Однако  и в письмах этой поры, и в  первых стихотворных опытах Рылеева  проступают характерные раздумья о  жизни, назначении человека, родине, подвиге. В эти годы Рылеев ещё не умеет всматриваться в окружающую действительность и не видит её теневых сторон. 
 
 
 
 

        

         1.2 Юность

     В начале 1814 года Рылеев был выпущен  из корпуса прапорщиком и с  первой резервной артиллерийской бригадой отправлен за границу, где он, с небольшим перерывом, находился до 1817 года. Величавые события мировой истории потрясли юношу. Переезжая в 1815 году через Рейн, он предаётся раздумьям о происшедших изменениях. Париж пугает и вместе с тем прельщает молодого Рылеева. Он живо описывает нравы парижан, великолепные сады, богоугодные заведения, и восторг порою сменяет несколько напускную суровость.

     «Письма из Парижа», к сожалению, не дают ответа на вопрос, насколько захватила Рылеева  интеллектуальная жизнь французской  столицы. Однако в дальнейшем, в своих  показаниях на суде, он сам признавался, что «свободомыслием первоначально  заразился… во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах».

     Юношеская восторженность не оставляет Рылеева  и в последующие годы его жизни. Конноартиллерийская рота, в которой  он служил, стояла в Воронежской  губернии. Ему всё здесь нравилось. В обществе офицеров он не видит  ничего, «кроме образов истинного  благородства, дружеского согласия и  бескорыстной друг к другу любви». Под вечер они компанией бродят по берегам Дона и «при тихом шуме воды и приятном шелесте лесочка» погружаются в мечтания, строят планы для будущей жизни, рассуждают и спорят».

     Общественный  подъём охватывал различные слои гражданского населения. До нашего времени дошло интересное описание настроений жителей Острогожска, городка Воронежской губернии, близ которого находился Рылеев. Оказывается, как писал А. В. Никитенко, жителей Острогожска «занимали вопросы литературные, политические и общественные. Они препирались не за одни личные интересы, но и за принципы. В них проглядывало стремление к свободе и сознательный протест против гнёта тогда всемогущего бюрократизма. У многих, даже купцов и мещан, были коллекции книг серьёзного содержания». Любопытно, что автор описания, Никитенко, впервые встретил Рылеева в этом городке: молодой офицер покупал в книжной лавке «Дух законов» Монтескьё.

     В эту же пору Рылеев влюбился в дочь острогожского помещика, Наталью Тевяшову. Мать отговаривала сына от брака, ссылаясь на недостаточность его средств. Родители Натальи тоже были не в восторге от небогатого жениха. Но настойчивость влюблённого превозмогла все препятствия. В начале 1819 года состоялась свадьба, а в 1820 году молодая пара переехала в Петербург. Там он начал публиковать первые стихотворения, посвящённые войне 1812 года. В 1820 году появилась в печати его сатира «К временщику», в которой обличался А. А. Аракчеев. Вся Россия повторяла заключительные строки стихотворения:  

                               Всё трепещи, тиран! За зло

                                                                     и вероломство

                               Тебе свой приговор  произнесёт

                                                                            потомство!

     Рылеев  близко сошёлся с Грибоедовым и Пушкиным, ценившими его поэзию. Оба бывали на рылеевских «русских завтраках» - около двух-трёх часов дня в доме Рылеева собирались знакомые. Там подавали «графин очищенного вина, несколько кочней кислой капусты и ржаной хлеб». Поэт читал элегии из своего исторического цикла «Думы», навеянного «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, - о Вещем Олеге, Андрее Курбском, Иване Сусанине, Наталье Долгорукой. Многие вспоминали потом, как Рылеев «воспламенял всех своим поэтическим воображением». Пушкин был высокого мнения о его литературных опытах, особенно о поэмах «Войнаровский» и «Наливайко» (посвящённых ярким личностям казаков-бунтарей). В поэмах содержалось немало характерных для русского гражданского романтизма политических ассоциаций. Пророческими для автора оказались строки его «Исповеди Наливайки»:

                          …Известно мне:  погибель ждёт

                          Того, кто первый  восстаёт

                          На утеснителей народа, -

                          Судьба меня уж  обрекла.

                          Но где, скажи,  когда была

                          Без жертв искуплена  свобода?

                          Погибну я за  край родной, -

                          Я это чувствую, я знаю…

                          И радостно, отец  святой,

                          Свой жребий я  благословляю.  
 
 
 
 
 
 

         2. В тайных обществах 

          2.1 Образование тайных обществ. Вступление Рылеева в Северное общество 

     Тайные  общества начала XIX века поддерживались знакомством армии с условиями жизни в передовых странах, наконец, всем духом времени, который, как однажды выразился Пестель, «от одного конца Европы до другого… везде заставлял умы клокотать». Попытки организации тайного общества относится ещё к 1814 году, но первая ячейка будущего декабристского движения датируются 1816-1817 годами. Патриотический характер общества относится ещё к 1814 году, но первая ячейка будущего декабристского движения датируется 1816-1817 годами. Патриотический характер общества, его стремление бороться за благо родины отражались в самом названии – «Союз истинных и верных сынов отечества» (обычно оно называлось короче: «Союз спасения»). Немногочисленные участники его, гвардейские офицеры, были выходцами из различных слоёв дворянства. При торжестве некоторых общих стремлений – уничтожение крепостного права, установление представительного правления – общество не отличалось особым единством воззрений. Отсутствие внутреннего единства привело в 1818 году к замене «Союза спасения» «Союзом благоденствия». Новая организация сложилась под знаменем политической пропаганды. Это привело, во-первых, к значительному увеличению состава общества, а во-вторых, к усилению либеральных тенденций в нём. Однако и здесь не было достаточной согласованности взглядов: «Старые друзья начинали сильно расходиться в своих воззрениях – в здании «Союза» обозначилась заметная трещина». К тому же случайность некоторых членов в составе общества придавала его деятельности слишком вялый характер. На московском съезде в начале 1821 года решено считать «Союз благоденствия» ликвидированным. Но проводившие это решение стремились лишь усыпить внимание правительства, избавиться от нежелательных членов и продолжать деятельность с большей конспирацией.

     Теперь  общество уже не было единым. Сформировалось два центра. Один из них находился  на юге, в городе Тульчин, Подольской губернии. Образовавшись ещё ранее официального закрытия «Союза благоденствия», он продолжал свою деятельность, не меняя названия. Руководитель Южного общества, полковник Пестель, в своей программной «Русской правде» провозглашал требования всеобщего народного голосования, республиканского правления, уничтожения дворянских преимуществ, освобождения крестьян с земельным обеспечением их, в целях чего половина помещичьих земель должна была перейти в общественное пользование. План Пестеля предусматривал террористические действия против главных представителей самодержавной власти. Уничтожение императорской фамилии и последующую диктатуру временного правительства.

     Программа Северного общества, центром которого был Петербург, оказалась значительно  более умеренной. «Правителем» Северного общества был избран Никита Муравьёв. Прежде во многом приближавшийся к воззрениям Пестеля, он к этому времени, по его собственным словам, «удостоверился в выгодах монархического представительного правления». Ранее признаваемое им цареубийство Муравьёв теперь считал варварством, а захват власти – несбыточной мечтой. Основным средством изменения существующего строя Муравьёв признавал одну только мирную пропаганду. В своём проекте конституции Муравьёв выдвигал требования достаточно высокого имущественного избирательного ценза и стоял за освобождение крестьян без пахотной земли.

     Деятельность  Северного общества была сначала чрезвычайно вялой; заседания – немногочисленными и малолюдными; количество членов убывало. Изменение деятельности Северного общества началось лишь тогда, когда в него вошёл Рылеев. Принятый И. Пущиным в Северное общество осенью 1823 года, Рылеев вскоре занял там центральное место. Вследствие отъезда Трубецкого в Киев Рылеев с начала 1825 года заменил его в Думе общества. Когда из Петербурга уехал Н. Муравьёв, то его место перешло к другу Рылеева – А. Бестужеву. Таким образом всем обществом руководил триумвират друзей : Рылеев – Оболенский – Бестужев, среди которых ведущую роль играл Рылеев. Деятельность его сказалась, прежде всего, в принятии ряда новых членов. Некоторых принимал в общество он сам, другие были привлечены теми, которых он принял. Так появились в составе Северного общества братья Бестужевы, Одоевский, Батенков, Кюхельбекер, Торсон, Каховский, Панов, Завалишин и др. Для организации отделения общества Рылеев ездил в Кронштадт. Выступал он и в Москве, в литературном кружке «любомудров», и произвел на них сильное впечатление. 
 
 
 
 

Информация о работе Жизнь декабристов и их потомков. Рылеев