Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:10, реферат
К В интеллектуальной обстановке 30-40-х гг. XIX века практически вся умственная жизнь, все, что еще могло думать и иметь свое собственное мнение, было сконцентрировано в тесных кружках, салонах. Из наиболее известных кружков того времени можно упомянуть те, которые группировались вокруг Станкевича и Герцена, а наиболее посещаемые салоны – А.П. Елагиной и Свербеевых. В своих воспоминаниях Чичерин называл кружки «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». В атмосфере дискуссий и бесконечных споров, истинный смысл которых очень редко мог быть представлен широкой публике (исключение – «Философические письма» Чаадаева), возникали совершенно новые, рожденные интенсивной в то время деятельнос
Введение
Славянофильство
Направление славянофильства, возникновение и развитие.
И.В.Киреевский: критика западного рационализма
Западничество
История и суть
Люди и работы
Политико-правовые воззрения славянофилов
Славянофилы и западники: общее и различное в их взглядах
Заключение
Министерство
образования и науки РФ
НГУЭУ
Реферат
по дисциплине «История России»
на тему:
«Славянофилы
и западники»
Выполнила:
Анисимова Евгения
БМО-11
Проверил:
Сарнова
В.В.
г. Новосибирск,
2011
План:
Список литературы
В интеллектуальной
обстановке 30-40-х гг. XIX века практически
вся умственная жизнь, все, что еще
могло думать и иметь свое собственное
мнение, было сконцентрировано в тесных
кружках, салонах. Из наиболее известных
кружков того времени можно упомянуть
те, которые группировались вокруг
Станкевича и Герцена, а наиболее
посещаемые салоны – А.П. Елагиной и
Свербеевых. В своих воспоминаниях
Чичерин называл кружки «легкими,
которыми в то время могла дышать
сдавленная со всех сторон русская
мысль». В атмосфере дискуссий
и бесконечных споров, истинный смысл
которых очень редко мог быть
представлен широкой публике (исключение
– «Философические письма»
2.Славянофилы.
2.1. Направление славянофильства, возникновение и развитие.
Славянофильство - неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г.Белинский писал: "Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии" .
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения. Характерно, что в кругу прежних участников общества "любомудров", среди лиц, настойчиво требовавших в последекабрьские годы отказа от борьбы с существующим строем, ратовавших за "уважение к действительности", находились и будущие славянофилы И. В. Киреевский и А. И. Кошелев.
С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования славянофильство было представлено немногочисленной группой, столпами которой явились в 40-50-х годах А. С. Хомяков и И. В. Киреевский.
Говоря об И. В. Киреевском, как об одном из основоположников славянофильства, следует отметить, что становление его взглядов прошло довольно сложный путь.
От участия в кружке "любомудров" до тесной дружбы со схимником Филаретом и старцами Оптинского монастыря, от редактирования журнала "Европеец" до издания богословской литературы, от приверженности западной цивилизации до противопоставления западноевропейской образованности "образованности русской" - такова эволюция, проделанная И. В. Киреевским в течение 20-50-х годов.
Крупную роль в славянофильской группе играл К. С. Аксаков. В его работах наиболее полно освещена историческая концепция славянофилов. Он подвизался и в качестве ведущего славянофильского литературного критика. Взгляды К. С. Аксакова также претерпели немалые изменения. Начало его идейного формирования относится к 30-м годам, когда он был участником кружка Станкевича. Влияние этого кружка сказалось и на написанной К. Аксаковым в начале 40-х годов и появившейся в свет в 1846 году диссертации о Ломоносове. Впоследствии К. С. Аксаков получил известность как один из самых ортодоксальных деятелей славянофильства, выражавший в крайне заостренной форме положения, характерные для всего его круга.
Впервые
о своем появлении на общественной
арене славянофильство
Рубеж 30-х и 40-х годов - время первых схваток славянофилов с их противниками - западниками. А. И. Герцен отмечал, что по возвращении летом 1842 года из Новгорода в Москву он застал славянофилов и их порицателей, разделенных на враждующие "партии", на два "стана". О славянофилах и их противниках как о двух литературных "партиях", стоящих к 1843 году "как два лагеря друг против друга, каждый со своими шпагами" , писал в своих мемуарах и П. В. Анненков.
Полемика
со славянофилами - первая крупная общественно-
В общественно-политической борьбе России последних двух предреформенных десятилетий славянофильская группа заняла место на правом фланге либерального лагеря. Имея немало сходственных черт с идеологией "официальной народности", славянофильские воззрения, однако, по ряду вопросов отличались от взглядов группы Погодина и Шевырева. Славянофильство являлось в 40-50-х годах оппозиционной группировкой, исключая, правда, период 1848-1849 годов, когда славянофилы, под впечатлением бурных событий на Западе и из-за опасения воздействия их на Россию, воздерживались от укоризненных замечаний в адрес правительства.
Славянофильская критика нередко направлялась против цензурного произвола, полицейской опеки, бюрократического засилья. Славянофилы ратовали за отмену крепостного права. Еще в своей статье о "Старом и новом" А. С. Хомяков гневно отозвался о крепостном праве, охарактеризовав его как "мерзость рабства законного" .
Сосуществование
двух противоположных тенденций - одной,
проявлявшейся в постоянном тяготении
к охранительным взглядам, другой,
выражавшейся в суждениях, расходящихся
с официальной идеологией - характерная
черта славянофильской
Отрицая закономерности и единство исторического процесса, славянофилы усиленно пропагандировали схему, резко противопоставлявшую путь "внутренней правды" России пути "внешней правды" Запада "рационалистической культуре" Запада..
Славянофильство горячо отстаивало православие, выступало апологетами старины, выдвигало требование разрыва с Западом.
Как изобилующий смутами и раздорами, обессиленный внутренним раздвоением и мечтательностью, ослабленный "латино-протестантской односторонностью" предстает Запад со страниц произведений славянофилов.
Об умственной жизни Запада славянофилы писали как об утратившей свою силу, обнаружившей "болезненные явления" еще со времен реформации и даже с предшествовавшей ей эпохи Возрождения. О философской мысли Запада Киреевский говорил как о движущейся в замкнутом кругу и вернувшейся к принципам Аристотеля.
Следует отметить, что славянофилам, особенно А. С. Хомякову и И. В. Киреевскому, отнюдь не было присуще безоговорочное осуждение всего Запада.
Еще в статьях, помещенных в первых номерах "Москвитянина" за 1845 год, Хомяков и И. В. Киреевский стали, противореча самим себе, отмежевываться, по выражению П. В. Анненкова, от "доморощенных гонителей Запада" .
Стремления И. В. Киреевского в середине 40-х годов сгладить острые углы славянофильской трактовки проблемы России и Запада и сделать менее уязвимым для критики один из важнейших принципов славянофильского учения не ускользнули от взора А. И. Герцена, записавшего в свой дневник: ". . . Иван Васильевич хочет как-то и с Западом поладить; вообще он и фанатик эклектик" .
Разноречивость в суждениях И. В. Киреевского о Западе в известной мере объясняется тем, что как сам автор "Обозрения современного состояния литературы", так и его единомышленники, обличая Запад, в то же время испытывали сильное тяготение к реакционным идеям, в значительной степени черпаемым из западноевропейских источников.
Нередко, справедливо критикуя тех, кто был ослеплен иноземным и предпочитал чужое своему, низкопоклонствовал перед Западом, славянофилы, однако, сами по существу смыкались с отдельными критикуемыми ими деятелями в благоговении перед реакционными, консервативными сторонами западноевропейской жизни.
Толки о "гниении Запада" особенно часто были в славянофильском кругу в 1848 - 1849 годах, когда напуганные революционной бурей, пронесшейся по Западной Европе, славянофилы наиболее яростно нападали на прогрессивные слои Запада и устами К. С. Аксакова заявляли о своем презрении к поднявшимся на борьбу народам Европы.
Славянофильская антитеза Запада и Востока раскрывается как антитеза революции и России. Рассматривая историю Запада, как изобилующую "кровавыми переворотами", славянофилы противопоставляли западным началам "самобытный путь" России. Исходным моментом в славянофильских суждениях о различии судеб русского и западноевропейских народов явилась норманистская версия о "призвании варягов".
Одну из
важных отличительных особенностей
Запада славянофилы видели в том,
что государственность там
Безмятежно мирной представлялась славянофилам допетровская Русь, не ведавшая будто резкого разделения сословий, покоившаяся на прочном союзе "народа с властью". Идеальным общественным устройством славянофилы считали то, которое было на Руси в XVII столетии, когда "всей землей" был избран на престол Михаил Федорович и государственная власть постоянно обращалась за советами к "общественному мнению" - Земскому собору.
Полный грозных волнений, всколыхнувших страну, "бунташный век", как охарактеризовал его Ключевский, являлся, по мнению славянофилов временем апофеоза идеи единства земли и власти, царя и народа. Ha усиленное внимание славянофилов к XVII веку указано было еще М. О. Кояловичем, заметившим, что славянофилы "передвинули карамзинский центр тяжести русской истории от времен Иоаннов ко временам Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича и занялись поисками в XVII веке "существенных особенностей и явлений русской исторической жизни.
Резко
отличая допетровский и