Военный коммунизм и НЭП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассмотрела два значительных периода в Советском государстве. Это времена «военного коммунизма» и новой экономической политики.
Военный коммунизм — это понятие знакомо многим и у каждого оно ассоциируется с голодом, войной, лишениями и озлобленностью.В такой ситуации не трудно выявить практическую значимость данной проблемы, двух мнений тут быть не может: тотальный контроль над экономикой недопустим ни в коем случае, слишком уж тяжел урок истории.

Содержание работы

ведение......................................................................................3 — 4 стр
1.«Военный коммунизм» …................................................................5 — 19 стр
Создание Красной Армии
Национализация и мобилизация экономики
Установление политической диктатуры
Конец гражданской войны. Победа большевиков

2. Переход от войны к миру. Введение НЭПа …..............................20 — 27 стр
2.1 Кризис в политеческой,экономической и социальной сфере
2.2 Изменения и кризис в партии
2.3 X партийный съезд — решающий поворот.
3. Новая экономическая политика. «Союз рабочих и крестьян» …28 — 33 стр
3.1 НЭП в сельском хозяйстве
3.2 НЭП в промышленности
3.3 Споры о путях развития страны
4. Конец НЭПа …..................................................................................34 — 41 стр
4.1 Зима 1927-1928гг— хлебозаготовительный кризис
4.2 Разгром «правой организации»
4.3 Вперёд без оглядки

Заключение.................................................................................42 стр
Список литературы.....................................................................43стр

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

          Окончание войны с Польшей позволило Красной Армии окончательно разделаться с последней белой армией барона Врангеля, который, пока большевики занимались «распространением революции» на Западе, добился в Крыму временного успеха. Революция на Западе не удалась, и разгром Врангеля в ноябре 1920 года ознаменовал собой конец иностранной интервенции, а затем и гражданской войны. 
 
 
 

                 2. Переход от войны к миру. Введение НЭПа

            2.1 Кризис в политеческой,экономической и социальной сфере

          В начале 1921 года гражданская война закончилась, советская власть упрочилась. Однако положение в стране становилось всё более катострофичным. Продолжающаяся политика «военного коммунизма» вызвала волну возмущения в деревне. Внутри самой партии наметился раскол. Даже те, кто находился в авангарде Октябрьской революции — моряки и рабочии Кронштадта,— и те подняли восстание. Для нового строя это было самым суровым приговором.

          Эксперимент «военного коммунизма» был проведён на полностью разложившейся экономике и привёл к неслыханному спаду производства: в начале 1921 года объём промышленного производства составлял только 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна — 2,5%. Созданный в феврале 1920 года центральный плановый орган (Госплан) и ВСНХ оказались неспособными к крупномасштабному планированию и управлению. Значительная часть вроде бы национализированных предприятий не поддавалась никакому государственному контролю, каждое предприятие действовало своими силами, как могло, сбывая свою мизерную продукцию на чёрном рынке. Государство, присвоившее себе монополию на распределение, могло предложить крестьянам для «обмена» очень скудный ассортимент промышленных товаров. В 1920 году их производилось на сумму 150 миллионов рублей золотом. Цена выращенного зерна превосходила эту сумму в 20 раз, и составляла менее 64% довоенного уровня. Крайний недостаток товаров, их дороговизна не стимулировали крестьянина производить продукты на продажу, тем более что любые излишки тут же изымались. По сравнению с довоенным периодом объём продуктов, шедший на продажу, сократился на 92%. Дробление крупных владений, уравниловка, навязываемая сельскими властями, разрушение коммуникаций, разрыв экономических связей между городом (где уже не было ни рабочих мест, ни продуктов) и деревней, продразвёрстка — всё это привело к изоляции крестьянства и возвращению к натуральному хозяйству. После революции Россия оказалась более аграрной и крестьянской, чем до войны.

          Продолжение политики продразвёрстки, за счёт которой государственная казна пополнялась на 80%, было для крестьянства невыносимым грузом (в два раза превышавшим земельные налоги и выплаты 1913 года), и это по-прежнему являлось главной причиной недовольства в деревнях.

          «Мы за большевиков, но против коммунистов», — говорил Махно. Это означало — за большевиков, одобрявших захват земель крестьянами, но против коммунистов, изымавших излишки, насаждавших колхозы и забиравших власть  в свои руки, прикрываясь Советами. Махно считал, что никакая власть не может диктовать массам свою волю.

          Весной и летом 1921 года на Волге разразился страшный голод. После конфискации предыдущей осенью излишков у крестьян не осталось даже зерна для следующего посева, к этому добавились сильная засуха и разрушительные последствия гражданской и крестьянской войн. Несмотря на принятые (слишком поздно!) меры — создание Всероссийского комитета помощи голодающим и обращение к международной помощи, от голода погибло более 5 миллионов человек. К этой цифре следует прибавить 2 миллиона умерших от тифа в 1918-1921 годах, 2,5 миллиона убитых в Первой мировой войне и миллионы жертв гражданской войны (по разным подсчётам, их число колеблется от 2 до 7 миллионов человек).

          В начале 1921 года положение в городе было не лучше, чем в деревне. По-прежнему крайне не хватало продовольствия. Последствия неурожая сказались и в промышленности: производительность труда в некоторых отраслях снизилась на 80% по сравнению с довоенным уровнем. Многие заводы закрылись из-за нехватки топлива. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе Путиловский. Рабочие оказались на улице, некоторые из них уехали в родные деревни в поисках пропитания. К 1921 году Москва потеряла половину своих рабочих, Петроград — 2/3.

          За годы гражданской войны резко уменьшилось число городских жителей (составлявших в 1913 году лишь 18% населения), большинство из 2 миллионов русских эмигрантов были горожанами. В основном это были люди из имущих классов старой России, а также представители свободных профессий и интеллигенция — самая «европеизированная» прослойка русского общества. В 1917-1921 годах крупные города не только опустели, но и изменились по своей социальной структуре. Демографические данные по Москве и Петрограду 1920 года говорят о снижении уровня экономической и культурной элиты, сокращении числа рабочих, уменьшении количества торговцев и ремесленников и одновременно с этим об удивительной выживаемости таких маргинальных категорий, как лакеи, курьеры, посредники и другие, которым был на руку царящий беспорядок и которые наживались на небольших и крупных сделках чёрного рынка. Лишь одна социальная категория действительно увеличилась: стало больше государственных служащих, поскольку основным работодателем было государство.  К этой категории примкнула «рабочая интеллигенция», множество мелких чиновников из дореволюционных учреждений,а также представители бывших правящих классов, которым удалось благодаря своему образованию найти работу и хотя бы временное убежище. Для большевистского режима эта категория служащих была надёжной из-за её «непролетарского» происхождения. Впоследствии оно станет для этих людей причиной крупных неприятностей. Клеймо «из бывших» стереть было невозможно.

          2.2 Изменения и кризис в партии

           В 1919-1920 годые в партии начались раскол и внутренние разногласия, отражавшие разочарование многих большевиков провалом «военного коммунизма». После Октября партия значительно увеличилась. Чтобы воспрепятствовать притоку в партию элементов, способствующих её «бюрократизации», на VIIIсъезде руководство партии решило провести «чистку» своих рядов. Кампания «идеологического контроля» продолжалась полгода. Около 150 тысяч коммунистов (треть всего состава) либо вышли из партии, либо были исключены. На этом же съезде руководство партии выбрало принципы вступления в партию (действующие вплоть до конца 30-х годов), согласно которым принятие в партию истинных пролетариев было единственным залогом против «бюрократизма» её аппарата. Тем временем, несмотря на чистку 1919 года, в партию продолжали вступать люди «непролетарского» происхождения. В марте 1921 года рабочие-коммунисты составляли только 40% членов партии (но эти цифры завышены, поскольку каждый вступающий старался приписать себе «истинное» пролетарское происхождение). Что касается большевистской «старой гвардии» (т.е вступивших в партию до февраля 1917 года), то она ещё занимала большинство ответственных постов, но составляла менее 2% всех коммунистов (12 тысяч человек из 750 тысяч).

         Разногласия, нарастающие внутри партии с 1919 года, проявились к концу 1920 года. Лидеры первого оппозиционного движения («рабочая оппозиция»), профсоюзные деятели Шляпников, Лутовинов и Киселёв, к которым примкнула Коллонтай, протребовали передать управление промышленностью профсоюзам, создать для этого на их основе специальный выборный орган. Такая политика вела к ликвидации руководства местных и центральных партийных органов. В тезисах «рабочей оппозиции» говорилось о том, что рабочим предоставляется право свободно выбирать своих представителей из любых партий.

         В отличие от «рабочей оппозиции» Троцкий стремился, с одной стороны, к скорейшему слиянию профсоюзов с государственным аппаратом, а с другой стороны — к введению так называемой «производственной демократии», идея которой заключалась в том, чтобы увеличить прослойку рабочей аристократии в рамках милитаризованной промышленности, призванную заменить бюрократию партийных функционеров.

          В августе 1920 года по предложению Троцкого вместо профсоюза железнодорозников была создана Центральная транспортная организация — Цектран. Против «полицейской диктатуры Цектрана, терроризирующего железнодорожников с помощью буржуазных специалистов (Зиновьев), восстали не только профсоюзные руководители во главе с Томским и членами «рабочей оппозиции», но и Зиновьев, который на страницах «Петроградской правды» развернул дискуссию о свободах и необходимой демократизации партии.

          В течении трёх месяцев (декабрь 1920 года-февраль 1921 года) эти различные позиции были объектом непрерывных публичных дебатов, свидетельствовавших о разногласиях в руководстве партии.

          Накануне открытия X съезда партии, который должен был начаться 8 марта 8 марта 1921 года , когда шло обсуждение всех предложенных платформ, произошло событие, окончательно решившее судьбу всех форм внутрипартийной оппозиции — восстали моряки и рабочии Кронштадта.

            2.3 Кронштадтское восстание

          В феврале экономическое положение в Петрограде ухудшилось: закрылись десятки заводов, хлебная норма рабочих была снова урезана. Рабочие требовали возможности свободно запасаться продуктами в деревне, не боясь быть арестованными как мешочники. Власти им отказали. Начались демонстрации, потом забостовки. ЦК партии разрешил рабочим съездить в деревню за продовольствием, что сняло напряжение в Петрограде. Тем временем волнения достигли Кронштадта. Ещё летом 1917 года моряки этой военной базы зарекомендовали себя как самый беспокойный элемент большевистской партии. 28 февраля 1921 года экипаж броненосца «Петропавлоск» проголосовал за резолюцию, которая должна была стать хартией восстания. Основными требованиями были: переизбрание Советов тайным голосованием с предварительными дискуссиями и свободными выборами; свобода слова и печати в пользу «рабочих, крестьян, а также анархистов и левых социалистов»; освобождение всех политзаключённых; уравнивание пайков для всех, кроме «рабочих горячих цехов»; прекращение насильственных конфискаций, свободный труд ремесленников, не использующих наёмных рабочих; для крестьян — полная свобода «делать со своей землёй всё, что угодно … и выращивать скот, при условии, что они не применяют наёмную рабочую силу». 

         Центральный Комитет партии поспешил заклеймить восстание как контрреволюционный заговор, подстрекаемый с Запада белогвардейцами, руководимый царским генералом  и поддерживаемый кадетами, меньшевиками и эсерами. 2 марта бунтовщики организовали Временный революционный комитет, полностю состоявший из матросов рабочего или крестьянского происхождения. Комитет со своей стороны, наивно уверенный в правоте своего дела, отказывался от применения оружия, за исключением обороны в случае атаки. Советское правительство направило Временному комитету ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, гарантировалась жизнь.

          Для партии ситуация была очень серьёзной. Призыв восставших к «третьей революции», которая «выгнала бы узурпаторов и покончила бы с режимом комиссаров», мог быть с радостью поддержан не только петроградскими рабочими, но и на Украине и в Центре России, где ещё не были подавлены крестьянские бунты Махно и Антонова. Троцкий поручил генералу Тухачевскому подавить восстание. Военные действия начались 7 марта, а через десять дней Кронштадт пал. После захвата морской военной базы репрессиям подверглись тысячи людей. Официальный процесс над ними так и не состоялся. После того, как были рассекречены архивы, содержащие материалы о Кронштадтском восстании, стало известно, что только с апреля по июнь 1921 года было вынесено 2103 смертных приговора и 6459 осуждённых были отправлены отбывать заключение в тюрмы и лагеря.

            2.4 X партийный съезд — решающий поворот

          Когда войска Тухачевского подавляли кронштадтский мятеж, в Москве начал работу X съезд партии (8 марта 1921 года). На съезд были вынесены два важнейших вопроса: первый — о запрещении фракций внутри партии (постановление по этому вопросу потом ещё долго определяло политическую жизнь в СССР), и второй — о замене продразвёрстки, три года тяготевшей над крестьянами, продналогом — мерой на первый взгляд ограниченной, но последствия которой было трудно сразу предугадать и с введением которой началась новая экономическая политика (НЭП).

          Основополагающие документы принимались почти наспех, в последний день съезда, после долгих дискуссиях о профсоюзах. В мае 1921 года было разрешено создавать мелкие частные предприятия, где по найму работало менее 21 человека. Часть стала смешанными предприятиями с участием иностранных фирм. Рабочие получали право переходить с завода на завод, возрос авторитет инженеров и технических кадров.

         17 и 23 февраля в «Правде» появились две статьи, где говорилось о возможности введения продовольственного налога, который вдохновил бы крестьян на увеличение посевных площадей.

          Для Ленина новая экономическа политика не являлась лишь временной, конъюнктурной мерой. «Понадобятся целые поколения,— объяснял он на съезде,— чтобы перестроить сельское хозяйство и изменить крестьянскую психологию». По его мнению, достичь этой цели можно было только через развитие индустриализации, электрификации, кооперации, союза рабочих и крестьян.

          Поскольку форма государства является отражением экономической ситуации, существование различных экономических укладов, признанное наконец НЭПом, должно было, следуя марксистской логике, привести к сосуществованию различных политических формирований, представляющих противоположные интересы общественных групп, в особенности рабочего класса и крестьянства. Однако, вместо того, чтобы сделать политическую жизнь более демократичной, коммунистическое руководство усилило партийную диктатуру.

          После Х съезда последовало сплочение партии, выразившееся в новой «чистке», укреплении власти и полномочий сокращённого аппарата, а также возросшей бдительностью по отношению к возникновению любых политических течений, угрожающих единству партии. 
 
 

3. Новая экономическая политика. «Союз рабочих и крестьян»

         3.1 НЭП в сельском хозяйстве

Информация о работе Военный коммунизм и НЭП