Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.

Автор работы: a************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

В истории России 1-я четверть XIX века занимает особое место. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывают феодально-крепостническую систему, она продолжает оставаться господствующей. Кроме того, крепостничество приспосабливается к новым явлениям в экономике страны и даже использует их для укрепления материальных позиций дворянства и абсолютистского государства. С одной стороны идет процесс разложения основ феодальной экономики, с другой – продолжается распространение феодальных отношений на колонизуемые окраины путем насаждения в них дворянского землевладения.

Содержание работы

Введение 3-4
События 11 марта 1801 г. Изменение внутриполитического курса правительства 5-7
Административные реформы Александра I 8-11
Политика правительства Александра І по крестьянскому вопросу. Военные поселения 12-17
Заключение 18-20
Список использованной литературы 21

Содержимое работы - 1 файл

ист.отечества.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

     Заключение 

    Годы  последнего приступа Александра I к реформированию были одновременно и периодом небывалого влияния Аракчеева, теперь единственного любимца и доверенного лица императора, временем быстрого увеличения военных поселений, в которых (к 1826 г.) оказалась помещена треть армии. Они ознаменовались отступлением от прежних принципов в развитии образования, прекращением поисков самим царем универсального христианства и тяготением его к мистицизму преимущественно православного толка.

    Внутренняя  противоречивость курса стимулировала  дальнейший рост оппозиционности в обществе. У одних вызывала страх информация о готовящихся проектах освобождения крестьян и о введении конституции, у других — усиление охранительства в действиях правительства, всевластие “единственного вельможи” Аракчеева.

    Современный исследователь С.Мироненко считает, что в 1820 г. Александр I был весьма близок к реальному введению в России очень ограниченной конституции. П.Новосильцев подготовил к этому времени проект “Уставной грамоты”, предполагавший введение представительного строя, федеративных принципов административно-территориального устройства, разделение властей в пределах суверенитета императорской власти. Им же был написан и текст царского манифеста о превращении царства Польского в одно из наместничеств России, который должен быть обнародован вместе с утвержденной императором конституцией. Александр I колебался. Революционные потрясения в Европе, раздраженная критика его действий в русской дворянской среде усиливали типичную для него нерешительность. Дошедшая до него информация о тайных обществах, преследующих цели освобождения крепостных и введения конституции, отнюдь не стимулировала его решимость реализовать уже готовые проекты реформ.

    Император не устранился в последние годы жизни  от повседневных проблем управления, ревизовал многочисленные военные поселения, проводил смотры войск, много ездил по российской провинции и т. п. Но отказ от реформаторства определился окончательно. Видимо, Александр I осознавал, что курс, который он стремился, хоть и непоследовательно, проводить в течение двух десятилетий, оказался несостоятельным. Политические иллюзии развеялись, а реалии не внушали ни радости, ни оптимизма. Благородные цели, во имя реализации которых он некогда дал согласие на устранение от власти Павла I, оказались утопичными. Разочарование усиливали никогда не исчезавшие нравственные терзания по поводу насильственной смерти отца.

    Анализируя  итоги развития военных поселений  к концу царствования Александра I, ряд исследователей пришли к выводу, что система военных поселений включила 1/3 всей армии (374480 человек) и состояла из 148 батальонов пехоты, 240 эскадронов кавалерии, 32 фурштатских рот и 14 бригад артиллерии. В.В. Щепильников и Л.П. Богданов полагают, что корпус военных поселений насчитывал около 180 тысяч человек. 

    Примерно  с 1820 г. Александром стала овладевать странная апатия. Он снова заговорил  о том, что снимет корону и уйдет  в частную жизнь. Все дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Подобострастный перед царем, он был груб со всеми, кого не боялся, кто не мог с ним посчитаться. Всеобщую ненависть к себе он сносил охотно и не без самодовольства. Доверившись Аракчееву, Александр погубил себя в общественном мнении.8

    Александр жил сложной и непонятной для  окружающих внутренней жизнью. Он был словно весь соткан из противоречий. В нем уживались склонность к религиозному мистицизму и любовь к шагистике, откровенная леность к занятиям и всегда неутоленная жажда путешествий, заставившая его исколесить половину Европы и половину России. Во время путешествий по России он заходил и в крестьянские избы. “Сфинкс, не разгаданный до гроба” — так сказал о нем П. А. Вяземский9.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованной литературы: 

1. Архангельский А. Александр I. / А.Архангельский. – М., 2000.

2. Брикнер, 1907 – Брикнер А. Г. Смерть Павла I. Спб, 1907.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. - М.: Мысль, 1994.

4. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.,1990,  С. 168.

5. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.