Автор работы: a************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа
В истории России 1-я четверть XIX века занимает особое место. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывают феодально-крепостническую систему, она продолжает оставаться господствующей. Кроме того, крепостничество приспосабливается к новым явлениям в экономике страны и даже использует их для укрепления материальных позиций дворянства и абсолютистского государства. С одной стороны идет процесс разложения основ феодальной экономики, с другой – продолжается распространение феодальных отношений на колонизуемые окраины путем насаждения в них дворянского землевладения.
Введение 3-4
События 11 марта 1801 г. Изменение внутриполитического курса правительства 5-7
Административные реформы Александра I 8-11
Политика правительства Александра І по крестьянскому вопросу. Военные поселения 12-17
Заключение 18-20
Список использованной литературы 21
— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло...» — говорилось в ней.
1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:
— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной5. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра67 на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом».
3. Политика правительства
Александра I по крестьянскому
вопросу. Военные поселения.
Наличие в стране крепостного права было, пожалуй, одним из главных тормозов либеральных преобразований, о которых мечтал император. Оно не позволяло рассчитывать на успех представительного правления, " крепостной стране невозможно было установить правовые отношения, крепостное право противоречило европейским представлениям об идеальном государстве, свободной личности.
Эта проблема сильно волновала русского императора. Александр I желал быть цивилизованным правителем европейской страны, а не «азиатским деспотом».
Однако
большинство помещиков было заинтересовано
в сохранении крепостного права
и материально и
Поэтому желание императора и узкого круга дворянских аристократов отменить крепостное право натолкнулось на сопротивление российских помещиков. Поначалу, когда правительственные меры в крестьянском вопросе были робкими, сопротивление ощущалось слабо, но в дальнейшем оно переросло в конфронтацию с верховной властью.
Став императором, Александр I сразу продемонстрировал свое отношение к крестьянской проблеме. Прежде всего он прекратил раздачу государственных крестьян в частную собственность, что так широко практиковал Павел I. Многие сановники остались недовольны. Одному из них Александр I сказал: «Большая часть крестьян в России рабы: считаю лишним распространяться об унижении человечества и о несчастии подобного состояния. Я дал обет не увеличивать числа их и потому взял за правило не раздавать крестьян в собственность». Это пресекало распространение рабства вширь.
Следующей мерой в этом направлении стал Указ 28 мая 1801 г., запретивший публиковать в печати объявления о продаже крепостных душ без земли и с дроблением семьи. Против него помещики открыто не возражали, так как имели возможность продавать крепостных крестьян завуалировано, изменяя текст объявления. В конце того же года вышел Указ, разрешавший купцам, мещанам и государственным крестьянам приобретать ненаселенные земли. Он положил начало буржуазному землевладению в России, а также разрушил вековую монополию дворянства на земельную собственность.
Более существенным шагом по пути решения крестьянского вопроса стал Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Показательна история его появления. В конце 1802 г. к императору обратился граф С.П.Румянцев, один из крупнейших душевладельцев России, с просьбой разрешить ему освободить часть своих крестьян за выкуп. При этом он брал на себя обязательство наделить бывших крепостных землей. Указ не обязывал помещиков, а скорее призывал их освобождать крестьян. Разрешение мотивировалось интересами самих же дворян — они могли приучить от крестьян более высокую цену за землю, чем при. продаже ее в другие руки.
Отпущенные
по этому указу крестьяне
Однако сами владельцы крепостных отнеслись к Указу настороженно, так как увидели в нем проявление государственного вмешательства в их наследственные права. За все время правления Александра I указ был применен только в 161 случае, при этом в «вольные хлебопашцы» были переведены 47.153 крестьянина. Эта цифра мизерная по отношению к массе крепостных.
Указ «О вольных хлебопашцах» был менее радикален по сравнению с проектами, которые тайно обсуждались в «Негласном комитете» и в «Непременном совете». Но он наметил долгосрочное направление правительственной политики в крестьянском вопросе. Кроме того, он утверждал идею освобождения крестьян за выкуп.
Идея создания военных поселений в России возникла у Александра I после чтения книги одного французского генерала, Аракчеев же непосредственно руководил их созданием. Военные поселения были созданы, во-первых, с целью сокращения чрезмерно возросших расходов на армию, а во-вторых, и это было главное, с целью опоясать страну военными зонами для быстрого подавления крестьянских волнений. Первые военные поселения стали создаваться еще в 1810 г. в Могилевской губернии, но широкого распространения тогда они не получили и во время войны 1812 г. ликвидировались. Но в 1816 г. военные поселения вновь были основаны, на этот раз в Новгородской губернии, а в 1817 г. они поручили распространение на Украине, главным образом в Харьковской, Екатеринославской, Херсонской губерниях. Были военные поселения и в Петербургской губернии.
В военных поселениях на Украине было расположено 16 кавалерийских полков. В Новгородской губернии было размещено 12 гренадерских полков. При общей численности русской армии свыше 1 млн. в 1826 г. в военных поселениях служило 374 840 человек, т. е. 1/3 всей армии.
Режим в военных поселениях был невероятно тягостным для солдат и крестьян. На всем лежала печать казарменной дисциплины. Снаружи зданиям, вновь выстроенным, придавали хороший вид, а внутри их царили грязь, холод, теснота. Солдаты и крестьяне, превращенные в военных поселян, т. е. в солдат, были до крайности измучены тяжелыми сельскохозяйственными работами.
Для того чтобы понять ненависть крестьян к военным поселениям, надо учесть, что во время организации первых военных поселений крестьяне того района Могилевской губернии, где они создавались, были полностью, в числе 4 тыс., переселены из Могилевской губернии в Новороссийский край. Позднее, по новому проекту, военные поселения организовывались иначе. Владельцы домов - государственные крестьяне - зачислялись в солдаты. Каждый такой хозяин принимал к себе двух солдат и кормил их, за что и освобождался от налогов государству. Крестьяне, не имевшие домов, просто зачислялись солдатами. Дети всех крестьян с восьми лет становились кантонистами, т. е. тоже своего рода военными людьми. Солдаты, поселенные в доме крестьянина, помогали ему в полевых работах, а сам он тоже нес военную службу. Однако помощь солдат, поселенных к хозяину, не могла окупить его расходов, так как половину урожая он сдавал в полковой склад. Там офицеры чувствовали себя полными хозяевами, без зазрения совести расхищали запасы. Они основательно эксплуатировали военных поселян.
Таким образом, эксплуатация государственных крестьян, превращенных в военных поселян, сильно возросла, а к этому еще прибавились тяготы военной службы, неустройство быта. После всего этого насмешкой звучали слова в грамоте Александра I, данной в 1817 г. Серпуховскому уланскому полку и поселянам, назначавшимся в его округ, о том, что с отеческим попечением занимались «мы средствами сделать переход сих людей в военное состояние нечувствительным и самую службу менее тягостной». Тяжесть повинностей для крестьян районов военных поселений выросла в 4-5 раз.
Рабочий день длился летом с четырех с половиной часов утра до восьми часов вечера, т. е. 14-15 часов, много времени отнимала ходьба, ибо поля располагались далеко. Крестьяне-военнопоселяне не могли заниматься промыслами, что подрывало их хозяйство. Они писали царю: «Прибавь нам подать, требуй из каждого дома по сыну на службу, отбери у нас все и выведи нас в степь: мы охотнее согласимся, у нас есть руки, мы и там примемся работать и там будем жить счастливо, но не тронь нашей одежды, обычаев отцов наших, не делай всех нас солдатами».
Ненависть
к военным поселениям была столь
велика, что, по свидетельству декабристов
Арбузова, Н. Тургенева и других,
некоторые крестьяне
В
связи с таким положением среди
военных поселян вскоре пыхнули
серьезные восстания. Волнения военных
поселян подавлялись с
Волнения в военных поселениях начались в мае 1817 г. в Высоцкой волости Новгородской губернии. Восставшие были преданы военному суду за отказ быть военными поселянами, за попытки писать царю жалобу на Аракчеева, за избиение ротного командира. Наиболее активные участники восстания после жестокого наказания были сосланы в Оренбургский корпус. Осенью того же 1817 г. происходили волнения в Холыновской волости. Крестьяне этой волости подавали протест брату царя Николаю, матери царя, самому Александру. Когда протесты оказались напрасными, они вступили в бой с батальоном Перновского полка, посланным для их усмирения. 39 крестьян были преданы жестокому суду.
Наиболее крупные волнения происходили с июня по сентябрь 1817 г. в Бугской дивизии. Возглавлял восстание отставной капитан Барвинский, к которому казаки Бугского войска приходили советоваться и который обещал найти грамоту, запрещающую превращение казаков в военных поселян.
Волнения разрастались. В подавлении развернувшегося движения принимали участие три полка с четырьмя конными орудиями; 64 человека были приговорены к смертной казни. Капитан Барвинский был сослан рядовым в Сибирский корпус. Волнения распространились осенью 1817 г. на 3-ю Украинскую уланскую дивизию и особенно сильны были в Таганрогском полку, где 27 января 1818 г. было проявлено открытое неповиновение. Путем жестких репрессий эти волнения в военных поселениях были подавлены. В мае 1818 г. военный суд приговорил 34 человека к различным наказаниям.
Крупные волнения происходили также в Чугуевском и Таганрогском полках в 1819 г. Измученные непосильной работой поселяне восстали. Волнения были столь серьезны, что на подавление их было послано две бригады. Было арестовано до 2 тыс. человек. Суду предали 350 человек. 40 человек прогнали «сквозь строй», из них половину забили насмерть. О поведении этих 40 человек и других арестованных участников волнения Аракчеев писал Александру I следующее: «Ожесточение преступников было до такой степени, что из 40 человек трое, раскаявшись в своем преступлении, просили помилования; они на месте же прощены, а прочие 37 наказаны; но сие наказание не подействовало на остальных арестантов, при оном бывших, хотя оно было строго и примерно». Таким образом, военные поселения продолжали насаждаться самым жестоким образом. Насаждение военных поселений было ярким выражением тех реакционных порядков, которые охватили не только армию, но и распространились на просвещение, науку, цензуру.
Информация о работе Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.