Трасформация политического режима в России 1985-1991 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса трансформации политического режима СССР в 1986-1991 гг. В соответствие с этой целью выделяются следующие задачи:
●определить теоретико-политические основы исследования политических режимов и дать оценку советскому политическому режиму к моменту начала «перестройки»;
●рассмотреть процесс трансформации советского политического режима в 1986-1991 гг.;

Содержимое работы - 1 файл

трансформация политического режима.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

     Требовались определенные кадровые перестановки на всех уровнях. От слов М.С.Горбачев перешел к делу. Сколачивая свою политическую «команду», Горбачев последовательно вытеснял из политбюро представителей «брежневской гвардии» как возможных противников его обновленческого курса. На политическом Олимпе появились новые люди, которые выступали за открытость и гласность действий партийных, государственных и хозяйственных органов.

     Так на апрельском пленуме, о котором  уже упоминалось выше, членами политбюро становятся Е.Лигачев и Н.Рыжков, на июльском – Э.Шеварднадзе, в 1986 г. «команду» реформаторов пополнили А.Яковлев и Б.Ельцин.

     Проведенная «чистка» объяснялась руководством отнюдь не наличием политических разногласий в партийном аппарате, а желанием преодолеть кадровый застой, которым обернулась доведенная до абсурда идея стабилизации. Смена многих ответственных лиц подавалась как естественный процесс и проходила под аккомпанемент уверений в том, что «не должно быть никакого гонения на кадры», всем необходимо дать шанс «понять требования момента и перестроиться»6.

     Ставились задачи психологической перестройки  кадров: отныне им надлежало внимательно анализировать реальные процессы в обществе, прислушиваться к мнению людей, пробуждать и поощрять их общественную активность, критическое отношение к действительности.

     Гласность позволила СМИ разомкнуть уста. Полилась критика на областные уровни и до партийных организаций центральных ведомств. В прессе все шире разворачивается кампания критики не только бюрократического стиля работы партийно-советского аппарата, но и неоправданных привилегий в среде высшего чиновничества, злоупотреблений властью. Нападки на отдельных представителей ранее неприкасаемой касты партийных функционеров регионального масштаба стали серьезным вызовом режиму.

     Уже в этот период начинаются разногласия  и среди самих сторонников перестройки, начинают формироваться партийные группировки. Лидером одной из таких оппозиционных групп становится Б.Н.Ельцин. Он начинает критиковать М.С.Горбачева за медлительность выполнения перестройки. В конце концов, заявляет, что выходит из состава Политбюро, тем самым, превратившись в лидера радикальных сторонников преобразований в стране.

     Лидером другой группы становиться Е.К.Лигачев, который хоть и был сторонником  перестройки, но был при этом бы убежден, что следует сохранить рычаги управления страной в руках КПСС, выступал против очернения истории. Он все больше и больше становился консерватором, что стало отдалять его от политики Горбачева.

     Таким образом, на первом этапе явно вырисовывается направление политики нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, который на апрельском Пленуме провозгласил о модернизации во всех сферах и отраслях, включая и саму компартию, что явилось решительным шагом на пути к перестройке. Вытесняя из Политбюро приближенных Брежнева и, ставя на их место людей с реформаторским мышлением, Горбачев создает свою «команду», которая должна ему помочь с преобразованиями в стране. Но в и внутри этой команды, начинается раскол на несколько групп. Одна группа, во главе с Ельциным, ратовала за радикальные перемены и возмущалась, по их мнению, нерешительностью Горбачева. Другая группа, во главе с Лигачевым была настроена более консервативно, наоборот считая, что местами слишком новаторская политика Горбачева опасна для партии.  Этот раскол еще больше усугубляет и осложняет положение в стране. Но с другой стороны помогает ускорению реформ.

     Второй  этап, 1987–1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии».

     На  январском пленуме 1987 года М.С.Горбачев и его партнеры развернули программу всесторонней демократизации общественной жизни. Этот пленум стимулировал широкий спектр действий по углублению демократических основ советского общества, развитию самоуправления, расширению гласности, открытости в работе всей системы. В обиход окончательно вошла «перестройка». Впервые критике подверглось руководство страны в лице ЦК КПСС, которое «в силу субъективных причин своевременно не оценило необходимость перемен, не поняло опасности нарастания кризисных явлений и не приняло необходимых мер, не сумев использовать возможности, заложенные в социалистическом строе».

     Большие надежды «команда» Горбачева связывала с программой экономической реформы, принятой на июньском (1987 г.) пленуме ЦК. Намечалась радикальная реформа управления экономикой, суть ее виделась в переходе от административных к преимущественно экономическим методам руководства на всех уровнях, к широкой демократизации управления и самостоятельности его отдельных звеньев. Но она не увенчалась успехом, не встретив энтузиазма у тех, кто был призван ее реализовать.

     Общественная  эйфория, связанная с ожиданием  быстрых позитивных перемен, к исходу 1987 г. уже практически сошла на нет. Народ скептически относился к «перестройке», предполагая, что это лишь очередная пропаганда правительства.

     Состоявшаяся  в конце июня 1988 г. XIX Всесоюзная партконференция  стала поворотным моментом в истории «перестройки». На конференции, впервые прошедшей в обстановке острых дискуссий, были приняты принципиальные решения по реформированию политической системы. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя.

     Этот  «революционный» шаг, на который решилось высшее партийное руководство, был обусловлен крахом задуманных преобразований в экономике. Последним, как полагали реформаторы, где явно, где скрытно противодействовал партийный аппарат, прочно удерживающий рычаги государственного управления. Эту консервативную силу и предстояло, по замыслу Горбачева, убрать с дороги путем политической реформы.

     С этого момента стал нарастать раскол  в партии, который определил все последующие развитие. Чувствуя усиливающееся сопротивление партийного аппарата, Горбачев приступил к его реорганизации, начав с аппарата ЦК. Были ликвидированы отраслевые отделы ЦК КПСС.

     Горбачев  произвел перегруппировку сил и в политбюро, отстранив Лигачева (коммунист-консерватор) и Яковлева (радикал-реформатор), чье противостояние друг другу убивало даже иллюзию единства мнений в партии.

     Реформа политической системы стала экзаменом, выдержать который партия так и не сумела. Принятые в конце 1988 г. законы о выборах и об изменениях и дополнениях к Конституции СССР поставили КПСС перед необходимостью в ходе предстоящей избирательной кампании фактически на равных конкурировать с альтернативными организациями. Закон предполагал, наряду с голосованием и выборами по одномандатным округам, выборы по спискам от различных организаций (что подвергалось сомнению демократической общественностью как норма, ставящая депутатов в неравное положение), состоявшийся в январе 1989 г. пленум ЦК впервые в советской истории выдвинул 100 кандидатов (пресловутая «красная сотня»), которые и стали на мартовском пленуме депутатами7.

     Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимые перемены были более глубокими, чем это представлялось в период апрельского пленума. Произошла передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя.  Именно после январского пленума идеологи обновления во весь голос заговорили о «революционном характере перестройки», о «революции сверху», а на Западе – о «второй русской революции».

     Выборы  в высшие органы власти открыли новый  этап – 1989-1991 года.

     Кампания  по выборам народных депутатов СССР проходила в обстановке массированного натиска на КПСС. Итог оказался закономерным. Хотя среди народных депутатов СССР 87% были коммунистами, демократические силы одержали моральную победу, поскольку среди номинальных коммунистов было много радикально настроенных людей, будущих оппозиционеров и тех, кто скоро покинет ряды партии. В первую очередь это относилось к представителям крупных городов – Москвы, Ленинграда Свердловска, а также ряда республик.

     Горбачев  демонстрировал официальный оптимизм. Утверждал, что выборы стали крупным шагом на пути демократизации. Но большинство восприняло эти выборы как тяжелое поражение партии и как знак, что КПСС находится в глубоком кризисе. Многие выдвиженцы от партии не получили народной поддержки, проиграв своим оппонентам, часто беспартийным.

     Некоторые руководители, в частности Николай  Рыжков, Эдуард Шеварднадзе, предлагали Горбачеву коллективную отставку Политбюро. Но Михаил Сергеевич выбрал свой вариант. Он решил резко обновить состав ЦК. В ходе этой акции было выведено из состава высших партийных органов к осени 1989 года 110 человек пенсионного возраста. Но этот шаг был сделан слишком поздно и он уже  не мог спасти положения.

     После I съезда народных депутатов СССР недовольные  его итогами радикалы усиливают  критику КПСС, обвиняя ее в нежелании  на деле передать власть советам, поскольку 6-я статья Конституции продолжала действовать – съезд не пошел  на ее устранение. Видными оппозиционерами КПСС становятся Борис Николаевич Ельцин, выигравший выборы в Москве, Андрей Дмитриевич Сахаров, Тельман Хоренович Гдлян, Гавриил Харитонович Попов, Анатолий Александрович Собчак, Николай Ильич Травкин  и другие. И уже летом 1989 года они официально формируют демократическую «межрегиональную группу».

     В марте 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организации уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.X. Попов, Ленинградский – А.А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б.Н. Ельцин.

     Участились  случаи добровольного выхода коммунистов  из рядов партии. Если в течение 1988 г. 18 тысяч членов и кандидатов партии сдали свои партийные документы, то в следующем году таких оказалось уже более 136 тысяч8.

      Февральский пленум ЦК сыграл решающую роль. М.С. Горбачев в своих тезисах объявил о  формирование правового государства, исключающего диктатуру какого-либо класса и передаче власти С оветам. Самым важным шагом стало решение убрать 6-ую статью в Конституции СССР, тем самым признавая в стране многопартийность. Также было предложено учредить институт президентства, что стало не менее важным шагом на пути к развитию демократических принципов. На III Съезде народных депутатов Горбачев был избран президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Но и у рядовых граждан это избрание не прибавило ему авторитета, потому что он был избран не всем населением, а только депутатским корпусом.

  Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990 года был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности9.

     Между тем, в самой партии КПСС стал происходить  раскол. К лету–осени 1989 г. радикально-демократическая оппозиция внутри КПСС крепко стояла на ногах. Зародилось движение «Коммунисты-реформаторы – за демократическую платформу в КПСС».

     В своих документах «коммунисты-реформаторы» констатировали отставание партии от процессов демократизации общества, ставили вопрос об окончательном переходе власти к советам и о многопартийной системе. Отсюда – пересмотр Конституции СССР, принятие закона о КПСС с четким определением правового статуса партии в политической системе общества, принятие нового устава партии с коренным пересмотром принципа демократического централизма как главной причины командно-бюрократического характера, как самой партии, так и всей политической системы. Предлагался возврат к свободе фракций и группировок и целый ряд других принципиальных изменений во внутрипартийной жизни10.

     Ареной  наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 года. На нем развернулась острая дискуссия, небывалая в истории советских коммунистических форумов. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 года была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар жарких дискуссий слово взял Борис Ельцин и объявил о своем выходе из состава партии КПСС и предложил партии самораспуститься. Его примеру последовали Попов, Собчак и другие. Это стало смертельным ударом для партии. С монополией КПСС на власть было покончено.

Информация о работе Трасформация политического режима в России 1985-1991 гг.