Социально-экономическое положение России в 90-е гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:12, реферат

Краткое описание

Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Радикальные экономические реформы правительства Е.Т.Гайдара

Программа разгосударствления собственности

Экономическая политика В.С.Черномырдина

Августовский дефолт 1998 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

№68.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

      Война приняла затяжной характер. По некоторым  подсчетам, жертвами первой чеченской  войны стали от 80 до 100 тыс. человек. Б. Ельцин начинал терять уверенность  в себе. В самые напряженные  моменты вооруженного противостояния он оказывался в больнице с сердечными приступами. В представлении многих россиян он уже не был тем Ельциным, который сверг коммунистический режим СССР. В канун президентских выборов 1996 г. его рейтинг упал до отметки 6 %. Перед Б. Ельциным замаячила перспектива проиграть выборы. Тогда А. Коржаков предложил простой выход: забыть о демократии и отменить выборы. Он имел на руках письмо, подписанное авторитетными медиками, которые были категорически против участия Ельцина в предвыборной кампании.

      Президент собирает тайное совещание. К тому времени он уже прогнал А. Чубайса  -  последнего из правительства реформаторов. Теперь он размышлял о том шаге, который отделял его от диктатуры. Пойдя на разгон парламента и роспуск Коммунистической партии, он должен был бы теперь опираться только на вооруженные силы. Выслушав силовых министров, Б. Ельцин пришел к заключению, что выборы все же нужно проводить.

      Предвыборная  кампания набирала обороты. Лидер российских коммунистов Г. Зюганов имел все  шансы взять верх над президентом. Его поддерживал самый широкий спектр избирателей  -  от сталинистов до националистов. Демократы, помогавшие одолеть коммунистическую систему, были в ужасе. Многие опасались, что приход Г. Зюганова к власти будет означать для них в лучшем случае эмиграцию из страны. Тем временем лидер коммунистов в составе российской делегации посетил экономический форум в Давосе и дал пресс-конференцию, на которой попытался добиться расположения крупных финансистов. В Давосе многие из российских демократов поняли, что западные финансисты готовы вести дела в России и с коммунистами. Для них главным было сохранение тех вложений, которые они сделали в стране.

      В это время на первый план выдвинулся Б. Березовский, который сделал состояние  на приватизации. Его власть распространялась на ВАЗ, приватизированный за 45 млн долларов (2 % реальной стоимости), а также на первый канал телевидения (ОРТ). Без поддержки Б. Ельцина ни о чем подобном нельзя было даже мечтать. Б. Березовский сумел стать членом Президентского клуба и другом семьи президента.

      Поскольку Б. Ельцин едва поспевал за Г. Зюгановым, новая российская элита почувствовала  себя в опасности. Крупные российские бизнесмены уже в Давосе стали  разрабатывать план разгрома лидера коммунистов, сделав своим помощником и союзником А. Чубайса. Располагая двумя телеканалами и миллиардами долларов, они не сомневались, что смогут обеспечить победу Б. Ельцину. Но им нужна была встреча с российским президентом. За помощью бизнесмены обратились к Т. Дьяченко, дочери Б. Ель-, цина. Из всех членов семьи она принимала наиболее активное участие в закулисной борьбе за власть. Она и устроила для группы Чубайса ужин с президентом. Во время ужина Б. Березовский и А. Чубайс постарались объяснить Б. Ельцину, насколько катастрофично его положение. Они предупредили президента, что он проиграет, если они не возьмутся за дело.

      Б. Ельцин выслушал делегацию, но не стал торопиться с обещаниями. Когда же он согласился, А. Чубайс развернул  предвыборную кампанию под новыми лозунгами. Несмотря на больное сердце, Б. Ельцин объехал страну вдоль и поперек. Он даже совершил блицполет в Чечню и пообещал военным, что подпишет мирный договор. Проельцинская пресса всячески высмеивала кандидата от КПРФ, телевидение не переставало его чернить. Население запугивали тем, что коммунисты восстановят советскую тиранию, а изобилие, полученное при Ельцине, вскоре испарится. Но уверенности в успехе по-прежнему не было. Власти понадобился кандидат от третьей стороны, который сыграл бы на ностальгии по старым добрым временам и оттянул бы часть голосов у коммунистов.

      Так появился кандидат в президенты А. Лебедь  -  генерал-десантник, участник войны  в Афганистане и приднестровский  миротворец. Он вступил в предвыборную гонку под лозунгом борьбы за законность и порядок. Проанализировав данные социологических опросов, члены предвыборного штаба Б. Ельцина убедились, что А. Лебедь и в самом деле способен отнять голоса у Г. Зюганова. Но Лебедю не хватало телевидения, и тогда Б. Березовский сделал ему предложение. Его смысл сводился к союзу с президентом. Получив положительный ответ, телемагнаты буквально за один вечер сделали А. Лебедя телезвездой. Начав предвыборную кампанию с рейтинга 4 - 5 %, в результате он получил 14 % в первом туре президентских выборов 16 июня 1996 г. Затем А. Лебедь призвал своих избирателей голосовать за Б. Ельцина во втором туре выборов. Теперь уже никто не сомневался, что Ельцин выиграет 3 июля у Зюганова. А. Чубайс надеялся, что он и его друзья-бизнесмены будут управлять страной. Но на его пути стоял А. Коржаков и его Служба безопасности. Он контролировал буквально каждый шаг А. Чубайса, других членов предвыборного штаба и следил за миллионами долларов, потраченных на избирательную кампанию. Он рассчитывал поймать А Чубайса на серьезном промахе. Б. Ельцин столкнул стороны лбами, когда назначил генерала А. Лебедя секретарем Совета безопасности. А. Коржаков понял, что противники начинают брать верх. Накануне второго тура президентских выборов произошло ЧП. Вечером 19 июня Служба безопасности задержала двух участников предвыборного штаба Ельцина, Лисовского и Евстафьева, с картонной коробкой, в которой было 500 тыс. долларов. В то же самое время было установлено наружное наблюдение за офисом Березовского, который был одним из мест, где собирались члены предвыборного штаба Ельцина. По распоряжению Березовского и Гусинского подвластные им телеканалы представили дело как посягательство на демократию. Они целую ночь держали население страны в напряжении.

      Б. Ельцин в это время спокойно спал, совершенно не подозревая, какие страсти  разгораются в столице. На рассвете стало понятно, что он должен выбирать между Коржаковым и Чубайсом. А. Чубайс поставил президента в трудное положение, созвав пресс-конференцию. Это было скрытой угрозой. Малейший намек на то, что Ельцин санкционировал сговор, мог стоить ему поражения на выборах. Утром он сообщил президенту, что в 12 часов будет пресс-конференция. Но в 10 утра он был принят в Кремле. Никто не знал, чем все это кончится.

      После разговора с Чубайсом Ельцин сам  позвонил Коржакову и Барсукову, ожидавшим решения своей дальнейшей судьбы в рабочем кабинете Коржакова, и приказал написать рапорты об увольнении, а пресс-конференция Чубайса стала декларацией победы демократии над реакционными силами, якобы стремившимися к военному перевороту в России. Но после этого возникла новая проблема: резко ухудшилось состояние здоровья Б. Ельцина. Он с трудом вынес церемонию приведения к присяге 9 августа 1996 г. Врачи стали готовить его к операции по шунтированию сосудов сердца, которая была проведена осенью того же года. Все это время страной, по сути, руководил А. Чубайс.

  1. Августовский дефолт 1998 г.
 

      На  протяжении всего второго президентского срока Б. Ельцин был занят поиском  преемника на посту президента. Экономическое  и социально-политическое положение  внутри страны по-прежнему было не совсем стабильным. Завершался процесс складывания мафиозного капитализма, который сопровождался множеством заказных убийств, забастовками шахтеров, постоянными задержками с выплатой пенсий, стипендий и зарплат бюджетникам. Несмотря на это, по статистике, месячный доход россиянина в 1997 г. составлял 150 долларов. По некоторым данным, из России за границу в том же году утекло около 25 млрд. долларов, а сумма вкладов россиян превысила 19 млрд долларов. Определенным достижением считалось то, что в сравнении с 1990 г. строительство индивидуального жилья выросло в 2 раза.

      Несмотря  на плохое состояние здоровья и частые болезни после шунтирования, Б. Ельцин крепко держал власть в своих руках. В российских условиях это был, прежде всего, контроль за высшей бюрократией. В прошлом опытный аппаратчик, президент сам ловко справляется с этим. Фаворитам же было позволено лишь «готовить почву» и «составлять рекомендательные списки». Т.Дьяченко, ставшая в 1997 г. советником президента по имиджу, могла «замолвить словечко». Но и она не имела права входить в кабинет отца с тем или иным решением по важным вопросам. Это оставалось недопустимой дерзостью даже для дочери президента.

      Б. Ельцин ограничил пространство своей  власти до контроля над государственным  аппаратом и защищал его от всяких посягательств. Подтверждением этому стал случай с отставкой кабинета министров В. Черномырдина. Вопрос об отставке президент, похоже, решил для себя сразу после злополучного расширенного заседания правительства 26 февраля 1998 г. Но только спустя три недели он решился посвятить в свои планы главу Администрации В. Юмашева и пресс-секретаря С. Ястржембского. Подобное поведение главы государства говорит в пользу того, что президент не склонен был безоглядно доверять молодым фаворитам все свои помыслы и посвящать их в собственные планы. Но и посвятив, он резонно опасался, что фавориты могут проговориться и намеченные кандидаты в отставники будут заранее предупреждены.

      Отставка  кабинета министров во главе с  В. Черномырдиным повлекла за собой  назначение нового премьер-министра. Им стал 35-летний С. Кириенко. 23 марта 1998 г. президент подписал указ о назначении недавнего руководителя Минтопэнерго первым вице-премьером и и. о. главы правительства.

      Наверное, только последнее его назначение на пост премьера российского правительства  не вписывалось в традиционную для многих государственных чиновников карьеру. В остальном же биография С. Кириенко довольно типична для поколения, которое успело родиться и вырасти еще в советском государстве. И по возрасту, и по послужному списку новый премьер-министр России отлично вписался в команду молодых реформаторов, представителей «новейшей генерации». Он окончил обычную советскую школу в Сочи, поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта, после окончания которого работал на заводе. Потом кооператив, банк, нефтяная компания и, наконец, правительство. Неоспоримо и то, что столь стремительному карьерному взлету в немалой степени способствовало то обстоятельство, что параллельно с учебой, службой и заводом он занимался комсомольской работой. В 1989 - 1991 гг. он являлся секретарем Горьковского обкома, ответственным за научно-техническое творчество молодежи.

      Вся дальнейшая трудовая деятельность С. Кириенко была связана с Нижним Новгородом, где он встретился и познакомился с Б. Немцовым. Поставив крест на карьере партийного номенклатурщика в 1991 г., С. Кириенко вынужден был переквалифицироваться в бизнесмены. Все, что необходимо для упрощения старта, у него имелось: организаторские навыки, способности и связи, приобретенные на комсомольском поприще. С. Кириенко занимал посты директора концерна АМК, председателя правления банка «Гарантия», главы нефтяной компании «Норисойл». Весной 1997 Г. по рекомендации Б. Немцова, который к тому времени был вице-премьером России, С. Кириенко попадает в Москву и назначается заместителем министра топлива и энергетики. В конце того же года он становится министром Минтопэнерго.

      Это кресло он занимал только четыре месяца.

      Утверждение С. Кириенко на пост главы российского  правительства было сопряжено с  громким политическим скандалом. Государственная дума дважды отвергала кандидатуру С. Кириенко, но Б. Ельцин настоял на своем.

      К тому времени многим уже было ясно, что в России грядет девальвация, но властные структуры, ответственные  за финансовую политику, продолжали упорно придерживаться своих убеждений и рекомендаций Международного валютного фонда. Ведь вслед за странами Юго-Восточной Азии и Южной Америки Россия стала полем большой международной финансовой игры. Более того, обвал был ясен еще за пять лет до «обвального августа», когда страна набрала невероятное количество кредитов. Очевидный сигнал поступил уже за месяц до обвала  -  17 июля 1998 г., когда в Петербурге в Петропавловской крепости должно было состояться перезахоронение останков царской семьи. Для этой цели потребовалось 2 млн. долларов. Но когда все работы были выполнены, оказалось, что в бюджете денег нет, а счета российского правительства арестованы Центральным банком РФ, который по своему статусу руководит финансовыми потоками в государстве, а также выдает и отзывает лицензии для коммерческих банков и банков республик, краев и областей РФ, принимает решения о выплатах по долговым обязательствам и т. д.

      Некоторые эксперты полагают, что обвал стал возможен еще и по причине того, что руководство ЦБ во главе с  С. Дубининым невзлюбило С. Кириенко. Весенняя отставка правительства стала своеобразным выводом из-под удара В. Черномырдина. Впоследствии выяснилось, что организации, которые сбрасывали государственные облигации на рынке, были государственными организациями  -  ЦБ РФ и Внешторгбанк РФ, находящийся в собственности ЦБ. Общая сумма этих бумаг составила 22 млрд. рублей (по тогдашнему обменному курсу -  3,5 млрд. долларов)  -  основная часть первого транша кредита МВФ в конце июля 1998 г. Выходило, что именно ЦБ и Сбербанк, сбросив соответствующий пакет государственных облигаций и закупив на полученные рубли валюту, привели российское правительство во главе с С. Кириенко к банкротству. Начиная с 1992 г происходил активный отток денег из России за границу (ЦБ РФ называл цифру в 1 млрд. долларов). И вдруг паника  -  дефолт августа 1998 г. Получаемые кредиты от МВФ тут же переводились в западные банки, а затем под видом денег негосударственных структур выбрасывались на рынок, где процент доходил до 220 - 240 %. Огромная прибыль возникала не на пустом месте, а из государственного бюджета, почти треть которого (29 %) Россия тратила на обслуживание долга.

Информация о работе Социально-экономическое положение России в 90-е гг.