Социально-экономическое положение России в 90-е гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:12, реферат

Краткое описание

Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Радикальные экономические реформы правительства Е.Т.Гайдара

Программа разгосударствления собственности

Экономическая политика В.С.Черномырдина

Августовский дефолт 1998 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

№68.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

      В. Черномырдин окончил Куйбышевский политехнический и Всесоюзный заочный  политехнический институты по специальностям инженер-технолог и инженер-экономист. Он кандидат технических наук. С 1973 по 1978 г. В. Черномырдин занимал посты заместителя главного инженера, а затем директора Оренбургского газоперерабатывающего завода. В 1978-1982 гг. - инструктор отдела тяжелой промышленности ЦК КПСС. Таков краткий послужной список этого политика.

      За  год реформ молодой капитализм успел пустить в России свои первые корни. Б. Ельцин считал себя неотъемлемой частью новой богатеющей России. Р. Хасбулатов и его коммунистические сторонники решили воспользоваться этим обстоятельством. Они ухватились за слухи о злоупотреблениях наиболее влиятельных министров Б. Ельцина. Сбором компромата занимался вице-президент А. Руцкой. Небольшой кейс, с которым он вышел на трибуну Верховного Совета 15 апреля 1993 г., стал своеобразным символом этого скандала. А. Руцкой во всеуслышание обвинил во взяточничестве сразу нескольких министров ельцинского кабинета. Его доклад перед депутатами парламента стал настоящей бомбой. Но истинная мишень нападок вице-президента ни для кого не была секретом, поэтому ответ Б. Ельцина не заставил себя ждать. Воспользовавшись поездкой вице-президента в Сибирь, Б. Ельцин своим указом освободил его от должности и удалил из Кремля. Опальный вице-президент нашел прибежище в Белом доме, где заседал парламент и где двумя годами раньше Б. Ельцин вместе с А. Руцким и Р. Хасбулатовым дал бой коммунистическому путчу. Теперь они оказались по разные стороны баррикад, а Белый дом превратился в штаб Хасбулатова и Руцкого.

      Стало очевидно, что дело идет к гражданской  войне. Не только депутаты и государственные  органы на местах, но и все общество раскололось пополам: одна часть была за парламент, а вторая за Ельцина. Такое противостояние было чрезвычайно опасно. Б. Ельцин решил пойти ва-банк. Он совершил визиты в бронетанковые войска, расположенные под Москвой. Обхаживая генералов и являясь Верховным Главнокомандующим, Б. Ельцин не был уверен в лояльности армии. Когда внеочередной VIII Съезд народных депутатов отклонил его инициативу о проведении референдума, Б. Ельцин просто обратился к народу посредством телевидения. Он объявил об особом порядке управления страной вплоть до преодоления кризиса власти и назначил на 25 апрели 1993 г. референдум о доверии президенту и его проекту Конституции. В ответ на это внеочередной IX Съезд народных депутатов попытался отстранить Б. Ельцина от власти. Не набрав большинства голосов, он должен был согласиться на проведение референдума, но настоял на своей формулировке вопросов. Из почти 65 % избирателей, принявших участие в референдуме, около 59 % высказались за доверие президенту, а 53 % одобрили курс реформ. Предложение парламента о досрочных перевыборах президента не прошло.

      21 сентября 1993 г. Б. Ельцин подписал  указ № 1400 «О поэтапной конституционной  реформе в России» и сделал  неожиданное обращение к гражданам,  которое потрясло страну. «С сегодняшнего дня прерывается осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации»,  -  заявил Б. Ельцин. Поздним вечером того же дня Конституционный суд собрался на экстренное заседание, на котором объявил ельцинский указ антиконституционным. Уже после полуночи Верховный Совет выразил недоверие президенту и 127 голосами «за» при двух воздержавшихся при 129 голосовавших утвердил новым президентом вице-президента А. Руцкого. Верховный Совет тут же приступил к формированию своей добровольческой армии, состоявшей из разношерстных противников Б. Ельцина, и провозгласил президента России самозванцем. В свою очередь Ельцин воспринял действия Верховного Совета как открытое восстание. Он приказал возвести вокруг Белого дома заграждения, чтобы изолировать своих противников. В разговорах С глазу на глаз российские генералы говорили президенту, что армия не желает быть втянутой в борьбу за власть.

      Положение тех, кто находился в Белом доме, ухудшилось после того, как Ельцин приказал отключить отопление, свет и телефон. Для пущей убедительности Ельцин лично посетил возводимые баррикады и заявил, что каждый, кто пожелает, может покинуть Белый дом, но назад уже никто не вернется. Закон и порядок покинули московские улицы. Сторонники Верховного Совета устраивали мощные антиельцинские демонстрации. Терпение Б. Ельцина лопнуло, и он назначил последний срок, до которого депутаты могут покинуть парламент,  -  4 октября. Огромная многотысячная демонстрация москвичей направилась на защиту Белого дома. Она смела милицейские кордоны и прорвалась к зданию, сняв блокаду. В это время Ельцин отдыхал на даче с семьей, не подозревая о том, что творится в столице. Перепуганные помощники сообщили ему о беспорядках в Москве, где А. Руцкой готовился к схватке. Он призвал население идти на штурм мэрии и Останкинского телецентра.

      Захватив  мэрию, воодушевленные успехом восставшие направились к телецентру. Но здесь  командующий внутренними войсками России А. Куликов подготовил им западню. На какое-то время Б. Ельцин потерял контроль над российской столицей, поэтому возвращался в Кремль на единственном безопасном виде транспорта  -  вертолете. Выслушав от начальника личной охраны А. Коржакова отчет о происходящем, он одобрил все действия военных. Телецентр находился под охраной верных Б. Ельцину спецвойск, имевших приказ открывать огонь на поражение. Огонь был открыт после того, как один из сторонников парламента выпустил снаряд из гранатомета по зданию телецентра. В вечернем полумраке вспыхнула беспорядочная перестрелка, толпа оказалась под перекрестным огнем.

      Ельцин  приказал министру обороны П. Грачеву  ввести войска для наведения порядка  в Москве. В ответ П. Грачев потребовал письменного приказа, который и  получил от президента. Тем самым Б. Ельцин взял на себя всю полноту ответственности за происходящее. Утром войска начали безжалостный штурм. Обстрелянный из танков Белый дом запылал. К 16.30 по московскому времени защитники парламента сдались и были отправлены в тюрьму. 4 октября Б. Ельцин выступил с телеобращением к стране. Белый дом был в пламени пожара, а президент остался единоличным правителем России. 12 декабря, как и предусматривалось указом № 1400, в стране состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними был проведен референдум по проекту новой Конституции.

      Между политическими партиями и движениями развернулась настоящая борьба за места  в новом парламенте. В соответствии с указом Президента РФ № 1400 выборы в Совет Федерации и Госдуму прошли 12 декабря 1993 г. Выборы проходили по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. По прогнозам власти, победу на выборах прочили блоку «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. Поэтому полной неожиданностью для многих стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР) В.Жириновского, за которую избиратели подали более 25 % голосов. Всего в Госдуму было избрано 444 депутата, одним из первых решений которых стало Постановление об амнистии лиц, находящихся под следствием и содержащихся под стражей в связи с событиями августа 1991 г. и октября 1993 г.

      Одновременно  с выборами в новый парламент  проводился референдум по проекту новой  Конституции Российской Федерации, за который проголосовало большинство  избирателей. Конституция РФ закрепила  чрезвычайно широкие полномочия за президентом, который не только определяет политику государства, но и назначает председателя правительства, кандидатуры судей в Конституционном суде и т. д. Он также имеет право роспуска Государственной думы в случае троекратного отклонения кандидатуры премьера и назначения новых перевыборов, хотя заложенный в Конституцию правовой механизм на первый взгляд вроде бы и не позволяет сделать президентскую власть абсолютной и устанавливать единоличное правление.

      В августе 1994 г. Президент РФ Б. Ельцин встретился в Берлине с Канцлером Германии Г. Колем. Эта встреча ознаменовала окончание «холодной войны» на международной арене. В это время последние российские войска навсегда покидали Германию. Но ближайшее окружение президента было обеспокоено: чем стабильнее была обстановка, тем больше Б. Ельцин был подвержен алкоголизму. В Германии российский президент солировал с хором и дирижировал оркестром. После Берлина Б. Ельцин отправился отдыхать на Черное море. Ближайшее окружение, решив, что дело зашло слишком далеко, составило коллективное письмо, умоляя его взять себя в руки. Б. Ельцин пришел в гнев. Ознакомившись с его содержанием, он бросил письмо в лицо В. Илюхину, а затем вызывал каждого из подписантов поодиночке и заставлял отказаться от него. Но через два месяца история повторилась. По дороге из США у российского президента была запланирована встреча с ирландским премьером А. Рейнольдсом в аэропорту Шеннон. Торжественный караул битый час ждал сначала самолет президента России, а затем и самого президента, который б это время спал пьяным сном. Ирландский премьер прождал целый час Б. Ельцина у трапа самолета, а в результате к нему вышел первый заместитель премьера О. Сосковец.

      Несмотря  на подобные казусы, в Кремле Б. Ельцин сидел крепко, как настоящий царь. А. Коржакову, своему другу и телохранителю, он приказал сформировать Службу безопасности президента, независимую от ФСБ. Возвышение А. Коржакова вызвало возмущение в окружении Б. Ельцина. Коржаков решал, кого пускать к Ельцину, а кого нет. Он создал собственную, наводящую ужас, службу безопасности. В кабинет к любому чиновнику любого ранга мог войти человек из Службы безопасности президента и произвести обыск. Набирая силу именем президента, А. Коржаков нередко пользовался диктаторскими методами. Он даже прибегал к оружию, чтобы запугать ельцинских недоброжелателей, как это было в 1994 г. в конфликте с банкиром и телемагнатом В. Гусинским.

      Вознаграждение  подобной преданности было астрономическим. Особенно бросалась в глаза дружба с Ш. Тарпищевым  -  тренером Б. Ельцина по теннису и близким  другом А. Коржакова. Он занимал пост министра спорта, но состояние сделал на так называемом благотворительном фонде спорта. Чтобы помочь «благотворительности», президент освободил ввозимые фондом сигареты и спиртные напитки от налогообложения. Чистая прибыль от такого бизнеса составляла 20 млн долларов в месяц, но государству от этого ничего не доставалось.

      Архитектором  приватизации в первом реформаторском правительстве Ельцина был А.Чубайс. Вознамерившись положить конец придворным поблажкам, он втайне разработал запрещавший  их указ. Б. Ельцин отказался подписать  указ, но после долгого и горячего разговора он все-таки поставил свою подпись под указом, отменявшим льготы. Но это была не последняя схватка между А. Коржаковым и А. Чубайсом за расположение президента. А. Чубайс утверждал, что он гарант рыночных реформ Ельцина.

      Магазины  наполнялись товарами, полным ходом шло различное строительство. Но вместе с тем угрожающих масштабов достигла преступность. Милиция проводила облавы с полной уверенностью, что корни мафии на юге России  -  в Чечне. В течение трех лет самопровозглашенный президент Чечни Дж. Дудаев был у Б. Ельцина как бельмо в глазу. Он провозгласил независимость от России и сделал республику свободной зоной для мафии. Криминализация нарастала, Чечня стала «крышей» многих преступных группировок. В одно время почти четверть государственного бюджета была пущена на воздух через фальшивые авизо. Республика была напичкана оружием, оставшимся после распада СССР от Советской Армии. С одной стороны, Дж. Дудаев формировал свою армию, с другой  -  в Чечне возник рынок, снабжавший оружием российскую преступность.

      Обеспокоенный развитием событий Кремль начал  искать человека, которого можно было бы поставить вместо Дж. Дудаева. Власть сделала ставку на У. Автурханова  -  бывшего председателя колхоза. В Кремле была сочинена история о  том, что У. Автурханов и его отряды контролируют 4/5 территории Чечни. С ним встретился руководитель Администрации Президента С. Филатов, который и передал документы Б. Ельцину. Вскоре президент санкционировал ввод войск в Чечню.

      Военная операция началась 25 ноября 1994 г. Ее смысл  заключался в том, чтобы свергнуть режим Дж. Дудаева руками марионеточной оппозиционной армии при поддержке воздушно-десантных войск, чьи солдаты использовались в качестве наемников. Однако на самом деле все пошло не так, как планировалось.

      Дж. Дудаев подавил мятеж, самозванцы понесли тяжелые потери. Лидер крохотной Чечни «утер» президенту России нос на виду у всего мира. Разъяренный Б. Ельцин собирает Совет безопасности, на котором министр обороны П. Грачев сделал предложение о блокировании территории Чечни войсками, после чего предстояло захватить Грозный  -  столицу республики. Предполагалось, что движение войск приведет либо к свержению режима Дж. Дудаева, либо к его уступкам Москве. Но в действительности все оказалось намного трагичнее, а решение, принятое президентом после заседания Совета безопасности, стало позором для целого поколения россиян. Против военного вмешательства высказались даже силовые министры. Но армии было отведено две недели на подготовку, и она направила танки к границе Чечни. Начало военной операции было спланировано на пять часов утра 11 декабря 1994 г., а к восьми утра Грозный должен был быть взят. Но армия не была готова выступить к назначенному времени. Министр обороны перенес начало на девять утра, и отсрочка оказалась роковой. Был утрачен фактор внезапности. Лишенные возможности совершить быстрый марш-бросок, российские танковые колонны стали легкой добычей чеченцев. Многие танки были подбиты еще на подходе к границе республики, а к ночи Россия оказалась втянутой в войну. Грозный подвергся массированной бомбардировке, бои велись за каждое здание в городе. Потери среди мирного населения были огромны. Русские, застигнутые врасплох, погибали от пуль и снарядов своей родной армии. К лету 1995 г. ситуация в Чечне, казалось, находилась под контролем, как вдруг случилась трагедия в Буденновске. Рейд Ш. Басаева поверг власть в шоковое состояние. Из Москвы был получен приказ на штурм захваченной террористами больницы. Перед выборами 1996 г. Б. Ельцин провел встречу в Кремле с новым лидером сепаратистов 3. Яндарбиевым.

Информация о работе Социально-экономическое положение России в 90-е гг.