Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:34, реферат
Для анализа объекта изучения будет необходимо выявить общее и различное между православными праздниками и языческими, отыскать заимствования и черты языческих празднований в празднованиях православных.
Чтобы реализовать поставленные цели, необходимо будет выполнить ряд последовательных задач, а именно:
найти информационные источники;
изучить и проанализировать материал, провести анкетирование и обработать полученные данные;
скомпилировать факты и гипотезы, создать упорядоченную информационную структуру;
выстроить выводы, представить их в виде текущей исследовательской работы.
I. Введение
II. От языческих богов к единобожию
Мифическая картина мира древних славян
Двоеверие на Руси. Новые старые праздники
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
V. Приложение
Во главе пантеона славян стоял Перун – бог грома (самого страшного проявления стихий), умудренный воин, воплощение высшей справедливости и правосудия. Перун представлялся в образе седого («серебряная голова») и златоусого воина. Он едет по небесам в колеснице или верхом на коне и мечет оттуда стрелы-молнии. Человек, погибший от молнии, не оплакивался – считалось, что Перун такой ценой избавил его от укрывшейся в теле нечисти. Гром происходит либо от грохота колесницы бога, либо от конских копыт, либо от храпа Перуна во время сна. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна
мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.3
Священными животными Перуна считались бык, конь. Именно их по преимуществу и приносили ему в жертву. Из растений Перуну посвящался дуб, в чьих рощах располагались древнейшие места поклонения громовержцу.
Перун, как верховный бог, выступает и как родоначальник славян, а позднее - верховный покровитель княжеской власти и дружины. По мере укрепления власти князей он пользовался на Руси все большим почитанием. Одновременно он и небесный князь, глава светлых богов.
Князь Владимир Святославич создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей…».
Стоящий во главе всех богов Перун – бог дружинников – знаменовал военную мощь молодого русского государства. Языческая триада Стрибог – Дажьбог – Мокошь, по мнению некоторых исследователей, была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу-Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеона киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Наконец, в пантеон были включены земледельческие Хорс и Семаргл. Был в Киеве и идол Велеса, но находился он не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтен слишком «диким», чтобы равнять его с «княжескими» богами и показывать иноземцам.
С
принятием христианства все идолы
были изрублены, кроме Перуна – к
нему, даже поверженному, Владимир проявил
уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт
из двенадцати дружинников сопровождал
его до порогов в соответствии с одной
из форм славянского погребения, когда
покойного помещали в ладью и пускали
вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен,
как умерший человек.
2.
Двоеверие на Руси. Новые
старые праздники
Славяне в течение веков накапливали запас положительных знаний, рациональных представлений об окружающем мире. Они приходили к установлению в годовом кругообороте природы естественных периодов, определявших чередование трудовых процессов. В эти реалистические наблюдения вплетались и иллюзорные представления о действительности, стремление воздействовать на природу. Поэтому календарные праздники с их традиционными игрищами, увеселениями, связанные с этапами хозяйственных работ, включали и религиозные обряды, и ритуалы, суеверные приметы и гадания, направленные на магическое обеспечение желаемого урожая, плодородия, благополучия, здоровья.
Наблюдая течение года, славяне, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев и каждому из них дали название, соответствующее с временными явлениями или действиями природы: январю - просинец (вероятно, от синевы неба), февралю - сечень, марту - сухий, апрелю - березозол (наверное, от золы березовой), маю - травный, июню - изок (так называлась у славян какая-то певчая птица), июлю - нервен (не от красных ли плодов или ягод?), августу - зарев (от зари или зарницы), сентябрю - рюен (или ревун, как толкуют: от рева зверей), октябрю - листопад, ноябрю - груден (от груд снега или мерзлой грязи), декабрю - студеный. Столетие называлось веком, т.е. жизнью человеческой.
Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота - на стыке января и декабря и в июне.
Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие языческие ритуалы воспринимались все менее серьезно и сохранились лишь в детских играх.
В день зимнего солнцестояния, или солнцеворота славяне возносили хвалу богу Род, творцу всего сущего, и сопутствующим ему Рожаницам. Также в этот день солнцу нужно было помочь набрать силу – поэтому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками. Почти 2 недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, т.н. Колядки или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось новорожденное молодое солнце, т.е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым.
В эти дни, считавшиеся магическими (когда любое доброе пожелание непременно должно исполниться, а обычные поступки приобретали особое значение), люди старались одеться во все новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку считали, что как встретишь праздник – таков и будет весь будущий год. Древние традиции празднования начала года сохранились и по нынешний день, оставшись практически неизменными, вне зависимости от вероисповедания.
После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки (у древних славян считалось, что в это время происходит свадьба Даждьбога и богини Марены). Юноши и девушки наряжались в маски (хари) коней, коз, коров, медведей. Этот обычай переодевания сохранился до настоящего времени, превратившись в новогодний карнавал или Рождество с ряжеными. Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. В своей повести «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством" Николай Васильевич Гоголь приводит пример песенки-колядки:
Щедрик,
ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!4
Колядки
нередко отождествляли с
6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
Нельзя и забывать о главном современном символе Нового года, которым является Дед Мороз. Первоначально – сезонное языческое божество, воплощение зимней стужи. В славянских поверьях Мороз – седобородый старик-кузнец, «сковывающий» воду зимой льдами. Мог быть жестоким и опасным, ходить по полям и побивать посевы. В деревнях, чтобы избежать этого, «кормили» грозного духа киселем. Однако, со временем, образ Мороза кардинально изменился, обретя православного прототипа – Николая Чудотворца и превратившись доброго, одаривающего людей, волшебника.
От Рождества до Крещения (19 января), когда все вокруг казалось славянам сказкой, проходили девичьи гадания, в попытках узнать своего суженого. Гадания живы и поныне. В.А.Жуковский описывал так:
В начале февраля русские язычники отмечали Громницу - праздник в честь бога Перуна и почитания огня.
11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому, его жен. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.
В
марте проходили Мертвые
Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы - медвежий праздник, в христианское время получивший название Масленицы. Есть несколько версий появления самого названия праздника. По одной из них, и наиболее вероятной, в основе слова «Масленица» лежит славянская традиция выпекания блинов. Традиция эта была связана с тем, что наши предки пытались привлечь милость Солнца, уговорить его сильнее греть замерзшую землю. Для этого стряпали блины — круглые, румяные, так похожие на Солнце. Вместе с блином они как бы съедали частицу тепла и могущества светила. Вообще, в этот день круг имел особенное значение. В русских деревнях совершали немало различных действий, связанных с кругом. Несколько раз объезжали села на лошадях. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам. Водили хороводы. Наши предки верили, что подобные церемонии «умасливают» Солнце, делают его добрее. Отсюда и название — Масленица. Также славяне совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, для того чтобы урожай был обильным или сжигали на костре. Масленица очень гармонично сосуществует со славянскими праздниками - это последняя неделя перед великим постом, когда можно вкушать масло животного происхождения и другие молочные продукты.
В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью - Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Даждьбога. День этот у древних славян назывался Красной Горкой. После крещения Руси Красную Горку справляли в первое после Пасхи Фомино воскресенье, только славили уже не Даждьбога, а Иисуса Христа.
Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В эти дни водили хороводы, распевая при этом песни о любви – это тоже некогда было магическим обрядом, обеспечивающим благополучие и плодородие.
Во вторник на Фоминой неделе язычники отмечали Радоницу (Навиев день) - весенний праздник для умерших. Радоница имела множественное значение и выражала имена языческих родовых божеств, олицетворяющих почитание усопших. Умершим приносили жертвы на погребальные курганы.
1 и 2 мая язычники поклонялись Перуну. В этот день, как правило, были первые майские грозы.
6
мая, в день Егория вешнего
(святого Георгия в
В июне русские язычники молили своих богов о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны с Ярилой. Ритуалы, связанные с этим божеством, начинались 4 июня и повторялись еще 2 раза.
На это же время приходится праздник Троицы (ранее называвшийся Днем Триглава), ставший в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей зелени. Подобно тому, как на Масленицу чествовали, а потом уничтожали чело зимы, на Троицу срубали березку, украшали ее лентами, с пением носили по селу, а потом обламывали с нее ветви и разбрасывали по полям, чтобы земля была более плодородной. На Троицу девушки плели венки, дарили их друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели – покровительницы девушек.
Информация о работе Славянские праздники: от язычества до православия