Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:15, реферат
Основной причиной буржуазных реформ в России был кризис феодально-крепостнической системы, которая стала тормозом для дальнейшего развития производительных сил. В стране развивались капиталистические отношения, проникавшие и в промышленность, и в сельское хозяйство. Росли торговые связи. Улучшалась техника обработки земли, появлялись новые, более усовершенствованные орудия труда, увеличивались посевы технических культур. Но всем этим новшествам препятствовала старая феодальная система.
1. Вступление
2. Предпосылки и особенности реформ на Северном Кавказе
3. Подготовка и проведение отмены крепостного права
4. Судебная реформа и другие буржуазные преобразования 60-70гг.
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Таким образом, манифест и положения не дали крестьянам не только желанной земли, но фактически и воли, так как крестьяне по-прежнему подвергались унизительным поркам, не могли распоряжаться ни своей судьбой, ни семейными делами. Комендант г. Ставрополя Хромов высек розгами 11 дворовых людей. Возмущение этим поступком было столь значительным, что присутствию пришлось отобрать у Хромова всех его дворовых. Но это ничему не научило остальных дворян. Помещики Асеев и Венеровская плохо кормили крестьян, били, издевались над ними. Помещица Введенская засекла одного крестьянина, а брата его отдала в солдаты. И таких примеров было множество.
Убедившись в грабительском характере реформы, крестьяне снова поднимались на борьбу, добиваясь «настоящей воли». Они отказывались нести барщину и платить оброк, захватывали помещичьи земли, рубили их лес. В мае 1861г. крестьяне помещика Скаржинского в с. Бургун-Маджары начали самовольный выпас скота на помещичьей земле. Подобные случаи проходили в с.Маслов Кут и др. имениях. Для наведения порядка вводились воинские команды. Волнения в с.Маслов Кут и Александровка длились годами. Масловокутцы вообще отказывались признавать себя крепостными. Многолетняя борьба этих крестьян завершилась оформлением в 1862г. договора, по которому они получали казенные земли и должны были выселиться из своего села на новые места. Губернское присутствие вынуждено было поторопиться с введением уставных грамот, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. Наконец был определен размер крестьянского надела – 8 десятин на душу. Это было значительно меньше наделов, которыми пользовались крестьяне при крепостном праве. Поэтому составление уставных грамот продвигалось крайне медленно. Не спешили и помещики с составление грамот, направляя все усилия на то, чтобы сохранить и земли, и рабочую силу.
В Ставропольской губернии несоответствие между ценой земли и размерами выкупных платежей было особенно заметным. Фактическая цена земли была значительно иже той, которую крестьян заставляли выплачивать. Часто они вообще бросали землю и убегали, чтобы не платить выкуп за нее. За 20 лет, с 1861 по 1881гг., было заключено всего 4 сделки, и те принудительно для крестьян. Им давали участки меньше положенных, а когда условия били особенно невыгодны, крестьяне вовсе отказывались от полевых земель. Поэтому освобождение от крепостного права прошло в губернии значительно быстрее, чем выкуп земли. За 5 лет освободилось более двух третей крестьян, которые перешли в разряд казенных, и только одна треть оставались временнобязанными.
Даже на выкупаемые крестьянами земли помещики сохраняли сервитутные права: охоты, сенокошения, рубки дров, рыбной ловли и т.д. В приговоре крестьян Тарумовского сельского общества говорилось: «…ежели таковые не будут отменены в нашем наделе, то мы никогда не будем считаться собственниками, и нам при таком ограничении нельзя жить, так как постоянные столкновения с помещицей неизбежны». Однако выкупные учреждения стояли на страже интересов помещиков, поэтому крестьянам было отказано. Таким образом, помещики сохраняли за собой значительную часть земель, которые должны были быть переданы крестьянам. В.П. Крикунов пишет, что «таких отрезков» не знала ни одна Губерния в России». Вместо 63 536 дес. Крестьяне получили 26 401 дес., то есть им было недодано 37 135 дес.
4. Судебная реформа и другие буржуазные преобразования 60-70гг. 19 века.
После отмены крепостного права развитие страны по буржуазному пути пошло ускоренным путем. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка», - писал В.И. Ленин. Менялась не только Экономическая основа: ликвидация крепостнического базиса потребовала изменений и в надстройке. Вслед за крестьянской был проведен целый ряд буржуазных реформ. «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т.п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения».
Несмотря на буржуазный характер реформ, они, как и крестьянская, были теми полумерами, на которые согласилось царское самодержавие, стремившееся сохранить самодержавную монархию и ее основные органы управления, приспособив их к новым историческим условиям. Одной из первых буржуазных реформ, проведенных вслед за отменой крепостного права, была земская реформа 1864г. По словам В.И. Ленина, она «…была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска». Земские учреждения, созданные по этой реформе, должны были стать органами местного самоуправления, которые решали бы все местные дела, облагали население сборами и повинностями, ведали медицинской помощью населению, школьными делами.
Преимущество в земских учреждениях – уездных и губернских земских собраниях и управах было отдано помещикам, несмотря на декларированную бессословность земских выборов. Руководство земством должно было вознаградить их за потерю помещичьей власти над крестьянами. Выборы проводились не только на основе имущественного ценза, затруднявшего попадание представителей народа в земские учреждения, но и сословного ценза. Преимущественные права предоставлялись владельцам крупных земельных участков (не менее 200 десятин) и владельцам промышленных и торговых предприятий. Мелкие землевладельцы могли принимать участие только в многостепенных выборах. В 60-е гг. в земских собраниях 74,2% составляли дворяне, 10,9 – купцы, 10,6 – вся масса крестьянства, и 4,3– прочие.
Однако земские учреждения вводились не единовременно и не по всей стране. Там, где слабо было развито помещичье землевладение, в том числе и в Ставропольской губернии, ни в 60-е, ни в 70-е гг. земство не было введено. Только много позже, в начале двадцатого века, здесь провели земскую реформу, да и то в урезанном виде. Все управление сельской жизнью в губернии сосредотачивалось в руках волостных и сельских управлений и сельских старост, возглавляющих их.
Волостной сход избирал должностных лиц: старшину, членов волостного правления, волостной суд. Волостной старшина исполнял главным образом полицейские функции, контролировал сельских старост. Таким образом, волостное и сельское управление носило по-прежнему узко сословный характер и было для правительства удобным и дешевым учреждением для сбора налогов и выполнения других повинностей, для организации призыва в армию и полицейские слежки за населением.
Наиболее последовательной из буржуазных реформ 60-х гг. была судебная – введение судебных уставов 1864 г. Вместо сословного феодального суда в стране вводился новый – бессословный суд, основанный на буржуазных принципах. Декларировалась независимость суда от администрации, гласность и публичность заседаний, состязательный процесс, несменяемость судей, которых мог освободить от занимаемой должности только суд. Создавались институты присяжных заседателей, адвокатов, нотариат, выборный мировой суд. В документах об организации новых судебных учреждений говорилось о создании суда скорого, правого, милостивого и равного для всех. Лживость этих утверждений обнаружилась очень скоро. Даже запрещение телесных наказаний, наложение клейма на лицо фактически не коснулись крестьян. Для них тюремное заключение могло быть заменено наказанием розгами.
В основе нового судоустройства и судопроизводства лежал буржуазный принцип равенства всех перед законом. Лицемерие этого принципа стало очевидным после введения судебных уставов: отношение к представителям буржуазии и народа было совершенно различным. Особому суду подлежали члены государственного совета и министры, чиновники старше титулярного советника. Лица духовного звания могли быть судимы духовным судом, лица, служившие в армии – военным. Принцип бессословного суда фактически нарушался, в нем сохранялись сословные пережитки.
По уставам предусматривалось 2 вида судов: мировые и окружные. Мировые суды создавались в городах и уездах. Чтобы быть избранным в состав суда, надо было обладать определенным имущественным, образовательным и служебным цензом, то есть стать судьей мог только человек зажиточный. Мировой суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела, иски по делам, не превышающим 500 руб. Приговоры, которые выносили мировые суды, ограничивались денежным штрафом до 300 рублей и арестом до 3 месяцев или тюремным заключением до полутора лет. Более крупные преступления и дела рассматривались в окружных судах. Им были подсудны все уголовные дела, кроме политических. Прогрессивным моментом в деятельности окружных судов было участие в разбирательстве уголовных дел присяжных заседателей. Они решали вопрос о виновности или невиновности обвиняемого. Хотя присяжными заседателями юридически могли стать люди всех сословий, фактически это также ограничивалось имущественным цензом. Кроме того, требовался ценз оседлости, образования и благонадежности для того, чтобы быть избранным, что ярко отражало классовый характер суда. Но даже и с этими ограничениями наличие присяжных, «суда улицы», по словам В.И. Ленина, «вносит в живую струю тот дух канцелярского формализма, которым насквозь пропитаны наши правительственные учреждения».
Обжалования по гражданским и уголовным делам рассматривали судебные палаты. Они же занимались должностными преступлениями чиновников. Дела о политических преступлениях вскоре были изъяты из суда присяжных и переданы военно-окружным, а с 1872г.- в Особое присутствие правительственного сената. В этих органах еще сильнее было засилье дворянских элементов. Сословным крестьянским судом был, как говорилось, волостной суд, избираемый волостным сходом. Он рассматривал имущественные иски не выше 100руб, и мелкие уголовные преступления крестьян.
На мировом судебном съезде 15июля 1868г. был выработан особый, «по местным соображениям, наказ» о внутреннем распорядке и делопроизводстве в мировых судах губернии, который определил места их постоянного пребывания. По распоряжению наместника Кавказа с 1868г. вводилось в действие положение о нотариальной части 1866г. Чтобы найти на место нотариуса подходящего человека, было дано объявление в газете «Кавказ» об открытии новой должности. Непременным условием для занятия ее было внесение денежного залога. Таким образом, и эта должность была доступна только имущим.
Залог требовался и от судебных приставов. А для присяжных заседателей – имущественный ценз. Учителя народных школ вообще не имели права быть присяжными, крестьяне – только в случае занятия ими должности в общественном управлении. Таким образом, даже наиболее последовательная из буржуазных реформ – судебная – на деле была половинчатой и куцей. В.И. Ленин считал институт мировых судей, «выбираемых имущими классами из имущих лиц», пародией на настоящий суд.
Коснулись буржуазные реформы и народного образования. Развитие промышленности, рост техники тормозились безграмотностью населения страны. Правительство вынуждено было пойти в 1864г. на издание «Положения о начальных народных училищах». Открывать и содержать школы получили право как общественные учреждения, так и частные лица. Руководство школами должен был осуществлять губернский или уездный училищный совет, он обязан был соблюдать предписание Положения – «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Вводились новые университетский и гимназический уставы. Но поскольку на Северном Кавказе не ни одного университета, этот устав Кавказа не касался. Среднее образование официально становилось бессословным, т.е. учиться могли дети «всех сословий, без различия звания и вероисповедания». Но обучение в гимназиях оставалось, разумеется, платным, доступным только для детей обеспеченных родителей.